Система динамической стабилизации автомобиля что это?

Содержание

Принцип работы системы динамической стабилизации (ESP)

Система динамической стабилизации автомобиля что это?

Оснащение современного автомобиля делает процесс управления простым. В то же время нельзя сказать, что это уж слишком легкое дело. Требуется учитывать много нюансов, чтобы не оказаться на обочине не только дороги, но и жизни. Важны дорожные изгибы, погодные условия, опыт вождения и многое другое. Автомобиль способен вести себя на дороге непредсказуемо. Утрата контроля может спровоцировать аварию. Как предотвратить такое развитие событий?

Это можно сделать с помощью ESP. Под этой аббревиатурой скрывается система, обеспечивающая курсовую устойчивость. С позиции английского языка расшифровывается так: Electronic Stability Program.

Что такое ESP

Под ней понимается система безопасности, которая посредством компьютера управляет автомобилем в нестандартных ситуациях. Если автомобиль теряет устойчивость на дороге, то есть начинает выписывать опасную траекторию, то его положение принудительно выравнивается.

ESP не является единым обозначением систем динамической стабилизации. Перед нами популярная торговая марка и не более. Поэтому будем рассматривать именно ее. Хотя своя популярность есть и у других подобных систем, например, ESC и DSC.

История

Первый патент на систему рассматриваемого вида был выдан в 1959 году. Разработка называлась «Управляющее устройство». Ее инициатором стал концерн Daimler-Benz. Результат оказался посредственным. Инженеры концерна не смогли предложить продукт, который мог бы стать реальным помощником водителя.

Все изменилась спустя много лет. В 1994 году премиальные Мерседесы получили оснащение полноценной системой безопасности. Несколько позднее курсовая стабилизация стала доступна на серийных машинах компании Mercedes-Benz.

Устройство

Сама по себе ESP не способна выполнять возложенные на нее задачи. В помощь требуются электронные датчики. Обработкой поступающих от них сигналов занимается специальный блок. Электроника вовремя информирует систему о неадекватном поведении автомобиля, что дает возможность вернуть контроль над транспортным средством.

Перечень составных элементов формируется за счет:

  • основного блока, предназначенного для обработки сигналов от датчиков и управления конкретными устройствами;
  • датчиков, фиксирующих, с какой скоростью вращается каждое колесо;
  • датчиков, измеряющих скорость и отклонение транспортного средства по оси. Датчики этого вида находятся внутри одного корпуса;
  • контроллера, способного определить, как рулевое колесо изменяет угол поворота;
  • гидравлического блока, инициирующего тормозные усилия.

К помощникам также относят следующие системы:

  • ABS – исключение вероятности блокировки колес во время торможения;
  • EBD – распределение усилий при управлении тормозными дисками;
  • ASR – контроль того, насколько проскальзывают колеса, с последующим перераспределением крутящего момента. Исключается пробуксовка;
  • EDS – дополнение к ASR. Блокировка дифференциального механизма.

Как это работает

Курсовая стабилизация посредством ESP невозможна без ABS. Антиблокировочная система – это важный момент корректировки поведения автомобиля. Процесс стабилизации также обеспечивается за счет функциональности антипробуксовочной системы и блока, способного изменять режим работы двигателя.

ESP определяет развитие заноса по нескольким параметрам. Например, при малом угле поворота колес может фиксироваться превышение поперечного ускорения и значительное изменение угла поворота транспортного средства. Это выходит за рамки «правильной езды», поэтому система начинает действовать.

На практике происходит подтормаживание конкретных колес или ослабление тормозного усилия. Гидромодулятор изменяет состояние тормозной системы в части ее давления. Работа силового агрегата корректируется. Блок-контроллер сокращает подачу топлива, что уменьшает крутящий момент, передающийся на колеса. В результате машине придается прежняя траектория.

В структуре имеется главный блок, принимающий и обрабатывающий информацию, поступающую от датчиков. Под такой информацией понимается несколько моментов: с какой скоростью вращаются колеса, в каком положении руль и насколько давление в тормозной системе соответствует норме. На основе подобных данных ESP принимает решение, как ей действовать. При этом наиболее важны сигналы от двух датчиков, считывающих поперечное ускорение и угловую скорость.

Рассмотрим на примере упрощенную схему того, как происходит курсовая стабилизация.

Занос

На блок-контроллер поступают данные:

  • задняя ось начинает смещаться по тому направлению, куда заносит;
  • величина скорости скольжения выходит за рамки допустимых значений.

Если вы опытный водитель, то поддадите газу и постараетесь выйти из заноса. Ключевое слово здесь «опытный», но за рулем в большинстве своем оказываются те, кто не был в подобных ситуациях. Они могут растеряться. Также стоит учитывать невнимательность. Именно здесь и возникает необходимость в ESP.

Система возвращает автомобиль на прежний курс с помощью торможения переднего колеса с внешней стороны.

Снос

Датчики сигнализируют о нестандартном поведении транспортного средства:

  • фиксируется смещение передней оси по такому направлению, как внешняя сторона поворота;
  • скорость рысканья определяется как небольшая.

Система стабилизирует автомобиль, что достигается торможением заднего колеса с внутренней стороны.

Обязательность наличия ESP

Эксплуатируемые в странах ЕС автомобили оснащаются ESP, что узаконено с 2014 года. Это обязательно для минимальной комплектации. Что касается России, то такое правило также имеется, но оно действует лишь при сертификации новых авто. Для остальных машин усовершенствование этого плана возможно только за дополнительную плату.

Самостоятельная установка

При желании и определенном умении можно установить ESP самому. Для этого необходимо знать, какие элементы системы нужны, куда они устанавливаются, как использовать сканер и соответствующее ПО. В остальном надо будет приобрести:

  • блок-контроллер;
  • СИМ-модуль;
  • датчик рысканья;
  • штекер.

Неисправности

Сигнал о том, что ESP вышла из строя, поступает на приборную панель, где имеется контрольный указатель. Такая ситуация возможна в результате:

  • поломки блок-контроллера;
  • обрыва цепи, что преимущественно происходит с датчиками скорости;
  • выхода из строя датчика тормозного усилия и т. д.

В любом случае надо вовремя реагировать на сигнал неисправности. Для конкретизации проблемы требуется проведение компьютерной диагностики.

Вывод

Некоторые автолюбители считают, что ESP – это препятствование нормальному вождению и невозможность выхода из критических ситуаций. Последнее утверждение верно, но отчасти. Процент неадекватного поведения ESP ничтожно мал.

Система, обеспечивающая курсовую устойчивость, эффективна. Она не позволяет водителям вести себя на дроге слишком вольготно. Пресекаются попытки вождения, выходящие за рамки дозволенного. Потеря же мощности на скользких покрытиях в условиях бездорожья покрывается электронной имитацией блокировок, что помогает преодолевать препятствия, когда происходит диагональное вывешивание.

Источник: https://autoiwc.ru/other/esp.html

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

Система динамической стабилизации автомобиля что это?

По-научному ESP – это электронная система динамической стабилизации автомобиля – Electronic Stability Program. Различные производители именуют ее по-разному: Volkswagen, Audi, MercedesBenz называют ее ESP, Hyundai – VSM, Honda – VSA, а BMW, Jaguar, Land Rover – DSC. Система динамической стабилизации или система контроля устойчивости автомобиля развивалась на базе антиблокировочной тормозной системы ABS, системы противоскольжения ASR, противобуксовочной системы TCS и других различных систем, имеющих разное название, но использующих одни и те же принципы антипробуксовки колес. 

Когда транспортное средство движется, блок управления ABS/ESP (компьютер) анализирует положение транспортного средства с помощью различных датчиков, размещенных на машине. Благодаря полученным данным система ESP может регулировать тормозное усилие между колесами, при необходимости притормаживая определенное колесо, чтобы выровнять автомобиль, за счет чего электроника предотвращает боковое движение или занос автомобиля. В итоге система ESP обеспечивает автомобилю хороший динамический баланс. 

По данным Администрации транспортной безопасности США (к сожалению, в нашей стране подобные исследования отсутствуют), система ESP позволяет снизить аварии легковых автомобилей более чем на 30%, а аварии внедорожников и кроссоверов – на 50%. Но раз эта система такая полезная и напрямую влияет на безопасность дорожного движения, зачем автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы стабилизации автомобиля? Итак, чем полезна система ESP и когда ее нужно действительно выключать – в нашем обзоре. 

Читайте также  Как работает топливная система автомобиля?

1) Дрифт, быстрый старт

Если вы автогонщик, любите дрифтить автомобиль или не хотите, чтобы система стабилизации вмешалась в управление автомобилем, вы должны отключить ESP. Иначе система не даст вам дрифтовать, когда колеса автомобиля начинают терять сцепление с дорогой. Если не отключите ESP, система ограничит скольжение колес не только притормаживанием колес, но и уменьшит передачу крутящего момента на них. 

2) Езда по песку или грязи

При выезде на природу или при движении по грязи советуем вам также выключить систему ESP, чтобы электроника не стала тормозить некоторые колеса, которые начинают проскальзывать на дороге, пролегающей через пересеченную местность. Также для движения по бездорожью необходима мощность, которую ограничит система динамической стабилизации, в результате чего автомобиль может застрять. Если же вы уже застряли, то также необходимо отключить ESP, так как она будет мешать вам выехать. 

3) Дождь и снег, скользкая дорога: при движении в гору

Мы знаем, что в дождливую и снежную погоду система ESP отлично помогает водителям держать машину на скользкой дороге. Благодаря этому мы в плохую погоду чувствуем себя увереннее за рулем. И все за счет работы электроники, которая отлично регулирует устойчивость машины даже в тяжелых погодных условиях. Но если вы двигаетесь по мокрой или скользкой дороге в гору, то лучше отключить систему ESP. Это необходимо, чтобы автомобиль поднимался плавно в гору. Иначе система ESP при подъеме в гору может, наоборот, способствовать заносу автомобиля. 

4) На автомобиле установлены цепи противоскольжения

Если ваша машина оборудована цепями противоскольжения, в этом случае мы также бы советовали вам отключать систему ESP. Иначе система ESP будет передавать блоку управления системой стабилизации неправильные данные, в результате чего автомобиль будет выравниваться на дороге не так, как нужно. В итоге это повлияет на безопасность вождения. В этом случае лучше отключите ESP. 

Как работает отключение системы ESP на разных автомобилях?

Все автомобили, мы знаем, созданы разными. В том числе отличается и алгоритм системы ESP. Особенно при отключении. Например, в некоторых машинах при однократном нажатии кнопки ESP OFF отключается сначала только система ABS. Так, в частности, работает отключение ESP в кроссовере Hyundai Creta. Если затем нажать кнопку в течение нескольких секунд еще раз, система стабилизации выключится полностью. 

 Включил систему «старт-стоп». Есть ли экономия топлива на самом деле?

Но на многих автомобилях (например, на обычных автомобилях Mercedes) систему ESP полностью отключить нельзя. Так уж задумал автопроизводитель, заботясь о безопасности водителей. На многих современных Mercedes вы даже не найдете отдельную кнопку ESP OFF, для того чтобы деактивировать систему курсовой устойчивости. Для этого, например, необходимо лезть в меню настроек различных функций и отключать систему. 

И то полностью, как мы уже сказали, вы ее не отключите. Система все равно, хоть и неактивно, будет вмешиваться в управление автомобилем. 

Нет, свободу вы, конечно, почувствуете больше, но тем не менее при экстренных ситуациях электроника вмешается обязательно. Причем больше всего вы это будете чувствовать при высоких скоростях. Кстати, во многих автомобилях система ESP деактивируется только при движении машины на скорости до 50 км/час. При превышении скорости система автоматически снова полностью включается. 

Также почти во всех автомобилях, если вы отключили ESP, не стоит рассчитывать, что она будет деактивирована после того, как вы заглушите мотор и снова запустите. В большинстве случаев система стабилизации при новом запуске двигателя снова автоматически включится. 

Имеет ли смысл отключать систему ESP?

В обычной жизни при повседневной городской езде отключать систему ESP, конечно, нет смысла. Ведь она реально помогает водителю во время движения. Да, кто-то скажет, что различная электроника обленила водителей, многие из которых уже разучились рассчитывать только на себя. Но, по нашему мнению, система ESP, как и многие другие автотехнологии безопасности, внесла существенный вклад в уменьшение аварий на дороге. А раз так, то мы обеими руками за подобную систему стабилизации. 

Если же вы захотите почувствовать ради забавы, что такое автомобиль без системы ESP, то советуем отключать ее только на закрытом треке или на свободной площадке, где рядом нет ни столбов, ни других машин.

Да, в определенных условиях, о которых мы рассказали выше, кнопка ESP OFF может сыграть роль палочки-выручалочки. Особенно если вы застряли в снегу. Вот почему автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы стабилизации. 

Источник: https://1gai.ru/publ/522162-pochemu-sistemu-stabilizacii-esp-mozhno-vyklyuchit-vot-kogda-nuzhno-otklyuchat-esp.html

Устройство и принцип действия ESP: Электронная стабильность — Автоцентр.ua

Система динамической стабилизации автомобиля что это?

Полезные советы

Многие современные иномарки оснащаются системой стабилизации движения ESP или ее «двойниками» – DSC, VSC, VDC, DSTC и т. д. Автомобиль, в котором используются такие устройства, дорожает на $200 – 800, но это ничуть не пугает покупателей, даже наоборот – привлекает. Чем же хороши эти системы и как они работают?

Многие современные иномарки оснащаются системой стабилизации движения ESP или ее «двойниками» – DSC, VSC, VDC, DSTC и т. д. Автомобиль, в котором используются такие устройства, дорожает на $200 – 800, но это ничуть не пугает покупателей, даже наоборот – привлекает. Чем же хороши эти системы и как они работают?

Созданием и производством систем стабилизации под названием ESP занимаются многие поставщики автомобильного оборудования – Robert Bosch GmbH, TRW Automotive, Continental Automotive Systems и другие. Что касается «двойников» ESP, то они схожи с «первоисточником» по конструкции и выполняют аналогичные функции.

Называются они по-разному: у BMW – DSC (Dynamiс Stability Control – система динамической стабилизации), у Toyota и Lexus – VSC (Vehicle Stability Control – контроль устойчивости автомобиля), у Subaru – VDC (Vehicle Dynamics Control – система динамического контроля управляемости), у Volvo – DSTC (Dynamic Stability and Traction Control – система динамической стабилизации и контроля тяги). Тому есть несколько объяснений.

Во-первых, эти электронные помощники создавались разными поставщиками автомобильного оборудования, во-вторых, существуют небольшие отличия в их конструкции и алгоритме работы, и наконец – это вызвано «политическими» соображениями.

С чего все начиналось

А началось все с появления электронно управляемой антиблокировочной системы ABS, которую в 1978 году выпустила компания Bosch. ABS стала основой для создания других систем активной безопасности. Так, спустя девять лет была разработана система регулирования тягового усилия на колесах ASR – Antrieb Schlupf Regelung (ее иногда называют противобуксовочной системой – ПБС), а еще через несколько лет – программа электронной стабилизации движения ESP – Electronic Stability Program (компания Bosch поставляет ее на конвейеры с 1995 года). Они более функциональны, чем ABS.

ESP созданы на базе ABS и TCS, но при этом имеют несколько конструктивных отличий. Работой системы стабилизации управляет более совершенная компьютерная программа, а в тормозной системе появился электрогидравлический модуль, способный индивидуально активизировать тормозные механизмы любого из колес. Кроме датчиков ABS и TCS, появилось несколько новых – бокового ускорения, вращения вокруг вертикальной оси и поворота рулевого колеса.

Система стабилизации включается в процесс управления автомобилем при потере курсовой устойчивости – когда реальная траектория движения отличается от заданной вращением руля. Выявить отклонение от маршрута электронному блоку управления позволяют вышеупомянутые новые датчики. Удерживание машины на нужной траектории обеспечивается подтормаживанием одного или нескольких колес, при котором система создает вокруг вертикальной оси авто момент противовращения. Он как раз и позволяет довернуть автомобиль туда, куда повернут руль. Это исключает (или снижает) занос задних либо снос передних колес.

Совершенству нет предела

В результате постоянных усовершенствований ESP на ее «базе» создали новые системы, еще более «интеллектуальные» и многофункциональные – SBC (Sensotronic Brake Control), EHB (Electro Hydraulic Brake) и т. д. SBC – тормозная система с электрогидравлическим приводом. В ее конструкцию входит электронная педаль тормоза, которая управляет электрогидронасосом тормозной системы. При необходимости работу последнего корректирует электронный «мозг». Тормоза с электронной педалью срабатывают значительно быстрее, чем традиционные механизмы.

Читайте также  Система start stop что это?

EHB – электронно-гидравлическая система торможения, которая отличается тем, что позволяет реализовывать функции ABS, ESP и других систем активной безопасности уже внутри самих тормозов, а не «навешивать» их в виде дополнительных программ.

Уже ведутся активные работы и по объединению ESP с рулевым управлением. Корректирование электроникой угла поворота колеса позволит обеспечивать еще больший стабилизирующий эффект. Совместное предприятие Robert Bosch GmbH и ZF Friedrichshafen AG уже приступило к производству рулевых систем, объединенных с ESP.

В течение последующих нескольких лет Bosch планирует наделить ESP новыми «свойствами», повышающими безопасность и комфорт. С 2006 года по желанию ее можно будет укомплектовать целым рядом дополнительных функций:

Электрическое наполнение гидросистемы. При резком снятии ноги с педали газа «электронный мозг» будет делать вывод о возможности аварийно опасной ситуации. В этом случае для уменьшения времени срабатывания тормозов (если придется их активизировать) электрогидравлика самостоятельно подводит колодки к дискам.
«Самоочищающиеся» тормозные диски. Во время дождя на рабочей поверхности дисков может образоваться тонкий слой воды. Чтобы он не стал помехой при экстренном торможении, к диску (до легкого контакта) через определенные интервалы времени будут подводиться колодки, которые и будут снимать слой воды.
«Мягкая» остановка. Данная функция будет обеспечивать более плавную остановку. Достигнут этого за счет уменьшения давления жидкости в гидравлических контурах по мере замедления автомобиля.
Регулирование движения на неровностях исключит скатывание автомобиля назад при троганьи на подъеме. Тормозная система будет автоматически поддерживать давление в контурах до момента нажатия на педаль газа.
«Стоп-вперед». Эта функция расширит возможности системы адаптивного круиз-контроля, которая регулирует дистанцию до впереди едущего автомобиля. Получая информацию от датчиков дистанции, система сможет самостоятельно останавливать машину в пробках и активизировать ее двигательный аппарат без участия водителя.
Автоматическое торможение при парковке. Это своеобразный «ручник», который не требует отдельного привода тормозных механизмов колес. Для его активизации следует выжать педаль тормоза и нажать соответствующую кнопку, которая даст электрогидравлическому модулю распоряжение держать давление в контурах до поступления другой команды.

Компания Bosch совместно с Michelin изучает возможность сокращения тормозного пути за счет комбинирования определенных характеристик тормозной системы и шин. Планируется даже учитывать степень износа резины.

Что еще предложат создатели автомобильных систем, трудно даже предположить. Но на сегодня их возможности наверняка не исчерпаны, поэтому будем ждать очередных новинок.

 Внимание!
Сидя за рулем автомобиля, оснащенного ESP или аналогичными системами, не следует думать, будто вы находитесь в полной безопасности. Нужно помнить, что существуют определенные границы скорости и условия движения, при которых даже самая умная электроника может оказаться не способной удержать автомобиль на дороге. Так что системы системами, а безопасность зависит прежде всего от нас самих.
 Награды и заслуги
В нынешнем году за разработку электронной программы стабилизации движения (ESP) компания Bosch получила престижную международную награду Road Safety* Award имени Принца Майкла в номинации «Безопасность водителя и пассажира». В чем же заключается заслуга ESP?Согласно исследованиям дорожно-транспортных происшествий за 2002 год, которые провела компания DaimlerChrysler, с момента появления в стандартной комплектации автомобилей Mercedes системы ESP количество аварий с их участием сократилось на 25%. А специалисты компании Toyota, изучив более миллиона автомобильных аварий, пришли к выводу, что применение системы ESP поможет сократить число происшествий вдвое.За время своего существования ESP сумела спасти не только жизни тысяч людей, но и будущее некоторых новых моделей. Вспомните, как в 1997 году в европейской прессе разгорелся скандал вокруг Mercedes A-класса, который в ходе первых журналистских испытаний не прошел «лосиный тест» и опрокинулся. Штутгартцы оперативно решили проблему, внедрив во все комплектации модели ESP и низкопрофильные шины, а также доработав подвеску.* Road Safety – объединение, в которое входят ведущие автомобильные и транспортные компании Великобритании, эксперты-аналитики в области автомобильной безопасности и британское правительство

Юрий Дацык
Фото Bosch и DaimlerCrysler

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://www.autocentre.ua/opyt/poleznye-sovety/ustroystvo-i-printsip-deystviya-esp-elektronnaya-stabilnost-291930.html

Система курсовой устойчивости: забудьте о заносах

Система динамической стабилизации автомобиля что это?

Современные автомобили оснащаются разнообразными вспомогательными системами, которые делают поездки более комфортными и безопасными. Многие из них уже стали обязательными во многих странах мира, например, система курсовой устойчивости (или система динамической стабилизации), о которой вы узнаете в этой статье.

Что такое система курсовой устойчивости (динамической стабилизации)

Система курсовой устойчивости — активная система безопасности, которая служит, главным образом, для предотвращения заносов во время движения автомобиля. Работа системы обеспечивает курсовую устойчивость автомобиля во время маневров, предотвращая возникновение бокового скольжения и срыва в занос.

Данная система может носить различные названия, которые отражают ее назначение: система курсовой устойчивости (система поддержки курсовой устойчивости), система динамической стабилизации (речь идет о поперечной динамике автомобиля), электронный контроль устойчивости, а также просто противозаносная система.

Впервые о системе, которая могла бы контролировать курсовую устойчивость автомобиля, конструкторы задумались еще в середине прошлого века, и уже в 1959 году компания Daimler-Benz получила патент на изобретение автоматического управляющего устройства. Однако в то время система не могла быть реализована по причине отсутствия доступных и эффективных технологий. Такая возможность появилась лишь в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, в это время различные автопроизводители предлагали свои варианты системы, но ни одна из них не получила широкого распространения.

Первая эффективная система курсовой устойчивости появилась в 1995 году, это была совместная разработка Mercedes-Benz и Bosch. Она получила название «ESP» (Elektronisches Stabilitatsprogramm), и устанавливалась на новые автомобили Mercedes-Benz A-class. Через несколько лет система (и подобные ей системы от других производителей) стали активно использоваться во многих автомобилях.

Система курсовой устойчивости показала свою высокую эффективность, она даже была признана одним из самых важных изобретений, которое многократно повысило безопасность автомобилей. В период 2010-2011 года данная система стала обязательной для всех новых пассажирских автомобилей в Израиле, Австралии, Канаде, странах Евросоюза и в США (только для пассажирских автомобилей массой до 4536 кг).

В России законодательной нормы по наличию в автомобиле системы курсовой устойчивости нет, и данная система чаще предлагается в виде опции.

Сегодня существует возможность установить ESP практически на любой автомобиль, однако эта опция не пользуется большой популярностью, хотя причина тому не столько цена, сколько отсутствие информировании о пользе системы и, как следствие, отсутствие интереса со стороны потребителя.

С этой точки зрения интересен опыт Швеции, в которой проводится широкая кампания по социальной рекламе системы курсовой устойчивости и других активных систем безопасности автомобиля. Но в России ничего подобного нет, и в обозримом будущем вряд ли будет.

Устройство системы

Систему курсовой устойчивости нельзя рассматривать, как отдельную систему автомобиля — скорее, это система более высокого уровня, которая состоит сразу из нескольких активных систем:

— Антиблокировочная система тормозов (ABS); — Электронная блокировка дифференциала (EDS); — Система распределения тормозных усилий (EBD); — Антипробуксовочная система (ASR);

— Система управления двигателем.

У системы курсовой устойчивости мало собственных компонентов, так как она активно использует компоненты указанных выше систем. Таким образом, ESP значительно расширяет функции других систем, использует их потенциал и значительно снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций.

В состав системы курсовой устойчивости входит несколько основных компонентов:

— Входные датчики; — Электронный блок управления (контроллер);

— Исполнительное устройство.

Входные датчики. В системе используется довольно большое количество датчиков, которые позволяют получить максимальное количество информации о текущем состоянии автомобиля:

— Датчик угла поворота руля; — Датчик скорости вращения колес (используются датчики, входящие в состав антиблокировочной системы); — Датчик давления в тормозной системе;

Читайте также  Система adblue что это?

— Датчики продольного и поперечного ускорения (G-сенсоры, датчики перегрузок).

Кроме того, контроллер системы получает информацию с блоков управления двигателем и коробки передач (только в случае автоматической или роботизированной трансмиссии).

Электронный блок управления (контроллер). Информация со всех датчиков поступает в электронный блок управления, который создает текущую картину движения автомобиля. Также в контроллере заложены программы, в которых прописаны безаварийные параметры движения автомобиля. Именно на сравнении «теоретических» параметров (заложенных в программе) и фактических (получаемых на основе информации с датчиков) и поострена работа системы курсовой устойчивости.

Исполнительные устройства. У системы ESP нет собственных исполнительных устройств, в их качестве выступают компоненты других систем безопасности:

— Гидромодуляторы системы ABS (с их помощью осуществляется торможение колес); — Клапаны (высокого давления и переключающие) антипробуксовочной системы;

— Сигнальные лампы тормозной системы и системы ABS, также на приборной панели часто присутствуют собственные сигнальные лампы системы курсовой устойчивости.

Именно тот факт, что система ESP широко использует компоненты других систем, и позволяет устанавливать ее на автомобили с минимальными затратами, поэтому цена безопасности оказывается невысокой.

Принцип работы системы

Работа системы курсовой устойчивости не отличается сложностью и в общем случае сводится к следующему:

— Входные датчики дают всю информацию о фактическом положении и характере движения автомобиля; — Данная информация сравнивается с программой, заложенной в контроллере;

— При отличии фактического положения дел от программы контроллер включает исполнительные устройства, предотвращая аварийную ситуацию.

Здесь возникает вопрос — а как в блок управления можно заложить все возможные программы движения автомобиля, и как на их основе определяется возникновение аварийной ситуации? На самом деле все довольно просто — в основу работы системы заложены простые физические законы.

Например, траектория автомобиля при повороте зависит от радиуса поворота, скорости и массы автомобиля (здесь также имеет значение сцепление колес и дорожного покрытия), и эта траектория будет одна (с некоторыми отклонениями в ту или иную сторону).

Также при нормальном движении автомобиль испытывает определенные продольные и поперечные ускорения, которые зависят от скорости и радиуса поворота, и их отклонение от допустимых значений говорят о возникновении заноса.

Именно эти принципы заложены в те модели неаварийного движения автомобиля, которые в виде программ заложены в контроллер. Любое недопустимое отклонение фактического состояния автомобиля от программы идентифицируется контроллером, как возникновение неконтролируемой водителем аварийной ситуации, и в этом случае автоматика предпринимает действия к предотвращению заноса.

Современные системы курсовой устойчивости обладают высоким быстродействием — обычно между возникновением аварийной ситуации и срабатыванием исполняющих механизмов проходит не более 20 миллисекунд (0,02 секунды). Это значительно превышает скорость реакции водителя (в лучшем случае, водитель реагирует на опасность через 0,4 секунды, но обычно это время составляет порядка одной секунды), и в большинстве случаев более чем достаточно для предотвращения аварии.

Для предотвращения аварийной ситуации система курсовой устойчивости может предпринимать различные действия:

— Подтормаживание одного или нескольких колес (в зависимости от траектории и скорости автомобиля, направления заноса и т.д.);
— Изменение крутящего момента, передаваемого на колеса (посредством изменения крутящего момента двигателя или переключением скоростей).

Если в автомобиле предусмотрена система активного рулевого управления, то ESP может подавать сигнал на изменение угла поворота передних колес. А если автомобиль оборудован адаптивной подвеской, то в ряде случаев системой курсовой устойчивости может использоваться и она (обычно изменяется степень демпфирования амортизаторов).

Система курсовой устойчивости работает постоянно, она контролирует поведение автомобиля при разгоне и торможении, на любых скоростях и во всех режимах. Но обычно она не дает о себе знать, и нередко водители, сорвавшись в занос, с удивлением узнают, что их машина оборудована ESP.

Наиболее распространенные типы системы курсовой устойчивости

На сегодняшний день все системы курсовой устойчивости построены на одинаковых принципах, поэтому о каких-то особых типах ESP говорить нельзя. Но эти системы на разных автомобилях встречаются под различными названиями, которыми их наделил производитель. Всего существует свыше полутора десятков систем:

— ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE) — на автомобилях BMW и Mitsubishi; — AdvanceTrac — на автомобилях Lincoln иMercury; — CST (Controllo Stabilita ) — на автомобилях Ferrari; — DSC (Dynamic Stability Control) — на автомобилях BMW, Ford (только в Австралии), Jaguar, Land Rover, Mazda и MINI; — DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) — на автомобилях Volvo; — ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Chevrolet, Hyundai, Kia, SKODA, а также на многих отечественных моделях LADA; — ESP (Elektronisches Stabilitatsprogramm) — наиболее распространенная и старая система, именно эту аббревиатуру чаще всего используют для обозначения систем курсовой устойчивости. На сегодняшний день используется на автомобилях Chery, Chrysler, Citroen, Dodge, Daimler, Fiat, Holden, Hyundai, Jeep, Kia, Mercedes-Benz, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki и Vauxhall; — ESP (Elektronic Stability Program) — на автомобилях Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, SEAT, SKODA и Volkswagen; — IVD (Interactive Vehicle Dynamics) — на автомобилях Ford; — MSP (Maserati Stability Program) — на автомобилях Maserati; — PCS (Precision Control System) — на автомобилях Oldsmobile (не выпускаются после 2004 года); — PSM (Porsche Stability Management) — на автомобилях Porsche; — RSC (AdvanceTrac with Roll Stability Control) — на автомобилях Ford; — StabiliTrak — на автомобилях: Buick, Cadillac, Chevrolet (данная система, устанавливаемая на автомобили Corvette, имеет собственное название Active Handling), GMC Truck, Hummer, Pontiac, Saab и Saturn; — VDC (Vehicle Dynamic Control) — на автомобилях: Alfa Romeo, Fiat, Infiniti, Nissan и Subaru; — VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management) с VSC (Vehicle Stability Control) — на Toyota, Lexus;

— VSA (Vehicle Stability Assist) — на автомобилях: Acura, Honda и Hyundai.

На сегодняшний день лидирующие позиции на мировом рынке систем курсовой устойчивости занимает немецкая компания Bosch — этими системами оснащается большинство автомобилей в Северной Америке и странах ЕС.

Особенности управления автомобилем с системой курсовой устойчивости

Как было сказано выше, система курсовой устойчивости работает всегда, однако заметить ее срабатывание в критических ситуациях способен лишь опытный водитель, знающий, как спровоцировать или, напротив, предотвратить занос автомобиля. Иногда работа системы мешает таким водителям, поэтому в большинстве случаев они попросту отключают ESP (если такая возможность предусмотрена).

Если же говорить об особенностях управления автомобилем с системой курсовой устойчивости, то здесь нужно выделить два основных момента:

— Не нужно «мешать» системе работать — при возникновении заноса она сама сделает все возможное для предотвращения аварии, поэтому не стоит бешено крутить рулем и нажимать на педаль тормоза;
— Нужно понимать, что система не всесильна, и она не может спасти от сильных заносов, поэтому нужно проходить повороты и делать маневры на разрешенных скоростях — если вы, понадеявшись на систему, войдете в поворот на скользкой дороге со скоростью 100 км/ч, то вы гарантированно окажетесь в кювете. Ведь все подчиняется элементарным законам физики, и обмануть их не в силах даже самой умной автомобильной системе.

К сожалению, электроника не всесильна, и составить программы на все случаи жизни невозможно, поэтому могут возникать ситуации, когда ESP делает не то, что нужно. Например, при заносе задних колес на переднеприводном автомобиле необходимо увеличить скорость, но блок управления системой по той или иной причине, напротив, стремится снизить скорость, и водитель просто не сможет ничего сделать. Такие ситуации возникают крайне редко, и чем более современными становятся системы, тем меньше они совершают ошибок, но нужно быть готовым, что автоматика может дать сбой.

В целом, сегодня нет более совершенной активной системы безопасности, чем система курсовой устойчивости, поэтому не нужно ею пренебрегать — она никогда не растеряется, не перепутает педали, и всегда сделает то, что нужно. А, значит, спасет одну или несколько жизней.

Еще в этом разделе

Источник: http://www.autoopt.ru/articles/products/4572324/