Принцип работы механической коробки передач автомобиля

Содержание

Работа механической коробки передач

Принцип работы механической коробки передач автомобиля

Механическая коробка передач (МКП) — это традиционное решение, которое используется на большинстве автомобилей в Европе и Азии. А в России МКП — это де-факто стандарт, на который опираются как отечественные автопроизводители, так и автошколы при обучении водителей. О том, что такое механическая коробка передач, как она устроена и работает, читайте в этой статье.

История механической коробки передач

Уже первые эксперименты с двигателями внутреннего сгорания в конце XIX века показали, что у них есть существенный недостаток: ДВС могут обеспечивать высокий крутящий момент только в достаточно узком диапазоне оборотов. Поэтому наиболее сложным для автомобилей того времени было стронуться с места и подняться в гору.

Первое решение этой проблемы в 1888 году предложил Карл Бенц: он установил на вал двигателя и на ведущую ось по два шкива разного диаметра, и «переключение» передач производилось простым перекидыванием ремня с одной пары шкивов на другую. Удивительно, но даже это простое решение намного улучшило характеристики автомобиля.

На самом деле коробка передач была изобретена задолго до Бенца — подобные механизмы столетиями использовались для изменения крутящего момента в станках, которые приводились в движение сначала водяными колесами, а затем паровыми двигателями.

Уже на рубеже XIX и XX веков были созданы двух- и трехвальные коробки передач с ручным управлением, которые за прошедшее столетие принципиально не изменились и сегодня используются на автомобилях.

Устройство МКП

Вне зависимости от типа, все механические коробки передач имеют одинаковое устройство. В современных коробках есть несколько основных элементов:

— Два или три параллельных вала; — Блоки шестерен на валах; — Синхронизаторы (муфты включения передач);

— Механизм переключения передач.

Все эти элементы расположены в герметичном корпусе (картере), где обеспечивается их постоянная смазка — для этого картер заполняется специальным трансмиссионным маслом. При понижении уровня масла детали КП быстро выходят из строя (так как испытывают значительное трение и механические нагрузки), могут потребоваться новые запчасти для коробки передач и проведение ремонтных работ.

Однако между двухвальной и трехвальной МКП существуют существенные отличия, о которых необходимо сказать особо.

Двухвальная коробка передач

Как понятно из названия, двухвальная коробка передач имеет два вала:

— Ведущий вал — соединен со сцеплением, вращается с той же скоростью, что коленчатый вал двигателя;
— Ведомый вал — расположен параллельно ведущему, при включении передач крутящий момент с него передается на редуктор ведущего моста.

На каждом валу имеется блок шестерен, причем шестерни ведущего вала составляют с ним единое целое (часто фрезеруется из одной заготовки). Шестерни ведомого вала свободно вращаются на нем, и при этом имеют постоянное зацепление с шестернями ведущего вала. На ведомом валу, между шестернями, расположены муфты включения передач (синхронизаторы), с помощью которых осуществляется блокировка шестерен на вал при включении передач.

Двухвальные МКП обладают достаточно высоким КПД и имеют простую конструкцию, что обеспечивает высокий срок службы и снижает затраты на ремонт и запчасти для коробки передач. Однако двухвальные коробки из-за ограниченного диапазона изменения крутящего момента находят применение только на легковых автомобилях — они устанавливаются преимущественно на переднеприводных машинах, а также на авто с задним расположением двигателя.

У двухвальной коробки есть и еще одна особенность: расположенные параллельно валы не могут вращаться как единое целое, поэтому передача крутящего момента от двигателя к редуктору на любых скоростях осуществляется только через пары шестерен. Невозможность реализации прямой передачи несколько снижает ресурс коробки, так даже на высших передачах шестерни всегда работают под нагрузкой.

Трехвальная коробка передач

Трехвальные МКП имеют более сложное устройство, однако они, по сравнению с двухвальными КП, обладают более широкими возможностями. Как нетрудно понять, эти коробки имеют три вала:

— Ведущий вал — соединен со сцеплением и передает крутящий момент от двигателя к остальным элементам коробки; — Промежуточный вал — служит промежуточным звеном, через него осуществляется передача крутящего момента от ведущего вала к ведомому;

— Ведомый вал — с него снимается крутящий момент для передачи к редуктору ведущего моста (или мостов в случае многоосевых автомобилей).

Ведущий вал короткий и имеет всего одну жестко закрепленную шестерню, на промежуточном валу также жестко закреплен блок шестерен, а шестерни ведомого вала (он расположен на одной оси с ведущим, нередко эти валы имеют общий коренной подшипник) свободно вращаются и блокируются синхронизатором только при включении передач. Промежуточный вал всегда находится в зацеплении с ведущим, поэтому он постоянно вращается. Шестерни ведомого вала тоже всегда находятся в зацеплении с шестернями промежуточного вала, однако ведомый вал приходит во вращение только при включении передач.

При ремонте МКП, из-за ее сложной конструкции, необходима более широкая номенклатура запасных частей для коробок передач. Однако благодаря наличию промежуточного звена в этой коробке удается реализовать прямую передачу (обычно это 4-я передача), когда крутящий момент передается напрямую от ведущего вала ведомому, чем достигаются лучшие показатели экономичности при движении на больших скоростях.

Синхронизаторы

Важную роль в коробках передач играют синхронизаторы. Эти устройства, расположенные на ведомом валу между шестернями, обеспечивают плавную, безударную блокировку шестерни при включении передачи. Необходимость в синхронизаторах возникает из-за того, что все шестерни имеют разный диаметр, а, значит, вращаются с различной скоростью — либо быстрее, либо медленнее ведомого вала.

Синхронизаторы вращаются с валом как единое целое, но могут перемещаться по нему в продольном направлении. При переключении передачи синхронизатор входит в контакт с шестерней с помощью конической поверхности (за счет сил трения), доводит скорость ее вращения до необходимой (ускоряет или затормаживает), а затем входит с шестерней в зацепление с помощью зубчатого венца. Этот процесс возможен только при выжатой педали сцепления, в противном случае есть риск повреждения венцов шестерен и синхронизаторов, а также более серьезных поломок.

В итоге, синхронизатор, шестерня и вал начинают вращаться, как единое целое, включение передачи производится без ударов и возможных при этом деформаций компонентов коробки передач.

Принцип работы механической коробки передач прост, и в общем случае сводится к блокировке той или иной шестерни на ведомом валу с помощью механизма переключения передач. Механизм переключения передач состоит из следующих частей:

Рычаг — с его помощью осуществляется ручное переключение передач;
Ползуны включения передач — штанги, которые передают усилие от рычага к вилкам переключения передач. В четырехступенчатой МКП три ползуна — по одному для включения 1-2 и 3-4 передач и один для включения заднего хода;
Вилки переключения передач — они постоянно зацеплены с синхронизаторами, с их помощью синхронизаторы перемещаются по ведомому валу и входят в зацепление с шестерней.

Читайте также  Можно ли мешать масло в коробке передач?

Также в МКП предусмотрен механизм защиты от одновременного включения двух передач — так называемый замок, который обеспечивает нейтральное положение неиспользуемых при включении передач ползунов.

Работа механической коробки передач сводится к следующему:

— В начальный момент рычаг находится в нейтральном положении, коробка не передает крутящий момент; — При включении первой передачи соответствующий ползун приводит в движение синхронизатор, который, в свою очередь, блокирует на ведомом валу шестерню первой передачи. При отпускании педали сцепления ведущий, промежуточный и ведомый вал приходят во вращение, при этом коробка обеспечивает передачу на редуктор моста максимального крутящего момента.

Автомобиль трогается с места, осуществляется разгон; — При достижении определенной скорости производится переключение на 2, а затем на 3 передачу — процесс аналогичен описанному выше.

При каждом переключении передач необходимо выжимать педаль сцепления, чтобы разъединять коробку и вал двигателя;

— При включении четвертой передачи ведомый вал входит в сцепление с ведущим — этим обеспечивается прямая передача (передаточное отношение 1:1), при которой двигатель работает в наиболее выгодном и экономичном режиме.

Многие МКП оборудованы повышающей передачей (обычно пятой), при которой передаточное отношение меньше единицы. В этом случае достигается не столько повышение скорости автомобиля, сколько оптимизация режима работы двигателя, снижение потребления топлива при больших оборотах. Такое решение усложняет конструкцию трансмиссии, и зачастую при ремонте необходимо приобретать дорогостоящие запчасти на механические коробки передач.

Напоследок нужно сказать, что термин «механическая коробка передач», который используется в нашей стране, некорректен — этот тип коробок правильнее называть «ручным». Неточность вкралась из-за англоязычной аббревиатуры MT, которая означает «manual transmission», то есть — «ручная трансмиссия». Буква «М» здесь была истолкована как «механическая», что не соответствует истине. Однако данный термин стал общепризнанным, и, услышав словосочетание «механическая коробка передач, мы понимаем, о каком механизме идет речь.

Еще в этом разделе

Источник: http://www.autoopt.ru/articles/products/2903966/

Устройство и принцип работы механической коробки передач

Принцип работы механической коробки передач автомобиля

Под коробкой переключения передач понимаются особые механизмы, которые изменяют крутящий момент и скорость машины. Исключением является механическая КПП, являющая собой многоступенчатый редуктор, изменяющий скорость. Как правило, она являет собой узел в корпусе с особыми механизмами, передающими подобранную мощность. У механической коробки может быть от 3-х до 4-х ступеней, переключение происходит механически.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ВСЕ ПРО ⇒ АВТОМАТИЧЕСКУЮ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ

Назначение и особенности устройства МКПП

На сегодняшний день МКП не является распространённым видом коробок. Основное назначение МКПП заключается в преобразовании крутящего момента и его последующей передаче на колёса от мотора, изменяя, таким образом, придаточное число.

ПОДРОБНЕЕ ПРО ⇒ МЕХАНИЧЕСКУЮ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ ⇐ ЧИТАЙТЕ В ИСТОЧНИКЕ

МКПП включает в себя:

  • Сальники и подшипники;
  • Проволочные колечки;
  • Синхронизатор, состоящий из муфточки, сухарей и пары блокировочных колец;
  • Рычаг, посредством которого переключаются скорости;
  • Шестерёнки валов;
  • Пара-тройка валов;
  • Корпуса.

Исходя из количества валов различают 3-х и 2-вальные МКП.

По численности ступеней различают:

Сцепление активирует крутящий момент, переключение колёс и двигателя на холостое функционирование.

Особенности устройства и принцип функционирования 2-вальной МКПП

В легковые переднеприводные автомобили устанавливают двухвальные МКПП. Некоторое число шестерёнок вращается, в то время, как прочие закреплены, а шестерёнки ведомого и ведущего валиков надёжно зацеплены. Они оснащены минимум одним синхронизатором.

Первичный валик посредством маховика подсоединён с коленвалу двигателя, с которого передаточные числа поступают на вторичный валик, а после — на передние колёса посредством дифференциала и главной передачи. Отсутствие у данного КПП промежуточного валика обуславливает его компактные габариты.

Шестерёнки соединяются синхронизаторными муфтами. Для увеличения числа ступеней, могут быть установлены 3, 2 дополнительных вторичных вала.

Аппарат, осуществляющий переключение скоростей отделён от трансмиссии, но связан с ней посредством тросиков и тяг.

Аппарат, переключающий скорости состоит из:

  • Блокирующего замка;
  • Рукоятки, посредством которой переключаются скорости;
  • Штока с несколькими вилочками;
  • Рычага подбора передач, оборудованного тросом для их активации.

При осуществлении изменения скорости перемещение рычага происходит в горизонтальном и в вертикальном положениях. Таким образом, усилие переводится на аппарат, который подбирает оптимальную передачу.

Особенности устройства и принцип функционирования трёхвальной КПП

Заднеприводные автомобили оборудуются 3-вальными КПП. Особенности устройства и принцип функционирования данных коробок почти не отличается от двухвальных агрегатов. Главным отличием 3-вальных моделей от 2-вальных является наличие промежуточного валика.

Первичный валик, который подсоединён к сцеплению посредством шестеренчатой передачи передаёт промежуточному крутящий момент. Все его шестерёнки зафиксированы. Вращение вторичного и первичного валов происходит в единой оси, но при этом вне зависимости один от другого. В пространстве между шестерёнками вторичного вала установлены синхронизаторы, которые выравнивают скорость.

На корпусе коробки установлен механизм переключения, состоящий из вилки, рычага и штока. Помимо того монтируется аппарат, предотвращающий одновременную активацию 2-х скоростей.

Имеются типы МКПП с массой ступеней, оборудованные вспомогательными КПП, именуемыми редукторами. Их делят на мультипликаторы и демультикаторы. Первые устанавливают перед КПП, вдвое повышают численность передач. Вторые с парой-тройкой скоростей устанавливаются за КПП, втрое сокращает передаточное число.

Принцип действия КПП

Любая КПП состоит из:

  • Системы управления;
  • Элементов переключения передач;
  • Планетарного ряда (передаточного аппарата, состоящего из шестерёнок);
  • Сцепление (в автоматических коробках именуется гидротрансформатором).

Принцип функционирования МКПП предельно прост: переключение передач происходит вручную, при этом создаются всевозможные комбинации шестерёнок. Посредством ведущего валика сцепление подсоединено к коленвалу двигателя, соединено с ведомым валом не зафиксированно.

Выбор требуемой пары шестерёнок осуществляется посредством вилок механизма управления. Передвижение ползунков, муфточек и приводов осуществляется с помощью рукоятки.

Благодаря синхронизатору, который уравнивает процесс вращения валиков, скорость можно изменять, не нанося вреда агрегату. Для смены передачи следует надавить на сцепление. После этого активируется требуемая передача. После осуществления изменения скорости педаль опускают.

Синхронизатор функционирует следующим образом:

  • В случае размещения рычага на нейтральной позиции, с колёсами двигатель не взаимодействует, а шестерёнки вертятся совершенно свободно;
  • После включения передачи кулиса соединяет коробку с рычагом, вилка пододвигает муфту к требуемой шестерне посредством тросиков;
  • Сухари двигают блокировочным кольцом;
  • Вал трётся о шестерёнки, благодаря чему кольцо проворачивается до предельного упора;
  • Движение муфточки прекращается из-за того, что шестерёнки и кольцо располагаются один напротив иного;
  • После выравнивания скорости муфточка проходит через кольцо для соединения с требуемой шестерёнкой и передачи крутящего момента;
  • Вал и шестерёнки блокируются, а уровень скорость активируется.

В некоторых случаях синхронизатор активизирует одновременно пару шестерёнок. Чтобы автомобиль мог двигаться задним ходом, устанавливается вспомогательный вал с промежуточной шестерёнкой.

Разновидности МКПП

Классификация данных коробок осуществляется и по отсутствию-наличию синхронизаторов. В моделях, в которых они отсутствуют для переключения скоростей, требуется некоторое время, которое существенно уменьшается в случае манипуляций с педалями газа и сцепления. Данные МКПП отличаются большей надёжностью при существенных нагрузках. По этой причине он монтируется на грузовых авто, сельхозтехнике, спорткарах, мотоциклах, в которых нет возможности применять синхронизацию.

К МКПП относятся и роботизированные коробки. Они имеют аналогичную конструкцию. Однако управляются они электроникой, осуществляющей функции педали.

Достоинства и недостатки КПП

Все разновидности КПП обладают своими плюсами и минусами, 100-процентно идеального оборудования не существует.

Механическая конструкция отличается следующими достоинствами:

  • Простота обслуживания;
  • Длительный эксплуатационный срок;
  • Высокий уровень надёжности;
  • Экономный расход топлива;
  • Возможность завести машину посредством буксировки;
  • Отличный разгон;
  • Простота охлаждения;
  • Большой КПД;
  • Незначительная масса УПП в сборке;
  • Понятность и простота устройства;
  • Относительно демократичная стоимость.
Читайте также  Съемник привода из коробки

Механика даёт возможность использовать всевозможные стилистики и техники вождения. Помимо того она незаменима при движении по бездорожью.

Недостатками механической КПП являются:

  • Низкая надёжность сцепления;
  • Плавное осуществление переключения требует наличия определённого опыта;
  • Изменение скорости занимает длительный период времени.

Помимо того при рассмотрении статистических данных становится понятно, что механика является более утомительной.

Главные поломки МКП и их начальные признаки

МКПП отличаются высоким уровнем надёжности, но некорректное функционирование, ошибочный подбор трансмиссионной жидкости, применение при ремонтных работах не уникальных деталей приводят к возникновению неисправностей.

Первыми признаками поломки МКП являются:

  • Невозможность включения передач;
  • Жидкость вытекающая из трансмиссии;
  • Непроизвольная деактивация скоростей;
  • Появление трудностей при активации скоростей;
  • Лишние шумы.

Если лишние звуки слышаться на нейтрале, то необходимо первым делом проверить в трансмиссии уровень жидкости, степень износа подшипников.

Шум коробки во время подбора скорости указывает на:

  • Не 100-процентно выжатое сцепление;
  • Высокий уровень изношенности шестерёнок;
  • Ослабление крепления коробки;
  • Высокий износ синхронизаторов.

Необходимость прикладывания усилий для включения скоростей свидетельствует о:

  • Поломки тяги;
  • Изношенности аппарата активации;
  • Изношенности синхронизаторы и шестерёнок;
  • Ослаблении крепления

В случае непроизвольного включения скоростей:

  • Чрезвычайная изношенность подшипников валов, вилок переключения, шестерёнок;
  • Застревание тяги, которая осуществляет управление приводом;
  • Выходе моторной подушки из строя;
  • Ослаблении крепления коробки.

Для диагностики своими руками необходимо снять и разобрать коробку. Зачастую причиной поломки является чрезмерный износ деталей. Исключением является поломка привода. Зная его состав, можно на глаз определить и заменить сломанную деталь.

Для демонтажа и разборки коробки требуется:

  • Подвесить машину посредством домкрата;
  • Демонтировать систему управления и провода;
  • Вылить масло из КПП;
  • Снять карданный вал;
  • Снять полуоси, несколько элементов подвески;
  • Открутить болты, которыми крепится коробка и опорные подушки;
  • Демонтировать КП;
  • Разобрать коробку;
  • Проверить муфточки, шлицевые соединения, подшипники и шестерни.

По окончанию замены составляющих коробка монтируется на прежнее место.

По материалам автомобильного портала vaznetaz.ru/

Изменено 19 января пользователем newsman

Peugeot Club Belarus – первый и единственный клуб в Беларуси посвященный исключительно автомобилям Пежо.

Клуб был создан в 2007 году, чтобы помогать владельцам марки получать удовольствие от владения красивыми автомобилями, путешествовать по РБ, общаться и просто проводить время в компании единомышленников.

Мы не коммерческая организация, не ставим целью извлечение прибыли, наша миссия – ваше хорошее настроение
 

Источник: https://peugeot-club.by/stati/kak-davno-eto-bylo/ustroystvo-i-printsip-raboty-mehanicheskoy-korobki-peredach-r1465/

Устройство коробки переключения передач

Принцип работы механической коробки передач автомобиля

Коробка переключения передач (сокр. КПП или коробка передач) предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.

Устройство механической коробки передач (кликабельно).Механическая коробка передач — КПП, в которой выбор передач и их включение осуществляется вручную, механическим способом. Механическая коробка передач уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня.

Однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности.

статьи:

Устройство механической коробки передач

Схема работы КПП: 1 — первичный вал; 2 — рычаг переключения; 3 — механизм переключения; 4 — вторичный вал; 5 — сливная пробка; 6 — промежуточный вал; 7 — картер.Конструктивно МКПП состоит из следующих элементов:

  • картера;
  • первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;
  • дополнительного вала и шестерни заднего хода;
  • синхронизаторов;
  • механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами;
  • рычага переключения.

Сцепление

Сцепление является неотъемлемым компонентом механической КПП, осуществляющим разъединение двигателя и коробки в момент переключения ступеней без последствий для агрегатов. Говоря упрощенно — сцепление отключает крутящий момент. В момент выжатой педали сцепления мотор и колеса автомобиля вращаются отдельно друг от друга.

Сцепление создано для аккуратного соединения мотора и колес. Состоит из двух дисков, один из которых соединен с двигателем, второй — с колесами. В момент отпускания педали сцепления диски прижимаются и начинаются вращаться вместе. Именно поэтому и важна плавность отпускания педали.

Шестерни и валы

В стандартных МКПП оси валов расположены параллельно, на них располагаются шестеренки.
Ведущий (первичный) вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления, находящиеся на нем продольные выступы передвигают второй диск сцепления и передают через жестко закрепленную ведущую шестерню вращающий момент на промежуточный вал.

В хвостовике ведущего вала расположен подшипник, к которому примыкает конец вторичного. Отсутствие фиксированной связи делает возможным крутиться валам независимо друг от друга в разных направлениях и с разными скоростями.

На ведомом вале имеется целый набор различных шестерней как жестко закрепленных, так и свободно вращающихся.

Виды механических КПП

По количеству ступеней (передач) механические коробки в основном подразделяются на:

  • 4-ступенчатую;
  • 5-ступенчатую;
  • 6-ступенчатую.

Наиболее распространенной механикой считается 5МТ, то есть пятиступенчатая коробка переключения передач.

По количеству валов МКПП подразделяются на:

  • двухвальные, устанавливаемые на легковые переднеприводные автомобили;
  • трехвальные, устанавливаемые на легковые заднеприводные, а также на грузовые автомобили.

Принцип работы МКПП

Суть функционирования МКПП состоит в создании соединений между первичным и вторичным валом путем варьирования шестерней с различным количеством зубьев, что адаптирует трансмиссию под постоянно меняющиеся обстоятельства передвижения транспортного средства.

Данный силовой агрегат обеспечивает необходимые режимы работы мотора путем изменения количества оборотов, изменяя передаваемое усилие на ведущие колеса. Соответственно, при уменьшении количества оборотов снижается передаваемое усилие, а при увеличении — увеличивается. Это необходимо при удержании требуемого режима работы мотора при начале движения, снижении скорости или разгоне.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

В таких трансмиссиях вращающий момент передается от шестеренок первичного вала на шестеренки ведомого. Ведущий вал соединяется с мотором через маховик, а ведомый передает вращающий момент на передние колеса. Располагаются они параллельно.

Ведущая шестеренка главной передачи на вторичном валу крепко зафиксирована. Между шестеренками находятся муфты синхронизаторов.

Для уменьшения габаритов агрегата и для увеличения количества ступеней устанавливается до трех вторичных валов, на каждом из них стоит шестеренка главной передачи, которая постоянно взаимодействует с ведомой шестеренкой.

передача и дифференциал трансформируют вращающий момент вторичного вала на ведущие колеса машины.

Трехвальная коробка передач: устройство и принцип работы

Подшипники, расположенные в корпусе, обеспечивают вращение валов. На каждом валу имеется комплект шестеренок с различным числом зубьев.

Ведущий вал примыкает к двигателю посредством корзины сцепления, ведомый с карданным, промежуточный передает вращающий момент вторичному.

На первичном валу имеется ведущая шестеренка, которая раскручивает промежуточный с расположенным на нем крепко зафиксированным набором шестеренок. На ведомом валу имеется свой комплект шестеренок, перемещающихся по шлицам.

Между шестеренками вторичного вала находятся муфты синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости шестеренок с оборотами самого вала. Синхронизаторы крепко закреплены на валах и передвигаются в продольном направлении по шлицам. На современных МКПП такие муфты находятся на каждой ступени.

Преимущества и недостатки МКПП

ПреимуществаНедостатки
Стоимость и масса коробки ниже в сравнении с другими типами КПП Меньший уровень комфорта для водителя в сравнении с другими КПП
Высокие динамика разгона, топливная экономичность и КПД Утомляющий для водителя процесс переключения передач
Высокая надежность за счет простоты конструкции Необходимость периодической замены сцепления
Простое и недорогое обслуживание Более низкая плавность хода автомобиля в сравнении с другими типами КПП
Возможность более эффективного движения по бездорожью Возможность буксировки автомобиля

Как пользоваться механической коробкой

Использование автомобиля с механической КПП имеет некоторые особенности, которые нужно знать автолюбителю.

Во-первых, это последовательность действий при запуске машины:

  • выжать педаль сцепления до упора и передвинуть рычаг КПП в положение нейтральной передачи, если есть сомнения правильно ли выбрана скорость необходимо пошевелить рукоятку рычага в стороны, при нахождении рукоятки КПП в нейтральном положении рычаг свободно ходит вправо и влево;
  • при переводе автомобиля на нейтральную ступень необходимо зафиксировать транспорт во избегании неконтролируемого движения, для этого машина ставится на ручной тормоз или выжимается педаль тормоза;
  • при выжатом сцеплении и удерживании машины тормозом необходимо повернуть ключ зажигания, при этом должны загореться значки на панели приборов, как только потухнут почти все значки следует дальше повернуть ключ и после запуска двигателя отпустить ключ.
Читайте также  Сварка блока коробки автомат

Во-вторых, схема переключения на МКПП. Она чаще всего находится на внешней части рукоятки рычага. При переключении передачи рекомендуется ориентироваться на тахометр. Переключаться на более высокую передачу можно раскрутив обороты двигателя до 1500–2000 об/мин в случае дизельного мотора и до 2000–2500 об/мин в случае бензинового.

В-третьих, процесс переключения передач. Он состоит из нескольких этапов:

  • отпустить педаль газа;
  • левой ногой выжать педаль сцепления до упора;
  • рукой передвинуть рычаг в необходимое положение;
  • аккуратно отпустить педаль сцепления и потихоньку нажать педаль акселератора.

В-четвертых, регулярная проверка уровня рабочей жидкости и замена ее согласно указаниям производителя продлят период эксплуатации механической КПП.

Заключение

В большинстве стран с более высоким доходом населения количество выпускаемых авто с МКПП уменьшено практически до 10-15%. Связано это в первую очередь с комфортом во время вождения — при использовании АКПП он несомненно выше. Механическая КПП имеет самый простой принцип работы. Из-за этого она дешевле и экономичнее. МКПП является отличным решением для любителей быстрой езды или езды по бездорожью. Если комфорт для вас не является первостепенным, то выбор в пользу МКПП очевиден.

Источник: https://wikers.ru/articles/ustrojstvo-kpp.html

Как работает коробка передач в автомобиле?

Принцип работы механической коробки передач автомобиля

В автомобиле тысячи запчастей и компонентов. Но некоторые части любого автомобиля, контролируют именно то, что делает вашу машину именно движущимся транспортным средством, поэтому они играют более важную роль по сравнению с другими агрегатами автомобиля. К примеру, к очень важным частям любой машины относится коробка передач. Без нее крутящий момент от двигателя не смог бы достичь колес и ваш автомобиль не тронулся бы с места.

Да, мы не должны владеть углубленными знаниями об устройстве автомобиля. Но, что такое коробка передач обязан знать каждый водитель. Об этом сегодня и поговорим.

 Десять самых странных коробок передач

Есть два основных типа коробок передач, которые используются в большинстве автомобилей на мировом авторынке — ручная КПП и автоматическая. Сегодня мы остановимся на этих двух основных коробках передач, хотя стоит отметить, что в последние годы набирают популярность другие виды трансмиссий. К примеру, коробка передач с двойным сцеплением, которая работает по принципу механической трансмиссии, но с компьютерным управлением сцепления.

Электроника сама автоматически выжимает сцепление, но скорости переключает водитель. Также получили распространение бесступенчатые автоматические коробки вариатор (CVT). Принцип действия подобной коробки основан на ременном приводе по аналогии с велосипедной цепной передачей. Также в последние годы на рынке стали появляться автомобили без коробок. Как правило, автомашины без трансмиссии используют только электрический двигатель.

 

Прежде чем углубиться в описание принципа работы коробки передач, давайте обозначим основные термины:

Передача: В данном понимании передача представляет в коробке набор определенных шестерёнок, которые работая синхронно вместе, регулируют соотношение между скоростью двигателя и скоростью колеса. Также этот термин используется для описания каждой скорости коробки передач. К примеру, в автоматической коробки электроника автоматически выбирает какой вал с шестернями использовать для оптимальной передачи крутящего момента. В механической трансмиссии водитель самостоятельно выбирает необходимую скорость.

Передаточное отношение: это отношение частоты вращения ведомого вала к частоте вращения ведущего.

Сцепление: Механизм подключения или отключения двигателя к (от) системы передачи (коробки).

Коробка передач: Механизм передачи крутящего момента от двигателя на колеса транспортного средства.

Рычаг переключения передач: Рычаг, который водитель использует для управления коробкой передач и выбора нужной скорости. 

Теперь перейдем непосредственно к описанию, как работают две наиболее распространенные коробки передач. 

Механическая коробка передач

Несомненно, во всем мире в настоящий момент автоматическая коробка передач стала самой популярной. Согласно статистике мировых продаж автомобилей, львиная доля всех проданных новых транспортных средств в 2014 года, были оснащены автоматической трансмиссией. Но тем не мене, механическая коробка передач вопреки прогнозам пока, что по-прежнему используется в мировой промышленности. Как правило, механическая трансмиссия более проста по своей конструкции и по своему принципу работы. Именно с нее мы и начнем.

Технологии, которые экономят расход топлива

По своей основной конструкции механическая коробка представляет собой набор зубчатых шестерен и валов (входные и выходные валы). Шестерни одного вала взаимодействуют с шестернями другого вала. В результате соотношения между включенной передачей на входном валу и включенной передачи на выходном валу определяет общее передаточное число определенной передачи.

Водитель выбирает нужную передачу на механической коробке передач, перемещая рычаг переключения скоростей. Рычаг управляет движением передач вдоль входного вала. Перемещая рычаг вперед или назад, выбирается нужный набор шестеренок для включения необходимой передачи. Как правило, при переключении рычага верх или вниз два набора шестерней находятся на одном валу. При переключении рычага влево или вправо выбор набора шестеренок происходит на разных валах.

Как ездить на механике: Десять простых шагов

Чтобы включить передачу в механической коробке передач водитель нажимает сначала на педаль сцепления, в результате чего крутящий момент двигателя при выжатом сцеплении не передается на коробку, поскольку двигатель отключается от входного вала КПП. Это позволяет с помощью рычага коробки выбрать нужную скорость, подключив нужный набор шестерен. После выбора необходимой передачи водитель отпускает педаль сцепления, и крутящий момент начинает передаваться на первичный вал и далее на выбранный вал, который в свою очередь передает крутящий момент на привода и колеса.

Автоматическая коробка передач

В автоматической коробке передач процесс работы намного сложнее в отличие от механики. Одно из самых заметных различий между механической и автоматической коробкой, это то, что автоматическая трансмиссия не использует муфты. Как правило, автоматическая коробка использует гидротрансформаторы, которые и отключают двигатель от коробки (от вала с набором шестерен).

Функция гидротрансформаторов основана на принципах гидродинамики, которую в рамках этой статьи объяснить реально сложно. Для этого необходимо подключить математику и другие естественные науки. Но основной смысл прост. Когда двигатель работает на небольших оборотах, небольшой крутящий момент передается с помощью жидкости и различные каналы на набор шестеренок. Когда двигатель работает быстро, то крутящий момент передается на валы напрямую. 

Благодаря преобразованию крутящего момента, шестерни в коробки могут свободно делать свою работу без участия водителя. Но как коробка автоматически выбирает необходимую скорость, которую в механической трансмиссии выбирает водитель вручную?

В отличие от механики где, как правило, конструкция коробки представляет два параллельных вала, автоматическая коробка использует планетарное расположение валов с шестернями. В отличие от механической коробки, в автоматической трансмиссии используется огромный выбор различных наборов шестерен, которые автоматически подключаются к передаче крутящего момента в зависимости от скорости.

Вместо ручного переключения скоростей используется гидравлическое автоматическое переключение скоростей, которое управляется электроникой. Коробка управляется специальным модулем, в который запрограммированы все соотношения передаточных чисел. В зависимости от подключаемого набора планетарного механизма, электронная программа определяет какую передачу включить с помощью гидравлического автоматического управления.

Источник: https://1gai.ru/publ/514516-kak-rabotaet-korobka-peredach-v-avtomobile.html