Зачем нужен катализатор в выхлопной системе автомобиля?

Содержание

Автомобильный катализатор что это?

Зачем нужен катализатор в выхлопной системе автомобиля?

Мы объявляем реальную усредненную цену за Ваши автокатализаторы «ОТ», а не сомнительно завышенные цены «ДО», которые на деле будут в разы ниже объявленных. Заказать консультацию

Выхлопная система современного авто, произведенного за рубежом или собранного по лицензии в России, намного сложнее того, что отечественный автопром устанавливал еще пару десятилетий назад на «Лады» собственного производства.

Выбросы автомобилей в атмосферу

Незаменимые в быту и хозяйственной деятельности человека автомобили представляют наибольшую опасность для среды обитания человека. Вредное воздействие продуктов сгорания автомобильных двигателей имеет глобальные и локальные последствия:

  • Глобальные. Толщина и площадь озонового слоя, защищающего Землю от космических излучений, за последние десятилетия катастрофически уменьшилась, что в перспективе создает опасность для существования человечества.
  • Локальные. В мире есть еще немало территорий с чистой экологией. Но это никак не касается городов, где уже сегодня дышать чистым воздухом практически невозможно.

Как в этих процессах участвуют наши автомобили? Самым непосредственным образом! Их доля в загрязнении окружающей среды составляет не менее 70%. Всего за один год эксплуатации среднестатистический автомобиль выбрасывает в атмосферу:

  • 135 кг окиси углерода;
  • 25 кг оксидов азота;
  • 20 кг углеводородов;
  • 4 кг двуокиси серы;
  • 1,2 кг твердых частиц;
  • до 10 кг бензопропилена.

Всего получается не менее 12 миллионов тонн веществ, которые уничтожают не только среду обитания человека, но и разрушают защитный озоновый слой планеты. С каждым годом количество автомобилей увеличивается, что в перспективе не сулит ничего хорошего.

В связи с этим на международном уровне приняты стандарты качества топлива и количества вредных веществ, попадающих в атмосферу в процессе его сгорания в автомобильном двигателе. С 2005 года в странах Евросоюза установлен экологический стандарт Евро-5 для всех производимых транспортных средств. В России переход на стандарт Евро-4 осуществлен в 2015 году.

Зачем нужен катализатор

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов – элемент выхлопной системы автомобиля, ответственный за нейтрализацию вредных для экологии продуктов сгорания бензина – углеводородов, окисей азота и углерода, сажи. В любой каталитический реакции обязательно присутствую активные реагенты. В автомобильном катализаторе нейтрализация вредных веществ осуществляется в мелкоячеистых порах, покрытых тонким слоем редкоземельных и благородных металлов – палладий, иридий, платина. Благодаря им несгоревшие вещества принудительно и практически бесследно дожигаются.

Принцип работы

Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор действует следующим образом:

  • исходящие из цилиндров двигателя внутреннего сгорания выхлопные газы заполняют покрытые платиной и палладием ячейки, размещенные в керамических блоках;
  • металлическое покрытие ячеек инициирует химическую реакцию, в результате которой происходит преобразование несгоревших углеводородов в водяной пар, а угарный газ превращается в углекислый;
  • проходя через покрытые родием ячейки, оксид азота распадается на нейтральный азот и кислород;
  • результат – из выхлопной трубы наружу поступают полностью очищенные от вредных компонентов газы.

Если в автомобиле установлен дизельный двигатель, то совместно с катализатором работает сажевый фильтр.

Устройство

Нейтрализатор всегда расположен после выпускного коллектора двигателя. В его состав входит:

  • изготовленный из металла корпус с патрубками на входе и выходе;
  • монолитный керамический блок, представляющий собой пористую структуру с многочисленными ячейками, обеспечивающими максимально большую площадь рабочей поверхности, с которой соприкасаются отработанные газы;
  • каталитический слой, состоящий из редкоземельного палладия, иридия и благородной платины, а в некоторых моделях и менее дорогостоящего золота;
  • теплоизоляционный металлический кожух, защищающий устройство от механических повреждений.

Катализатор предназначен для нейтрализации трех вредоносных компонентов выхлопных газов:

  • ядовитых окислов азота, которые участвуют в образовании смога, провоцируют кислотные дожди;
  • угарного газа, смертельно опасного для человеческого организма;
  • канцерогенных углеводородов.

Виды

В современных автомобилях производители устанавливают катализаторы различных типов и модификаций. Вне зависимости от устройства и используемых для нейтрализации вредных продуктов сгорания топлива, все они более или менее в равной степени обеспечивают соответствующую европейским нормам степень очистки.

В современных автомобилях используются катализаторы:

  • химические;
  • металлические;
  • керамические;
  • магнитно-стрикционные.

Металлические

Это дорогостоящие катализаторы, в процессе производства требуют сложного технологического оборудования. В результате устройство не подвержено механическим воздействиям, колебаниям температуры. Металлическая передняя часть блока может служить нагревательным элементом. Тонкие стенки несущего материала обеспечивают невысокое аэродинамическое сопротивление, что позволяет использовать катализатор во всех разновидностях техники, в том числе повышенной мощности. Среди преимуществ – пониженный расход топлива и длительный срок эксплуатации.

Керамические катализаторы

Наиболее популярная сотовая конструкция, которая устанавливается на большинстве современных моделей автомобилей. Керамическая поверхность покрывается перечисленными выше благородными и редкоземельными металлами, которые активизируют свои каталитическое свойства под воздействием тепла.

Срок службы керамического устройства в Европе не превышает 120 000 км. Это обстоятельство несколько смущает покупателей подержанных автомобилей. Но ввиду низкого качества бензина отечественного производства замену катализатора придется апроизвести после пробега максимум 80 000 км.

Керамика – материал хрупкий и поэтому тряска наших дорог на ее целостности отражается самым негативным образом.

Сажевый фильтр

Если в бензиновом автомобиле используется каталитический нейтрализатор, то для очистки выхлопа дизеля устанавливается сажевый фильтр. Его задача – улавливание частиц сажи. Сажевый фильтр не имеет целью нейтрализацию вредных отходов в отработанных газах. В некоторых моделях авто производители устанавливают в сажевый фильтр дополнительные ячейки, предназначенный для улавливания содержащихся в газах вредных веществ.

Спортивный

Повышенная эффективность спортивного катализатора достигается за счет увеличенного слоя катализаторов. Напыления драгметаллов превосходит стандартные нейтрализаторы в 3-8 раз. В результате увеличивается его пропускная способность и срок эксплуатации. Спортивное устройство предназначено вовсе не для любителей экстремальной езды. Его можно установить и на дорогой спорткар, и на простой б/у автомобиль среднего класса.

Читайте также  Очистка катализатора автомобиля химическим способом

Двухсторонние

Такие катализаторы предназначены для:

  • преобразования вредного для здоровья угарного газа в нейтральный углекислый газ;
  • окисления не полностью сгоревших углеводородов в воду и обычный углекислый газ.

Такие устройства нашли применение в дизельных двигателях.

Трехсторонние

Этот тип нейтрализатора решает следующие задачи:

  • разложение окиси азота на составляющие – чистый азот и кислород;
  • окисление угарного газа до углекислого газа;
  • преобразование несгоревших продуктов в углекислый газ и воду.

Что делать, если катализатор вышел из строя

Катализатор ремонту не подлежит. Любая попытка обмануть бортовой компьютер приведет к тому, что ваш автомобиль превысит допустимые в цивилизованных странах пределы содержания вредных веществ в выхлопных газах. Цивилизованное решение – сдать вышедшую из строя деталь в утиль и установить новую, обеспечивающую безопасность для окружающих.

  • Каталитический нейтрализатор выхлопных газов – важная деталь, которая позволяет существенно снизить токсичность отработанных выхлопных газов. Она отвечает за переработку и обезвреживание таких вредных для окружающей среды компонентов как окись азота, угарный газ и недогоревшие канцерогенные углеводороды. Выполнение этих функций возможно за счет того, что в конструкции устройства используются ценные металлы.
  • Катализатор – обязательный элемент выхлопной системы автомобиля, отвечающий за очищение отработанных газов. Неисправная работа этой детали может стать причиной поломки двигателя, поэтому важно своевременно реагировать на первые признаки ее износа. Рассмотрим, какие функции выполняет катализатор, какие симптомы указывают на его неисправность, и что делать с поломанным устройством.
  • На переработку идет все – металлы, пластик, стекло, резина. Мы выгодно купим ненужные запасные части и освободим ваш автопарк от неработоспособной техники.
  • С каждым годом количество автомобилей растет, что самым неблагоприятным образом сказывается на экологической ситуации. Страдают от загазованного воздуха не только жители крупных городов, но и вся планета в целом, поскольку озоновый защитный слой атмосферы становится все меньше. По этой причине в цивилизованном мире установлены жесткие правила, требующие установки на автомобилях катализаторов – устройств, поглощающих токсичные компонента выхлопных газов. Это несгоревшие углеводороды, окись углерода и окислы азота.

Источник: https://www.pokupka-katalizatorov.ru/index/articles/avtomobilnyy-katalizator-chto-eto/

Что такое катализатор на автомобиле, зачем он нужен и что будет, если его убрать

Зачем нужен катализатор в выхлопной системе автомобиля?

Автомобиль в системе выхлопа имеет каталитический нейтрализатор, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Давайте разберемся, что это такое, для чего нужен и что делать в случае засора.

Что такое катализатор

Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль наносит меньший вред окружающей среде. 

Схема катализатора

Нейтрализатор работает только после нагрева до 300°C, сразу после запуска двигателя очистка не происходит.

Устройство каталитического нейтрализатора

Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.

Современные катализаторы трехкомпонентные.

  • Первый элемент связывает оксиды азота.
  • Второй — удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
  • Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.

Трехкомпонетные катализаторы

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках. 

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Соты каталитического нейтрализатора

Диагностика автомобильного катализатора

Определить неисправность можно по нескольким признакам:

  • На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
  • Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
  • Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
  • Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.

Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.

Катализатор в разборе

Оригинал или аналог

Оригинальный катализатор — довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.

При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.

Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!

Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами. В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу. Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.

Читайте также  Можно ли ездить с неисправным катализатором?

Съём/Установка катализатора

Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.

Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.

Особенности удаления катализатора из выхлопной системы

Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.

Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов. 

  • Любое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к снятию его с гарантии. Подумайте, что будет, если возникнет неисправность двигателя, которая попадает под гарантийный случай.
  • Невозможность пройти государственный техосмотр. Бортовой компьютер вы обманули, но вот при проверке на стенде, обман вскроется. В итоге, вы получите запрет на эксплуатацию транспортного средства. Со станции СТО, вы поедете уже на эвакуаторе.

Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.

Предупреждения на приборной панели

При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.

Заключение

В случае возникновения проблем с катализатором, необходимо его заменить. Оптимальным решением будет установка оригинального нейтрализатора. Все аналоги и обманки могут привести к ускоренному выходу двигателя из строя, сделают невозможным получение диагностической карты, а также создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Источник: https://www.tts.ru/blog/dvigatel/katalizator-v-avtomobile-zachem-on-nuzhen-i-chto-budet-esli-ego-ubrat/

Как выбить катализатор? Зачем нужен катализатор в выхлопной системе автомобиля

Зачем нужен катализатор в выхлопной системе автомобиля?

Рано или поздно автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда машина по непонятным причинам начинает терять мощность, а расход топлива увеличивается. Виновником может быть отслуживший свой срок каталитический нейтрализатор. Как вернуть авто в рабочее состояние, можно ли выбить катализатор и как это сделать безболезненно, расскажет эта статья.

Немного истории

Еще в 60-х годах прошлого столетия прогрессивные умы человечества начали бить тревогу, связанную с ухудшением экологии на планете. Фабрики и заводы без каких-либо ограничений выбрасывали в атмосферу вредные отходы, а количество автомобилей на дорогах неуклонно росло. Уже тогда мегаполисы затянуло сизым туманом автомобильного выхлопа.

В 1970 году к иностранным производителям было предъявлено требование — оснастить машины нейтрализатором отработанных газов. Основным вредным выбросом считался угарный газ — продукт неполного сгорания углеводородного топлива. С 1975 года установка катализаторов являлась обязательным требованием к производителям автомобилей за рубежом.

Зачем нужен катализатор и как он работает

Как известно из уроков химии, катализатором является вещество, которое стимулирует химическую реакцию, при этом не участвует в создании нового вещества. Современные катализаторы для выхлопных систем выполняют две функции:

  • дожигание угарного газа (CO) до его перехода в состояние углекислого газа (CO2);
  • разделение оксида азота на азот и кислород.

Выполнение этих двух функций поделило каталитические нейтрализаторы на две разновидности: восстанавливающие и нейтрализующие катализаторы. Часто элементы двух видов устанавливаются в один корпус, чтобы выполнять обе функции.

Чтобы реакция проходила как можно эффективнее, вещество, отвечающее за восстановительные реакции, нанесено на керамические элементы, выполненные в виде сот. Их шестиугольная форма позволяет создать не только большую площадь соприкосновения выхлопных газов с катализатором, но придает высокую прочность, что немаловажно для хрупкой керамики.

Разновидности нейтрализаторов

Кроме керамических элементов, существуют металлические. Эта разновидность отличается высокой прочностью и имеет небольшой минус: при выходе из строя металлический катализатор выбить, как керамический, невозможно. Приходится разбирать корпус, ремонт становится более дорогим.

Зачем выбивают катализатор? Во время эксплуатации его проходное сечение постоянно уменьшается, и наступает момент, когда нормальная работа двигателя становится невозможной. Чтобы восстановить сечение выхлопной системы, керамические элементы выбиваются из корпуса нейтрализатора.

Что такое лямбда-зонд и его роль в выхлопной системе

Лямбда зонд или датчик кислорода имеет непосредственное отношение к катализатору. Он замеряет количество кислорода в выхлопных газах. В соответствии с сигналом, поступающим с датчика, автомобильный компьютер регулирует состав и количество топливной смеси.

Некоторые модели авто имеют два датчика кислорода. Один устанавливается до катализатора, второй — после. Это сделано для того, чтобы повысить точность показаний. Однако это же создает проблемы в случае тюнинга выхлопной системы или при удалении катализатора авто. Датчик, установленный после нейтрализатора, вводит в заблуждение ЭБУ, после чего повышается расход топлива и падает мощность двигателя. Поэтому в случае ремонта нужно знать, не только то, как выбить катализатор, но и что нужно сделать после этого, чтобы восстановить работоспособность.

Место катализатора в выхлопной системе

Каталитический нейтрализатор является частью выхлопной системы автомобиля. Он бывает как в виде отдельного элемента, так и в сборе с глушителем. Первый вариант значительно удобнее, так как при замене катализатора не требуется ни замена глушителя, ни сварочные работы по врезке новой детали.

Устанавливается катализатор в двух местах в зависимости от модели авто. В первом случае в подкапотном пространстве, сразу после выпускного коллектора. Во втором варианте также после выпускного коллектора, но под днищем автомобиля.

Посадочные отверстия под датчики кислорода вварены в выхлопную трубу до и после нейтрализатора.

Бывают глушители без катализатора. К автомобилям эпохи советских времен не предъявлялись требования экологической безопасности. Поэтому на машинах той поры этих элементов выхлопной системы нет.

Как проверить работоспособность

Основным симптомом забитого катализатора может быть потеря мощности. Это происходит, потому что пропускное сечение становится ничтожно малым и выхлопные газы не могут выйти до конца во время выпускного такта двигателя. Во время такта впуска отработанные газы смешиваются со свежей смесью, ухудшая горение. В результате происходит падение динамики разгона и увеличение расхода топлива. Но как точно понять, что причиной стал именно нейтрализатор, а не что-либо еще?

Для этого есть три способа:

  1. Снять катализатор и посмотреть его на просвет. Это самый верный, но также и трудоемкий способ. Требует работ по демонтажу. Кроме того, не любой нейтрализатор можно проверить таким способом. Те, которые вварены в выхлопную систему, на просвет посмотреть не получится.
  2. Проверить при помощи давления. Для этого во второй лямбда-зонд вкручивается манометр, заводится двигатель. Если при скорости вращения коленвала 2500 об/мин давление составляет 0.3 кг/см2 или меньше, то замена не требуется.
  3. Замер давления мотор-тестером. Для этого в свечное отверстие вкручивается датчик и замеряется давление в выхлопной системе. Если оно превышает 200 кПа, то это говорит о необходимости замены.
Читайте также  Как почистить катализатор на дизеле?

Последний способ самый технологичный, выполняется только в специализированных мастерских, например, автосервисах по ремонту глушителей в Москве.

Замена или удаление

Когда владелец автомобиля сталкивается с данной неисправностью, перед ним встает вопрос: нужно ли выбивать катализатор или заменить его новым. Ответ лежит в нескольких плоскостях. Первое — это стоимость новой детали. Нейтрализатор — вещь недешевая. В нем содержатся драгоценные металлы (платина, золото, палладий), что обуславливает цену. Стоимость может быть настолько высока, что владелец однозначно решит выбить катализатор.

Как смотрят на эту проблему водители другой категории? Они считают, что внесение изменений в конструкцию автомобиля не приводит ни к чему хорошему. Поэтому решают установить новый нейтрализатор.

Третья категория людей также покупает новую деталь. Однако ими движет другой мотив. Они искренне беспокоятся об экологии на планете, им небезразлично, чем будут дышать люди, едущие следом за их автомобилем.

Можно ли самому почистить катализатор

Срок службы нейтрализатора составляет 150 тыс. км пробега. Это в идеальном варианте: не изношенном двигателе, качественном топливе. Обычный вариант, когда катализатор начинает давать о себе знать, это пробег 70-80 тыс. км. Можно ли каким-либо способом продлить срок его службы? Оказывается, можно. Для этого в перечень плановых работ по техническому обслуживанию нужно включить чистку. Делается она несколькими способами:

  1. Добавление в топливный бак присадок, очищающих от нагара. Этот метод хорош тем, что производится очистка без демонтажа детали. Минусом является то, что неизвестно, достигнута ли цель.
  2. Продувание сжатым воздухом керамических сот. Этот вариант позволяет визуально определить степень загрязнения, а также конечный результат.
  3. Промывание сот аэрозольными составами для очистки карбюраторных жиклеров.

Последние два варианта подразумевают разборку выхлопной системы. Все эти методы могут увеличить срок службы катализатора, однако нужно понимать, что несмотря на хорошую проходимость выхлопных газов, элементы катализатора имеют определенный срок службы, после чего они теряют свою эффективность.

Инструменты, необходимые для проведения работ

Перед тем как выбить катализатор, нужно определить, какой тип элемента находится внутри. Если керамический, то объем работы включает в себя демонтаж, выбивание элемента. Если внутри металлический элемент, то выбить его не получится. Чтобы его удалить придется разрезать корпус нейтрализатора, затем заварить его. Исходя из этого нужен разный инструмент. Для проведения работы потребуется:

  1. Набор ключей, включающий в себя как рожковые ключи, так и трещотки с головками.
  2. Аэрозольная проникающая смазка, наподобие WD-40. От высоких температур болты соединений глушителя сильно закисают, отвернуть их без смазки практически нереально.
  3. Лом или монтировка для выбивания керамики из корпуса.
  4. Шлифовальная машина и сварочный аппарат в случае удаления из катализатора металлического элемента. Также эти инструменты могут понадобиться, если нейтрализатор приварен к выхлопной трубе, как в случае “Шевроле Нивы”.
  5. Новая прокладка между катализатором и глушителем. Обычно элементы выхлопной системы прикипают друг к другу, поэтому их приходится отделять друг от друга при помощи монтировки. При этом прокладки, находящиеся между ними, страдают.

Кроме перечисленного, могут понадобиться подъемник, смотровая яма, в зависимости от модели автомобиля. Если катализатор установлен в подкапотном пространстве, то достаточно просто ровной площадки.

Инструкция по демонтажу

Самостоятельно удалить внутренние элементы катализатора несложно. Трудность может заключаться лишь в отворачивании прикипевших гаек. Поэтому нужно помнить, что отворачивать их следует только после обработки проникающей смазкой. Также их нельзя откручивать за один проход. Делать это надо “враскачку”, отворачивая на небольшой угол, затем возвращаясь обратно. Если попытаться отвернуть сразу, то можно отломить шпильки крепления, что сильно усложнит ремонт.

Для того чтобы демонтировать катализатор, нужно:

  1. Поставить машину на подъемник или на смотровую яму.
  2. Отсоединить от аккумулятора минусовую клемму.
  3. Отсоединить провода кислородных датчиков от их разъемов.
  4. Открутить болты, соединяющие основной глушитель и катализатор. В случае если катализатор соединен воедино со средней частью выхлопной системы, то придется ее полностью демонтировать.
  5. Отцепив среднюю часть глушителя от крепежных резинок, вынуть катализатор.

Выбивание катализатора

После снятия нейтрализатора нужно его внимательно осмотреть и решить, что делать дальше. Если корпус сильно подвергся коррозии, то нет смысла просто выбивать керамический элемент. В этом случае лучше заменить деталь куском трубы подходящего сечения. К этой трубе нужно будет приварить фланцы креплений. Говоря иначе, надо вырезать банку катализатора и вместо нее вварить такой же длины трубу. После чего приварить гайку, в которую будет вкручиваться датчик кислорода.

Владельцы авто жалуются на то, что после удаления катализатора в глушителе появился звон. Это случается, если просто выбить керамические элементы из корпуса. Чтобы этого не происходило, нужно устанавливать пламегаситель, который сузит проходное сечение и устранит резонирующий эффект.

При проведении демонтажа также нужно обратить внимание на гофру, установленную перед катализатором.

Эта деталь снижает передачу вибрации от глушителя на выпускной коллектор, жестко закрепленный на двигателе. Обычно к 70 тыс. км пробега гофра ржавеет и расслаивается. Поэтому производя работы с катализатором, не будет лишним поменять эту деталь.

Собирается выхлопная система в обратной последовательности.

Прошивка после удаления

После удаления элементов катализатора происходит следующее. Мощность автомобиля увеличивается, двигатель работает ровнее, а расход топлива снижается. Но это происходит в том случае, если на выхлопной системе установлен один датчик кислорода. Если датчиков два, то в этом случае бортовой компьютер будет работать неверно и на панели приборов будет постоянно гореть сообщение об ошибке двигателя. Что делать в этом случае?

Есть два варианта. Первый, менее дорогостоящий — применение обманки. Это устройство, устанавливаемое вместо кислородного датчика, которое подает “правильный” сигнал ЭБУ. По принципу действия обманки бывают механические и электронные.

Второй вариант — перепрошивка бортового компьютера. Обычно меняется версия прошивки на более раннюю, когда выхлопные системы работали только с одним датчиком кислорода. Например, Евро-4 меняется на Евро-2. Этот способ более дорогостоящий, но вместе с тем более эффективный.

Кроме того, можно поставить прошивку, меняющую работу двигателя в сторону увеличения мощности или в сторону экономичности. Диагностов, меняющих прошивки, легче найти в больших городах. Например, в сервисах Москвы по ремонту глушителей всегда подскажут, где найти подобного специалиста.

Читайте НАС ВКонтакте

Источник: https://365news.biz/avto/158746-kak-vybit-katalizator-zachem-nuzhen-katalizator-v-vyxlopnoj-sisteme-avtomobilya.html