Содержание
- 1 Датчик Положения Распредвала (ДПРВ) | Ошибки, Неисправности и Проверка
- 2 Сломался датчик положения распредвала: симптомы, ремонт, затраты
- 2.1 Функция датчика положения распределительного вала
- 2.2 Как узнать, что перестал работать датчик распредвала?
- 2.3 Задачи датчика положения распределительного вала
- 2.4 Ремонт и стоимость датчика положения распределительного вала
- 2.5 Что еще важно знать о замене датчика?
- 2.6 Сколько стоит замена электронного устройства ДПРВ?
- 3 Датчик положения распредвала: проверка и неисправности
- 4 Датчик положения распредвала. Принцип работы, диагностика
- 5 Как выбрать датчик фаз
Датчик Положения Распредвала (ДПРВ) | Ошибки, Неисправности и Проверка
Датчик положения распредвала (другое название — датчик фаз, английская аббревиатура — CMP) предназначен для определения углового положения распределительного вала в определенный промежуток времени. Информация, которую формирует датчик, нужна для управления системой впрыска и зажигания. В частности, чтобы впрыск происходил только в один цилиндр, который находится в верхней “мертвой” точке.
1 — Зубчатый диск импульсного датчика распределительного вала, 2 — Датчик Холла
Датчик Холла распределительного вала передаёт сведения по распознаванию цилиндра и/или числу оборотов распределительного вала на блок управления. Он используется также для систем впрыска с режимом последовательного впрыска и/или для систем зажигания без распределителя с одноискровыми катушками зажигания.
Датчик зондирует штифты, зубы, зубчатые диски импульсного датчика или диски датчика, укреплённые на распределительном валу или на приводе распределительного вала.
Где находится датчик положения распредвала
На большинстве машин ДПРВ находится в районе головки блока цилиндров. Чтобы найти его, необходимо ориентироваться на положение распределительного вала. Он может находиться с левой или правой части двигателя. Место расположения датчика распредвала варьируется в зависимости от марки и модели. Обычно его можно найти возле верхней части местоположения ремня или в защищенных частях проводки, расположенной в передней части двигателя. Также иногда ДПРВ устанавливают в задней части ГБЦ. А некоторые автопроизводители ставят в специальном отсеке под капотом (примером служат автомобили марки General Motors).
Ниже приводим несколько примеров расположения ДПРВ на разных машинах.
ДПРВ на Опель Астра
ДПРВ на ВАЗ 2114
ДПРВ на VW Polo
Существует три типа ДПРВ:
- Магнитные (индуктивного типа). Принцип действия основан на прохождении в постоянном магнитном поле металлического предмета (зубца). Магнитные датчики обычно имеют два вывода.
- Основанные на эффекте Холла. Фиксирует изменение магнитного поля вокруг датчика. Такие датчики обычно имеют три вывода.
- Оптические. Принцип действия основан на фиксации приема и прерывания фотоэлементом луча света, излучаемого источником.
Наиболее распространены ДПРВ первого двух типов. Оптические используют лишь в некоторых марках автомобилей (например, машины на базе платформы Mazda GE). В некоторых моделях автомобилей может быть установлено два и более датчиков. Причем, возможно, разных типов.
Интегральный датчик
Датчик на эффекте Холла
Схема оптического датчика
Вместе с распределительным валом вращается ротор из ферромагнитного материала. ИС Холла находится между ротором и постоянным магнитом, который создаёт магнитное поле вертикально по отношению к элементу Холла. Когда зуб проходит мимо чувствительного элемента датчика, напряжённость магнитного поля изменяется. За счёт этого индуцируется напряжение и в ИС Холла возникает цифровой сигнал. Таким образом вращение зубчатого диска импульсного датчика распределительного вала изменяет напряжение Холла в ИС Холла в головке датчика. Изменяющееся напряжение передаётся в блок управления и анализируется.
Рабочие диаграммы различных датчиков
Датчик является интегральным, то есть, включает в себя чувствительный элемент и вторичный преобразователь сигнала. Основная функция датчика состоит в фиксации цилиндрических фаз впуска и выпуска. Именно поэтому он имеет второе название — датчик фаз.
Признаки неисправности
При выходе из строя ДПРВ каждая форсунка срабатывает в два раза чаще (один раз каждый оборот коленвала). При этом возникают следующие симптомы неисправности датчика положения распредвала:
- Резко возрастает расход топлива.
- Нестабильная работа машины во время движения. Она начинает дергаться рывками, терять скорость. Иногда автомобиль не сможет разогнаться быстрее 60 км/час. Также двигатель может заглохнуть во время езды.
- На некоторых автомобилях при выходе из строя ДПРВ коробка передач может зафиксироваться в одном положении. Так будет продолжаться до тех пор, пока вы не перезапустите двигатель. Если такая ситуация повторяется регулярно — значит, на вашей машине вышел из строя датчик положения распредвала.
- При неисправности датчика может полностью пропасть искра зажигания. В результате появляются проблемы с запуском двигателя.
- Возможны сбои в работе системы самодиагностики.
- Лампа “чек двигателя” бессистемно загорается на холостых оборотах двигателя, а при повышенных оборотах гаснет.
Появившиеся признаки закрепятся желтой лампочкой двигателя на приборной панели. Поскольку, когда блок управления обнаруживает некорректную работу датчика СМР, он записывает в память код ошибки. Для расшифровки необходимо воспользоваться специальным оборудованием. Самыми частыми кодами ошибок являются:
- P0300 — нерегулярный/многократный пропуск воспламенения в системе зажигания;
- P0340 — нет сигнала с датчика положения распредвала;
- P0341 — неправильная фаза газораспределения;
- P0342 — низкий уровень сигнала ДПРВ;
- P0343 — высокий уровень сигнала датчика положения распредвала;
- P0344 — неустойчивый (прерывистый) сигнал с датчика положения распредвала;
- P0365 — отсутствует сигнал цепи ДПРВ.
Возможные причины неисправности
Причин неисправности ДПРВ может быть очень много. При этом необязательно это указывает на то, что вышел из строя именно датчик. Зачастую проблемы возникают с проводкой и другими элементами схемы. Причинами выхода датчика из строя или проблем в его работе могут быть следующие факторы:
Мусор и стружка на корпусе датчика
- датчик не подключен к сигнальным проводам;
- наличие влаги в соединителе датчика;
- замыкание на “массу” сигнального провода;
- обрыв сигнального провода;
- замыкание на бортовую сеть сигнального провода;
- обрыв экранирующей оболочки проводов или жгута;
- обрыв или повреждение провода питания датчика;
- неверное подключение проводов электропитания;
- неисправность высоковольтных цепей зажигания;
- неисправность блока управления двигателем;
- большой или малый зазор между датчиком и отметчиком;
- повышенное торцевое биение шестерни распредвала;
- наличие стружки на корпусе датчика.
Как проверить датчик положения распредвала
Проверка индуктивного ДПРВ и датчика, основанного на эффекте Холла, схожи между собой. В процессе происходит замер значения напряжения между их выводами. Для этого вам понадобится мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Проверку работы датчика нужно начать со следующих процедур:
ДПРВ с тремя выводами
- Проверить подключение датчика к жгуту сигнальных проводов. К нему должны подходить +12 В и “масса” (см. рисунок).
- Если питание и “масса” на датчике есть, то необходимо завести двигатель и проверить наличие импульсов на сигнальном проводе.
- Проверить наличие влаги в соединителе. Для этого необходимо отсоединить от датчика штекер с сигнальными проводами и проверить сухость самой вилки и розетки. Если там имеется окисление или загрязнение, очистите и просушите.
- Проверьте изоляцию сигнальных проводов. Ее повреждение по статистике является самой распространенной причиной неисправности. Дело в том, что датчик находится в непосредственной близости к двигателю. Поэтому изоляция нагревается и со временем ломается и осыпается, приводя к замыканию цепи.
- Проверьте значение сопротивления изоляции индуктивного датчика. Как правило, оно составляет около 0,5…1 кОм. У некоторых датчиков оно будет несколько кОм (подробную информацию уточняйте в мануале к вашей машине). Главное, чтобы изоляция не была нарушена.
Схема для проверки ДПРВ
Проверить работу датчика, основанном на эффекте Холла, можно следующим способом. Для этого собирают схему, изображенную на рисунке. На схеме: 1 — корпус датчика, 2 — штекерная колодка, 3 — резистор со значением сопротивления 0,5…0,6 кОм, 4 — светодиод марки АЛ307, 5 — металлический предмет (например, отвертка). В качестве источника питания берут автомобильный аккумулятор. Для проверки необходимо перемещать металлический предмет вблизи датчика. Если он исправен, то светодиод должен кратковременно светиться. Если этого не происходит — значит, датчик неисправен.
Существует еще один способ для проверки датчика, основанного на эффекте Холла. Отсоединяем датчик от разъема, а к его выводам подсоединяем мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Включаем зажигание. Значение напряжения между “массой” датчика и общей “массой” должно быть 0 В. А напряжение между общей “массой” и контактом питания датчика должно находиться в пределах 10…12 В. Возле корпуса необходимо перемещать металлический предмет. Если при этом значения на мультиметре будут меняться — датчик исправен. В противном случае — нет.
Проверка двухпроводного (индуктивного) датчика
Если на вашей машине установлен двухпроводный ДПРВ (индуктивного типа), то его проверку необходимо проводить в такой последовательности:
- Установите мультиметр на функцию измерения переменного напряжения.
- Поверните ключ зажигания без запуска двигателя.
- Проверить наличие напряжения в цепи. Для этого один контакт мультиметра подсоедините к “массе”, а другим проверить каждый провод в разъеме ДПРВ. Если ни на одном из них нет напряжения — датчик полностью неисправен.
Другой способ заключается в следующем:
- Запустите двигатель автомобиля.
- Один контакт мультиметра подсоедините к одному проводу датчика, второй контакт — к другому. Если датчик исправен, то вы увидите на тестере колеблющееся напряжение в пределах 0…5 В (точное значение уточняйте в мануале вашего автомобиля). Если напряжения нет — датчик неисправен.
Проверка трехпроводного ДПРВ
Проверка датчика, основанного на эффекте Холла, проводится по следующему алгоритму:
- Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
- Поверните ключ в зажигании, но без запуска двигателя.
- Один контакт прибора подсоедините к “массе”. Другой контакт — к проводу питания датчика. Сравните полученное напряжение с указанным в мануале к вашему автомобилю.
Другой способ:
- Запустите двигатель.
- Подсоедините один контакт мультиметра к черному проводу датчика, второй контакт — к красному (провода питания). Полученное значение напряжения должно совпадать с указанным в мануале машины. Если на контактах электричества нет — датчик вышел из строя.
Как правило, датчик положения распредвала не поддается ремонту. Поэтому в случае его выхода из строя необходимо купить новый. Его цена составляет около 4…10$ в зависимости от марки датчика и автомобиля.
Замена датчика распредвала
Датчик прикреплен к корпусу с помощью одного болта. Обычно он имеет головку на 10. Чтобы его открутить нужен торцевой ключ. Предварительно с ДПРВ необходимо снять фишку. После того, как вы открутили болт, аккуратно потяните датчик вверх, чтобы вытащить его из посадочного места.
Перед этим не забудьте снять минусовую клемму с аккумулятора, это позволит не только избежать случайного замыкания, но и сбросить в ЭБУ информацию об ошибке (когда клемма была снята в течении 3-5 минут).
Сборка происходит в обратном порядке. Посадочное место датчика уплотняется резиновым кольцом. Также учтите, что монтажный зазор между его торцом и верхней кромкой штифта-отметчика, должен быть в пределах 0,5…1,2 мм. Датчик устанавливают на место, закрепляют болтом и подсоединяют фишку.
Процесс замены ДПРВ на автомобиле «Лада»
Специалисты рекомендуют проводить замену датчика через каждые 100 тысяч километров пробега или раз в 5 лет (в зависимости от того, что наступит быстрее). Такая рекомендация вызвана тем фактом, что датчик работает в постоянном изменении температурного режима. В связи с этим происходит температурный перепад полупроводниковой начинки датчика, которая очень “не любит” этого.
Теперь, надеюсь, узнав нюансы принципа работы датчика положения распредвала и его признаки неисправности, Вам не составит труда самостоятельно проверить ДПРВ, и в два счёта заменить его в случае выхода из строя. А на вопрос товарища: “Какие признаки неисправного датчика распредвала” или “Как проверить датчик положения РВ”, с уверенностью ответите — Я знаю, прочитал на etlib.ru, сейчас расскажу и тебе.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Источник: https://etlib.ru/blog/172-datchik-polozheniya-raspredel-vala-opisanie-printsip-dejstviya
Сломался датчик положения распредвала: симптомы, ремонт, затраты
Сломавшийся датчик распредвала (электронный датчик положения распределительного вала) – явление редкое, но не исключительное. Техника есть техника, и время от времени она может сбоить. Как распознать дефект датчика, и что делать с ним потом? Давайте разберемся в гипотетической ситуации.
Для того чтобы обеспечить оптимальную работу мотора, минимально возможное потребление топлива при всех условиях эксплуатации, а также максимально чистый выхлоп и приемлемые мощностные характеристики, двигатель приходится контролировать массой разнообразных небольших, но полезных сенсоров, или, как их еще называют, электронных датчиков. Но среди них выделяется один, который напрямую отвечает за управление клапанами, – датчик распределительного вала.
Функция датчика положения распределительного вала
Датчик распредвала относится к семейству датчиков Холла. Он состоит из полупроводника, через который протекает малый ток и который установлен вблизи металлической звездочки (т. н. задающего диска), расположенной непосредственно на распределительном валу. Когда двигатель работает, зубцы задающего диска движутся вдоль полупроводника, изменяя его магнитное поле и, следовательно, ток. Изменение регистрируется.
Синусоида электродвижущей силы (ЭДС) (увеличение амплитуды синусоиды отмечает такт сжатия 1-го цилиндра)
Однако само по себе это зарегистрированное изменение магнитного поля не может определить положение распределительного вала относительно датчика положения распредвала ДПРВ. Трюк состоит в том, чтобы установить на шестерне распредвала задающие метки для формирования скачкообразных изменений магнитного поля, создаваемых датчиком. Способов несколько: метка может быть как выступом – зубцом, обозначающим верхнюю мертвую точку (ВМТ) для первого цилиндра, так и, наоборот, углублением на диске ГРМ, суть работы от этого не меняется.
Как узнать, что перестал работать датчик распредвала?
Но вот что имеет значение и что является наиболее ощутимыми и поэтому важными признаками проблем с датчиком ДПРВ («CMP», на английский манер): загоревшийся желтый индикатор на приборной панели, всем известный «Check engine», отказ двигателя от запуска, потеря тяги/мощности, мотор может начать глохнуть. Это лишь наиболее заметные признаки, связанные с тем, что одним из возможных виновников непостоянной работы двигателя автомобиля является датчик CMP. Подробнее о видах неисправностей и нюансах работы ДПРВ читайте здесь: Признаки неисправности датчика распредвала
Как только вы столкнулись с подобными проблемами, вторым делом нужно убедиться, что шалит именно этот датчик, поскольку, повторимся, выход его из строя – достаточно редкое явление, а симптоматика сама по себе ни о чем не говорит, причин может быть десяток, и они могут быть совершенно не связаны с датчиком CMP. Например, пропала тяга. Это, возможно, вышла из строя гидроуправляемая муфта, так называемый фазовращатель, на впускном распредвалу. Двигатель работает неровно? Вполне возможно, дело в свечах зажигания. И так далее.
Первое, что вы (или работники автосервиса) должны предпринять, – считать код ошибки, который записывается в бортовом компьютере автомобиля. Основных ошибок может быть 5 штук, каждая из них пронумерована от P0340 CMP до P0344 CMP, и под каждым этим номером причина отказа в нормальной работе датчика будет своя, обычно связанная с неправильным сигналом, поступающим с ДПРВ.
Если, после того как вы подключились к диагностическому разъему OBD 2, на экране появилась одна из вышеназванных ошибок, будьте уверены, что проблема связана именно с этим датчиком. Поздравляем, вам повезло! Как его ремонтируют?
Задачи датчика положения распределительного вала
В то время как в прошлом достаточно было запускать искру исключительно в зависимости от положения коленчатого вала и одновременно впрыскивать топливо в цилиндры при помощи форсунок, этот метод устарел с введением стандарта Euro 4 с 1 января 2005 года.
У ДВС, работающего по четырехтактному принципу, есть проблема: рабочий цикл впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска происходит за два оборота коленчатого вала. Но как должен вычислить ECU (бортовой компьютер), в каком положении находится каждый из поршней в цилиндрах? Распредвал может помочь. Поскольку он делает только один оборот за все четыре такта, в соответствии с его вращением может быть считано соответствующее положение поршня в цилиндре в данную единицу времени, т. е. когда должно быть подано напряжение на свечу зажигания или когда точно должно произойти срабатывание форсунок.
Если желаете углубиться в теорию, настоятельно рекомендуем посмотреть данное крайне информативное видео:
взято с -канала GrunBaum
Определение этого положения как раз и осуществляется датчиком распредвала (устройством CMP). На практике и распределительный вал, и его коллега, датчик коленчатого вала, сообщают о верхней мертвой точке (от) первого цилиндра на блок управления. Это должно происходить одновременно, в противном случае в приводе распределительного вала появится проблема.
Если произойдет разночтение в датчиках, то, скорее всего, как и в случае провисания цепи привода или перепрыгнувшего на несколько зубов ремня, желтая сигнальная лампа двигателя появится на приборной панели в качестве оповещения, включив управление двигателем в аварийном режиме.
То же самое применимо мутатис мутандис к дизельному двигателю, за исключением того, что в нем нет никакой искры, поджигающей топливную смесь, и в нем требования к точности времени впрыска намного выше, чем в бензиновом двигателе.
Ремонт и стоимость датчика положения распределительного вала
В электродатчик распредвала вмонтированы элементы датчика Холла, которые запаяны в небольшую пластиковую коробочку, ремонт которой не предусмотрен. Требуется полная его замена. Цены для популярных моделей начинаются от 300 до 5-6 тыс. рублей за один датчик. У дилеров, как правило, запчасть может быть дороже в два раза. Стоит помнить, что этих датчиков может быть несколько, но одновременно они точно не выйдут из строя, поэтому под замену пойдет лишь один из них.
Что еще важно знать о замене датчика?
Во-первых, как правило, датчик легко меняется в течение 20 минут даже при условии неопытности работника. Стандартно CMP стоит наверху ГБЦ (головки блока цилиндров), где-то неподалеку от передней ее части, где расположены шестерни распредвалов.
Во-вторых, отметим третий раз, дефекты самого датчика из-за износа очень редки, и, возможно, прежде чем бежать в магазин за новым, стоит рассмотреть электрическую периферию. Нередко датчик достаточно просто очистить от грязи или масляного налета, которые изолируют магнитное поле сенсора Холла. Или проблема в окислении клемм или изломе электрических проводов, подающих питание на датчик Холла.
Определить, что случилось и жив ли датчик, можно при помощи диагностики на станции технического обслуживания таким прибором, как осциллограф. В гараже при помощи вольтметра также вполне реально узнать тип неисправности ДПРВ, но это, конечно, несколько сложнее, поскольку нужно иметь определенные знания по электротехнике.
К примеру, можно определить наличие напряжения в проводах, ведущих к датчику, для чего, сняв фишку кабелей с датчика CMP (предварительно отключив аккумуляторную батарею, скинув минусовую клемму) и включив зажигание, проверяем при помощи вольтметра напряжение тока (перед включением зажигания минусовая клемма АКБ возвращается на место). Если прибор ничего не показывает, произошел обрыв в электросети.
Если ток есть, но симптомы неисправности никуда не уходят, скорее всего, виноват сам ДПРВ. Совет бывалых по измерению следующий: извлечь датчик положения распределительного вала, предварительно скинув с АКБ минусовую клемму. Тестер прикрепить к первой и второй фишке (подробнее на видео ниже) и при помощи любого крупного металлического предмета проверить показания, выдаваемые устройством. Чем ближе металлический предмет, тем ниже напряжение будет показываться на экране электронного тестера, чем дальше металл – тем выше вольтаж. Если ничего не меняется, проблема в датчике и его нужно заменить.
О примерном алгоритме действий – в следующем коротком видео, где более подробно показано, как производить замеры:
взято с -канала СделайСам
Кстати, большинство датчиков меняются не из-за их физического износа, а по совершенно другой причине: прокладка между датчиком и головкой цилиндра с течением времени затвердевает, начиная пропускать масло наружу, загрязняя прибор.
В большинстве случаев это уплотнительное кольцо является частью датчика, поэтому вам придется заменить все устройство целиком. Снять уплотнительное кольцо, конечно, можно, но материал для замены должен быть термостойким, а само кольцо – в точности повторять габариты заменяемого резинотехнического изделия.
Сколько стоит замена электронного устройства ДПРВ?
Все будет зависеть от модели вашего автомобиля и автосервиса. В Москве ценники начинаются от 1.000 и доходят до 2.000-2.500 рублей, не считая стоимости самого устройства. Поэтому, если вы не уверены в своих силах, советуем вам обратиться на СТО. Там профессионалы быстро продиагностируют и проведут необходимый ремонт. Ну, а если вы знаете и умеете многое или у вас есть знакомый автомеханик, готовый вам помочь, дерзайте, сэкономите тысячу-другую рублей.
Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/521591-slomalsya-datchik-polozheniya-raspredvala-simptomy-remont-zatraty.html
Датчик положения распредвала: проверка и неисправности
До появления инжекторных двигателей моторам с карбюратором было достаточно 3-х датчиков. Это были датчики температуры и давления масла, а также температуры охлаждающей жидкости. При этом отказ любого из них не приводил к остановке двигателя, не рассматривая сейчас дальнейшие последствия для него. Плюс автомобиль не был оснащен электроникой, что упрощало поиск неисправностей, его обслуживание и ремонт.
Современный же инжекторный двигатель всецело подчиняется электронике, а именно ЭБУ (электронный блок управления). Для работы блока управления двигатель оснащен большим количеством всевозможных датчиков, следящих за положением и состоянием всех его узлов и систем.
Одним из них является ДПРВ (датчик положения распределительного вала). В его задачу входит отслеживание фаз газораспределения. На моделях авто с двумя распредвалами может быть установлено два датчика.
ДПРВ
Однако электроника надежно работает лишь в случае, когда все датчики исправны и не искажают передаваемые в блок управления сигналы.
Так для работы двигателя ЭБУ необходимы данные о положении коленчатого и распределительных валов, которые должны работать синхронно. Для этого силовой агрегат оснащен ДПКВ (датчиком положения коленчатого вала) и ДПРВ.
Для определения конкретного цилиндра, находящегося в конце такта сжатия, блок управления контролирует в каком положении находится распредвал относительно коленчатого вала с помощью датчика распредвала.
На основании показаний этих датчиков блок управления дает команду на подачу искры и определенной дозы топлива через форсунки в конкретный цилиндр двигателя.
Устройство ДПРВ
Существует два типа датчиков положения распредвала:
• Индукционный (ИД);
• Магнитоэлектрический (МЭД);
Датчик индукционного типа состоит из магнита и катушки, которые помещены в пластиковый корпус.
Магнитоэлектрический датчик представляет собой постоянный магнит, расположенный также в корпусе из пластика.
Принцип действия
В ИД при прохождении мимо его сердечника штифта, находящегося на звездочке распределительного вала создается Э.Д.С. Сигнал с ДПРВ передается в ЭБУ использующего эти данные для подачи топлива и создания искры в определенном цилиндре двигателя.
МЭД датчик работает на известном эффекте Холла создавая импульсы напряжения, посылаемые в блок управления двигателем для определения цилиндра, в который в данный момент необходимо подать топливо и создать искру.
Неисправности
В ИД:
• обрыв обмотки;
• межвитковое замыкание;
• окисление клемм в соединительной колодке;
• повреждение проводов.
датчик распредвала
В МЭД:
• проблемы в электрочасти;
К общим неисправностям датчика можно отнести:
• наличие влаги в соединительном разъеме;
• замыкание на массу;
• несоответствующий зазор между датчиком и штырем;
• механическое повреждение.
Проверка
Проверяется целостность кабеля и экрана, часто наблюдается пересыхание изоляции проводов и их замыкание.
Для комплексной проверки необходимо наличие осциллографа.
проверка ДПРВ мультиметром
При помощи мультиметра можно проверить сопротивление обмотки, чтобы убедиться, что она не замкнута и нет разрыва.
Так на «папе» датчика между 1 и 2-й ножками прибора должен показать 13 Ом, и порядка 3Ом между 2 и 3-й ножками. Однако, номера ножек есть не на всех датчиках.
Последствия неисправностей ДПРВ
При отказе датчика распределительного вала ЭБУ придется брать данные только с ДПКВ, а так как коленчатый вал вращается в два раза быстрее распредвала, то блок управления будет давать команду на срабатывание форсунок в два раза чаще (на каждый оборот коленвала).
Это в свою очередь приведет к увеличению расхода топлива, неустойчивой работе двигателя, плохому запуске, рывкам при движении, потере динамики и мощности. Плюс к этому увеличится токсичность выхлопных газов и появятся сбои при самодиагностике системы.
При появлении неисправности на щитке приборов появится «CHECKENGINE» и компьютер занесет в память код ошибки ДПРВ.
Возможны случаи внезапной остановки двигателя с одновременным отказом усилителя руля и снижением эффективности тормозов, что особенно опасно, когда авто находится в движении. Также при отказе датчика может произойти блокировка АКПП на одной из передач. После остановки двигателя и повторного запуска «автомат» разблокируется, хотя это может циклично повторяться.
В среднем, стоимость датчика распредвала на рынке варьируется от 500 до 4000 рублей, в зависимости от модели и производителя. А стоимость замены в специализированном сервисе от 1000 до 2000 рублей.
Источник: https://avtoexperts.ru/article/datchik-polozheniya-raspredvala-proverka-i-neispravnosti/
Датчик положения распредвала. Принцип работы, диагностика
На любом четырехтактном двигателе полный цикл совершается за два оборота коленчатого вала – один раз поршень подходит к верхней мертвой точке в конце такта сжатия, второй раз – в конце такта выпуска. Это позволяет на впрысковых моторах использовать в качестве опорного сигнала только момент отсчета от датчика положения коленчатого вала. При этом работа впрыска и зажигания называется нефазированной. В момент конца выпуска происходит вторая (холостая) искра, а форсунка открывается дважды, часть топлива подается на открытый впускной клапан, часть – на закрытый.
Таким образом система впрыска упрощается, не теряя каких-либо реально ощутимых владельцем качеств. Вместо индивидуальных катушек зажигания можно использовать пару сдоенных, как сделано на восьмиклапанных двигателях ВАЗ. Если взять «Рено», то у них и на моторах с индивидуальными катушками зажигания оно не фазировано: катушки 1-4 и 2-3 цилиндров соединены по первичным обмоткам последовательно и срабатывают одновременно.
Но вот подача части топлива на закрытый впускной клапан в один «прекрасный» момент пошла вразрез с требованиями экологов: из-за плохой испаряемости бензина на холодном двигателе на прогреве приходилось увеличивать подачу топлива. Даже эти миллилитры уже не вписывались в более жесткие экологические нормы, поэтому пришлось изобретать способ фазирования работы впрыска, чтобы топливо в цилиндр подавалось в момент такта впуска. А на моторах с непосредственным впрыском он должен происходить строго в один такт.
Как работает ДПРВ?
data-full-width-responsive=»true»>
Датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ) подает один импульс за один оборот вала. Поскольку распредвал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал, то мы получаем точную метку, определяющую такт впуска на одном из цилиндров. При этом рассчитать момент впрыска для цилиндров ЭБУ впрыска может очень просто.
Предположим, что импульс от ДПРВ приходит после метки начала отсчета для первого цилиндра. Тогда при получении сигнала ЭБУ производит подачу топлива в первый цилиндр, через половину оборота коленвала – в третий, при следующем проходе метки начала отсчета – в четвертый, еще через пол-оборота – во второй. При этом импульс от ДПРВ является «справочным», так как все моменты впрыска все равно жестко привязаны к зубцам венца датчика положения коленчатого вала.
Ну а где находится датчик распредвала? На головке блока цилиндров или реже – на клапанной крышке, непосредственно у «своего» распредвала.
Реже датчик положения распредвала дает серию импульсов, определяющую начало нужного такта в конкретном цилиндре. На многих «Ниссанах» для первого цилиндра датчик подает один импульс, для второго – два, и так далее.
Но фазирование впрыска – это не единственное, за что отвечает датчик распредвала. Поскольку ЭБУ впрыска может легко рассчитать временную задержку между моментом начала отсчета по ДПКВ и моментом получения импульса с ДПРВ, то появляется и возможность определения реального положения распредвала относительно коленвала. Если на моторах без изменения фаз газораспределения это имеет чисто диагностическую ценность (проверка правильности установки фаз ГРМ), то на моторах с фазовращателями ДПРВ является важным элементом обратной связи, позволяющим контролировать работоспособность системы управления газораспределением.
Конструктивно ДПРВ может быть выполнен на основе индуктивного датчика или датчика Холла. Первый проще, поскольку это лишь обмотка вокруг магнитного сердечника. Второй менее надежен и менее точен, зато подает на ЭБУ впрыска не синусоиду, амплитуда которой пропорциональна частоте вращения (что затрудняет обработку сигнала), а легко обрабатываемый «готовый» прямоугольный сигнал. Там, где нет необходимости в точном определении положения распредвала, а важен сам факт определения нужного оборота, чаще всего используется датчик Холла.
Неисправности датчика положения распредвала
Основная неисправность датчика распредвала на основе эффекта Холла – это его физический отказ (самого чувствительного элемента или выходной схемы, формирующей прямоугольные импульсы). У индуктивных датчиков происходит налипание микрочастиц стружки, возникающей при износе элементов газораспределительного механизма, на магнитный сердечник, из-за чего форма импульсов «размазывается», и они могут неправильно обрабатываться в ЭБУ впрыска.
Основные ошибки датчика распределительного вала по стандарту OBD-II:
- P0340 — Неисправность в цепи датчика положения распредвала
- P0341 — Неправильный показатель / не отрегулирован датчик положения распредвала
- P0342 — Датчик положения распределительного вала: низкий уровень сигнала
- P0343 -Датчик положения распределительного вала: высокий уровень сигнала
- P0344 — Неисправность датчика положения распредвала
Ошибка с кодом P0340 трактуется как признак чисто электрической неисправности, но на самом деле является наиболее общей: она вызывается и окислением контактов в разъеме, и растяжением цепи ГРМ. На «цепных» моторах в большинстве случаев в этом не виноват датчик распредвала, признаки неисправности как раз указывают на «уход» меток.
Доводилось встречать машины, где эта ошибка после сброса возникала буквально через несколько минут, мотор трясло на холостых, ЭБУ фиксировал множественные пропуски воспламенения, но зато на высоких оборотах машина буквально «рвала из-под себя», что однозначно указывало на «запаздывание» распределительного вала впускных клапанов и как следствие – увеличенную фазу перекрытия.
Из-за этого наполнение цилиндров на низких оборотах было недостаточным для нормальной работы двигателя, зато на высоких наполнение за счет инерции выхлопных газов и увеличенного времени перекрытия, наоборот, всасывал в цилиндры даже больше воздуха, чем ему было «положено».
Столкнувшись с проблемой из подобного «общего» ряда, стоит полагаться не на ее обозначение по стандарту OBD-II, а на процедуры направленной диагностики для конкретного автомобиля, так как разные ЭБУ впрыска фиксирует такие ошибки по разным причинам.
Ошибка P0341 указывает на более серьезные проблемы в моменте получения сигнала с ДПРВ относительно ДПКВ и уже однозначно может быть идентифицирована как признак проблем, не связанных с датчиком распредвала и его проводкой. Проверяем положение меток, на «бесшпоночных» моторах – выставляем распредвалы и коленвал специальными приспособлениями.
Зная, в какой момент на конкретном двигателе должен приходить сигнал от ДПРВ относительно момента отсчета по ДПКВ, на двухканальном осциллографе отклонение фаз увидим и без разборки.
Коды P0342/P0343 – это признаки отказа самого датчика распределительного вала или замыкания в проводке, реже – симптомы неисправности самого ЭБУ впрыска. При этом «мозги» фиксируют при вращении двигателя постоянно низкий или постоянно высокий сигнал с датчика, который не меняется в зависимости от такта работы мотора. При этом двигатель переходит на нефазированную работу впрыска и зажигания, что для водителя зачастую даже не заметно: расход горючего не меняется, приемистость остается прежней.
Код P0344 – симптом неустойчивого сигнала с датчика. Проблемы возникают из-за налипшей металлической стружки, окислен или разболтан разъем, изломлен провод от датчика до ЭБУ. На осциллограмме при этом видно «мусор» на сигнале.
Как проверить датчик распредвала?
Без осциллографа под рукой (здесь хватает возможностей простейшего китайского «конструктора» DSO-138) проверка возможна только базовая.
Контролируется состояние контактов в разъеме – плотность подключения, отсутствие влаги и следов окисления. На работающем моторе можно использовать светодиодный пробник: на датчиках Холла он попеременно моргает красным и белым светодиодом с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя. Если сигнал в таком виде доходит до разъема ЭБУ, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что датчик и его проводка исправны.
Вас также заинтересует:
Стоит проверить установку фаз газораспределения, если зафиксированы ошибки из числа P0340, P0341. Сам датчик нужно извлечь и очистить от налипшей стружки, если она есть.
На ряде двигателей датчики положения коленчатого вала и распредвала унифицированы – можно в качестве диагностической меры поменять их местами. Если ошибка остается по распредвалу, то однозначно можно утверждать, что сам датчик абсолютно исправен.
: Замена датчика положения распредвала
Источник: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/datchik-polozheniya-raspredvala/
Как выбрать датчик фаз
Датчик фаз, иначе называемый датчиком положения распредвала (сокр. ДФ и ДПРВ соответственно) или CMP – это один из важнейших элементов системы управления двигателем, использующим дизельное или бензиновое топливо. Именно этот датчик отвечает за учет положения ГРМ электроникой и позволяет другим управляющим элементам следить за работой всей системы.
Функционально датчик связан с ДПКВ (датчиком положения коленвала), особенности которого были описаны в данном материале. Работая в тандеме, эти датчики отправляют данные блоку управления, которые дает импульсы и на впрыск топлива, и на работу зажигания в каждом из цилиндров двигателя.
Об устройстве датчика фаз, его неисправностях и особенностях выбора – в материале Avto.pro.
Подробнее об устройстве
На данный момент наибольшее распространение имеют датчики, работа которых основана на эффекте Холла. Суть этого эффекта в том, что в полупроводниковой пластине, к которой подведен источник тока, возникают разности потенциалов при перемещении этой пластины в магнитном поле.
Устроен датчик Холла довольно просто: ко всем сторонам квадратной или же прямоугольной пластинке из полупроводника подключаются контакты – пара входных для постоянного тока и пара выходных для снятия сигналов. Это и есть основа датчика, тем временем как корпус, крепежные элементы, магниты и прочее – лишь дополнительные элементы. Пластину из полупроводника сегодня изготавливают в виде микросхемы.
Однако микросхема со смежными элементами может быть реализована двумя способами. Различают такие датчики фаз:
- Стержневые (обычно их называют торцевыми);
- Щелевые.
Стержневой датчик, как несложно догадаться, имеет форму цилиндра или стержня. Прямо напротив его торца проходит репер, он же отметчик / металлический штырь / зубец распределительного вала. Чувствительный элемент такого датчика фаз расположен на торце, а над ним находится постоянный магнит и т.н. магнитопроводы. Датчик регистрирует, когда и с какой частотой репер проходит мимо его чувствительно части.
Не менее распространенным является щелевой датчик. Форма основной его части напоминает букву П. В разрез основной части датчика и проходит репер распределительного вала. При этом корпус датчика условно разделен на 2 половины. В одной из них находится постоянный магнит, а вот во второй расположен чувствительный элемент. Обе половины связаны магнитопроводами специальной формы.
Подробнее о работе датчика
Датчик фаз автомобильного распредвала не может нормально работать без задающего диска, который установлен на этом самом валу. Диск имеет т.н. репер, иначе называемый отметчиком. Внешне он напоминает самый обычный штырь, хотя иногда он может иметь и другую форму.
По ходу работы автомобильного двигателя репер проходит прямо перед датчиком, тем самым замыкая магнитные линии, которые выходят из его корпуса. Как результат, параметры магнитного поля меняются, что регистрируется чувствительным элементом.
Важно понимать, что датчик Холла не только реагирует на изменение магнитного поля, но и формирует электрический импульс. Он изменяется преобразователем и подается электронному блоку управления.
Задающие диски щелевых и стержневых датчиков имеют различную геометрию. Для щелевых датчиков это диск с т.н. воздушным зазором. Как только диск проходит через зазор, датчик формирует импульс. Для стержневых датчиков это диск с короткими реперами или же зубцами. Как только репер или зубец проходит мимо датчика, он формирует сигнал. Теперь разберемся с тем, как функционирует датчик фаз при включении двигателя. Вот самые важные моменты:
- Изначально датчик и задающий диск установлены так, что импульс формируется при прохождении первого цилиндра и далее;
- В определенный момент в работы включится датчик положения коленвала – пара датчиков дадут импульсы ЭБУ и он даст команду на впрыск и зажигание топливной смеси;
- В дизельных двигателях датчик фаз отслеживает положение поршней каждого из цилиндров по-отдельности. Для этого изменяется геометрия задающего диска – его дополняют новыми элементами и реперами разной длины.
Датчик фаз позволяет отследить начало цикла работы двигателя, постоянно формируя одиночные импульсные сигналы, которые и получает ЭБУ. По факту это интегральный датчик – он объединяет в одном корпусе чувствительный элемент со и вторичным преобразователем. Выход датчика из строя сказывается может сильно сказаться на работе двигателя. Как читатель наверняка знает, работа современных двигателей регулируется ЭБУ, который получает сигналы от множества датчиков – стоит одному из них выйти из строя, как вся система начнет работать в анормальном режиме.
Неисправности датчика фаз
К несчастью, визуально определить неисправность самого ДФ не получится. Для диагностики требуется специфическое оборудование, хотя зачастую неисправность можно выявить по ходу проведения обычной компьютерной диагностики. Отметим, что некоторые проверки может произвести и рядовой автолюбитель. Для этого ему понадобится мультиметр или универсальный адаптер. Последние редко появляются в продаже в обычных магазинах, так что рекомендуем поисках их в интернет-магазинах или ограничиться использованием мультиметра. О том, что датчик фаз нуждается в замене, будет сигнализировать:
- Загоревшийся “Check Engine” на приборной панели;
- Аварийный режим работы блока ЭСУД;
- Повышенный расход горючего;
- Нестабильная работа двигателя, в особенности на скоростях выше 60 км/ч.
Часто автолюбители сталкиваются и с тем, что двигатель автомобиля сильно теряет в мощности. Иногда мотор и вовсе глохнет. Еще одна специфическая неисправность: проблема с работой автоматической трансмиссии при неисправном ДФ. На самом деле все перечисленное может указывать на поломку другого элемента электрической системы, однако если неисправен именно датчик фаз, то проблемы могут на время уйти, если заглушить двигатель и снова запустить. Заметьте: проблемы уйдут только на время. В ходе компьютерной диагностики можно получить такие коды ошибок:
- P0340 – сигнала с датчика не доходит до ЭБУ;
- P0341 – фаза газораспределения подобрана неверно;
- P0342 – с датчика поступает сигнал низкого уровня;
- P0343 – обратная ситуация: уровень сигнала слишком высокий;
- P0344 – сигнал от датчика поступает с прерываниями;
- P0365 – цепь установленного ДПРВ оборвана (отсутствует сигнал).
Как показывает практика, чаще всего проблемы с датчиком фаз вызваны нарушением целостности проводки. Микросхема устройства может похвастать высокой живучестью, хотя со временем выходит из строя и она. По словам специалистов, датчик положения распредвала служит около 100 тысяч километров. Однако мы не советуем принимать эту цифру за истину – устройство может прослужить как намного дольше, так и, напротив, меньше. Проблемы его работе скорее всего будут вызваны:
- Замыканием сигнала провода на «массу»;
- Обрывом сигнального провода;
- Неверным подключением питающих проводов;
- Неисправностью ВВ-проводки;
- Накоплением жидкости в соединителе датчика;
- Большим или же, напротив, малым зазором между устройством и отметчиком;
- Попаданием металлической стружки на корпус устройства;
- Торцевым биением шестерни распредвала;
- Обрывом оболочки жгута или отдельных проводов;
- Неисправностью ЭБУ.
Как уже и было указано, чаще всего ДФ выходит из строя по причине нарушения целостности проводки. Не менее распространенной проблемой является попадание влаги в соединитель, окисление контактов и нарушение целостности изоляции. Как результат, цепь обрывается или же замыкается. Все эти неисправности вполне может диагностировать и рядовой автолюбителей. Давайте разберемся.
Проверка ДПРВ
Проверка работоспособности датчиков, работа которых базируется на эффекте Холла, почти всегда идентична. Автолюбители понадобятся устройство, способное замерить постоянное напряжение между выводами таких датчиков. Сам датчик фаз обычно расположен рядом с головкой блока цилиндров. Как правило, на тот же месте, где в карбюраторных и ранних инжекторных автомобилях находится трамблер. Вот что нужно сделать:
- Проверить, подведен ли жгут т.н. сигнальных проводов. Должен подводить +12-волтовый проводом и «масса»;
- Если с питанием все в порядке, то теперь нужно завести двигатель и проверить, действуют ли электрические импульсы на сигнальном проводе;
- Проверить соединитель. От датчика отсоединить штекер и осмотреть вилку с розеткой. Устройство нужно просушить и, опционально, очистить от загрязнителей и окислов;
- Проверить состояние изоляции. Замерьте сопротивление – оно должно попадать в диапазон 0.5 – 1.0 kΩ. В некоторых датчиках сопротивление изоляции будет большим (его значение приведено в мануале к авто).
Наиболее простой способ проверки работоспособности датчиков Холла выглядит так: подсоединить имеющееся у вас измерительное устройство к выводам датчика, перевести его в режим измерения постоянного напряжения, после чего включить зажигание. Между «массами» не должно быть напряжения, тем временем как между контактом питания устройства и общей «массой» установленное напряжение должно составить 10-12 V. Заметим, что для проверки нужно взять небольшой металлический предмет, который нужно перемещать прямо возле корпуса датчика. Если показатели напряжения на мультиметре не будут меняться, датчик фаз работоспособен.
Как найти и установить новый датчик
Найти датчик положения распредвала не так уж сложно. Сразу отметим, что эти датчики обычно не являются взаимозаменяемыми, так что допускать ошибку при поиске нельзя. Из положительных моментов: новое устройство можно легко установить самостоятельно, так что обращаться за помощью к работникам СТО не придется. А вот чтобы найти сам датчик, можно руководствоваться:
- VIN-кодом транспорта;
- Артикулом имеющегося датчика;
- Полными данные об автомобиле.
На Avto.pro отлично реализована система поиска запчастей по данным автомобиля. Имеется также полнотекстовый поиск, который позволяет искать запчасти по конкретным формулировкам. Например, «бампер Mazda 3». В случае датчика фаз мы все же рекомендуем вести ручной поиск в электронном каталоге.
Это довольно просто, так как автолюбитель будет двигаться по древовидному каталогу, выбирая сначала марку, затем модель автомобиля, а уже потом категорию запчасти. Важно указать, для какого двигателя подбирается датчик фаз.
В конце поиска автолюбитель также получит список артикулов датчиков, которые совместимы с система его транспортного средства – в случае необходимости их можно использовать для ведения поиска в других магазинах.
При поиске элементов автомобильной электроники стоит руководствоваться не только ее совместимостью с вашим транспортным средством, но еще и тем, кто эту электронику производит. Беспроигрышный вариантов два: покупка оригинала или покупка запчасти от поставщика на конвейеры автоконцернов (тот же оригинал, но под именем собственного бренда производителя). Стоит обратить внимание на датчики фаз таких компаний:
Установить новый датчик фаз легко. Необходимо снять «-» с аккумулятора, добраться до датчика, снять его фишку и выкрутить его крепеж с помощью торцевого ключа. Вытащив старый датчик, установить на посадочное место новое устройство. Рекомендуем также заменить резиновый уплотнитель датчика на новый (если он есть в комплекте нового устройства) и измерить монтажный зазор между датчиком и отметчиком. Ширина зазора должна попасть в диапазон 0.5 – 1.2 мм. После этого нужно закрутить крепежный элемент и подсоединить фишку – новый датчик готов к работе.
Вывод
Датчик фаз имеет довольно большой эксплуатационный ресурс, так что выходит из строя не очень часто. Если это происходит, то в большинстве случаев поломка вызвана нарушением целостности проводки, изоляции, а также окислением контактов. В более редких случаях чистка контактов и замена проводов не дает ощутимого результата – менять приходится весь датчик. Найти его довольно просто, а с учетом того, что он есть и в ассортименте фирм-упаковщиков и сторонних производителей, покупка и замена не будет стоить больших денег.
Источник: https://avto.pro/autonews/kak_vibrat_datchik_faz-20191020/