Содержание
Проверка катализатора с помощью манометра
Катализатор автомобиля является важной деталью выхлопной системы, которая выполняет две функции: очищает отработавшие газы перед выбросом в атмосферу и снижает дополнительное сопротивление для них.
Он расположен на днище автомобиля между глушителем и выпускным коллектором.
Устанавливается катализатор, как на бензиновые, так и на дизельные моторы, то есть используется в каждом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания.
Водитель автомобиля должен контролировать работу катализатора, поскольку от него зависит мощность двигателя. Загрязненный или поврежденный катализатор приводит к повышенному расходу топлива и понижению динамики автомобиля. При первых симптомах необходимо проверить катализатор на машине, что можно сделать самостоятельно или в сервисе.
Признаки неисправности катализатора на машине
Водитель, даже с малым опытом, без проблем сможет определить наличие неисправности в системе выпуска, которая, чаще всего, связана с катализатором. Если отработавшие газы начали плохо проходить на выхлоп, это отразится следующим образом на «поведении» машины и мотора:
- Машина начнет с трудом набирать скорость. При этом проблема чувствуется до определенного момента, который зависит от степени загрязненности или повреждения катализатора. Например, при разгоне по загородной трассе автомобиль медленно будет увеличивать скорость на низких передачах, а при переходе на повышенную (и набор высокой скорости) он начнет работать в обычном режиме. Может сложиться ощущение, что сзади в автомобиле находится тяжелый груз, из-за чего разгон происходит медленно;
- Горит лампочка Check Engine. При сильном загрязнении катализатора некоторые электронные блоки управления зажигают лампочку с требованием проверки двигателя, чтобы водитель понимал о наличии неисправности. При этом на бортовом компьютере может загореться оповещение об ошибке P0420 – проблема с эффективность мотора;
- Повысился расход топлива. Из-за загрязненного катализатора увеличивается расход топлива. Обращайте внимание, что повышение расхода говорит о неисправности в системе выхлопа только в том случае, если имеется проблема с медленным набором скорости.
Если катализатор сильно поврежден или забит, двигатель может не заводиться. Или же мотор будет стартовать, но через несколько секунд работы глохнуть.
Почему выходит из строя катализатор
Как было отмечено выше, если имеются проблемы с катализатором, то это его забитость грязью или деформация. Чаще всего к выходу из строя катализатора ведут следующие причины:
- Использование низкокачественного топлива. Если топливо-воздушная смесь не успевает полностью сгореть в камере сгорания, она догорает в коллекторе или катализаторе. Это приводит к оплавлению элементов выхлопной системы, вследствие чего продукты сгорания застревают в катализаторе, тем самым мешая воздуху проходить с требуемой скоростью;
- Плохой катализатор. Если используется неоригинальный катализатор, то велик риск приобрести модель, в которой ячейки («соты») имеют маленький диаметр, из-за чего они быстро забиваются продуктами сгорания. Также такая проблема может наблюдать у автомобилей, разработанных для американского рынка, где качество топлива значительно выше, и от него остается меньше продуктов сгорания, в таких машинах устанавливают катализаторы с маленькими «сотами»;
- Проблемы в работе двигателя. Однозначно сказать, что приводит к увеличению продуктов сгорания в выхлопе при проблемах с двигателем, невозможно без проведения диагностики. При этом забитый катализатор часто является симптомом наличия неисправностей в моторе;
- Поездки по плохим дорогам. При регулярной неаккуратной езде по плохим дорогам катализатор может получить механическое повреждение. Удар по катализатору приведет к разрушению «сот» или их деформации. Также такая проблема может наблюдаться после неудачной попытки преодолеть препятствие (бордюр или «лежащего полицейского»).
Проблемы с катализатором способны привести к выходу из строя дорогостоящих элементов двигателя. Рекомендуется в кратчайшие сроки устранить проблему, предварительно ее диагностировав.
Как проверить катализатор на машине
Диагностировать неисправность катализатора водитель может самостоятельно, при наличии должных знаний и необходимого оборудования. Также практически любой автомобильный сервис выполняет платную проверку катализатора. Можно выделить 3 основных способа, как проверить катализатор.
Метод 1: Визуальный осмотр
Наличие проблем в работе катализатора можно определить «на глаз». Если корпус детали деформирован, велик шанс, что повреждены «соты» катализатора. При этом снаружи не получится осмотреть устройство на забитость грязью и продуктами сгорания, соответственно, потребуется снимать катализатор с автомобиля.
Проблема кроется в том, что снять катализатор с автомобиля довольно трудно. Для этого потребуется яма или подъемник, поскольку система выхлопа находится на днище машины.
Кроме того, у каждой модели машины свой принцип демонтажа устройства, с которым можно ознакомиться в технической литературе по конкретному автомобилю.
Также проблемой является «прикипание» фиксатора катализатора, из-за чего часто снять деталь удается только с использованием «болгарки».
Сняв катализатор, необходимо осмотреть его на наличие просветов. Забитый грязью катализатор можно почистить или заменить на новый.
Важно: Не на всех автомобилях конструкция катализатора позволяет осмотреть его внутренности и определить их чистоту.
Метод 2: Проверка на противодавление
Самый распространенный метод проверки катализатора на машине, который не требует его демонтажа. Суть проверки на противодавление заключается в том, что измеряется давление выхлопа машины, которое после сравнивается с идеальными показателями. Для диагностики автомобиля подобным способом потребуется манометр и импровизированный переходник для его подключения.
Как в первом методе, машину лучше поднять или загнать на яму. Далее необходимо снять первый лямбда-зонд (он же датчик кислорода), и на его место подключить манометр. Поскольку напрямую вкрутить его не получится, необходим переходник, которым может выступать резиновый шланг.
Важно его соединить таким образом, чтобы создать полную герметичность. После этого двигатель заводят и поднимают обороты до 2500-3000 за секунду, поддерживая их 10-15 секунд. За это время необходимо зафиксировать показания манометра.
Далее значения сравниваются со следующими данными:
- 0,3 кгс/см2 – катализатор в норме;
- 0,35 кгс/см2 – если двигатель не дорабатывался, значение повышенное. Для доработанных моторов показатель в норме;
- 0,5 кгс/см2 и выше – имеются явные проблемы с катализатором.
Выше названы средние цифры, которые могут быть применены, как ориентиры. В идеале, при диагностике лучше найти показания для конкретной модели машины.
Метод 3: Диагностика мотор-тестером
Мотор-тестер представляет собой комплект оборудования, которое позволяет определить состояние многих параметров машины на основе осциллограммы. При подобном способе проверки диагностическое устройство устанавливается вместо свечи зажигания, после чего двигатель стартует и снимаются осциллограммы. На их основе специалисты делают выводы о состоянии катализатора автомобиля.
Устранив вовремя проблемы с катализатором, можно избежать дорогостоящего ремонта двигателя и значительно снизить расход топлива.
(319
Источник:
Как проверить катализатор? (текст) — DRIVE2
Как проверить катализатор? А не забит ли он? Особенно, если есть веские подозрения…
Для тех, кто в танке — вот так устроен катализатор. И он капец, какой горячий. Градусов 400+
(прим. здесь и далее я = некий автор, спасибо ему за текст, предположительно отсюда)
Я уверен, что почти каждый автолюбитель, который имеет подержанный автомобиль рано или поздно задумывается об удалении катализатора.
Причин на это несколько, одни предполагают, что катализатор может отказать в самый не подходящий момент, вторые думают, что довольно сильно потрёпанный отечественным бензином, он не дает двигателю «дышать полной грудью», третьи полагают что, если удалить лишнее сопротивление на выпуске, можно получить прибавку мощности двигателя, а так же уменьшить расход топлива.
Но, к сожалению, большинство автолюбителей, которые залезли под капот с ломом, ждёт не очень приятный сюрприз — это ЭБУ (блок управления двигателем), данный блок заметит, что отсутствуют изменения выхлопных газов до и после катализатора и выдаст ошибку.
Но не все так плохо, существует возможность обмануть блок, но можно его и перепрошить (в данном материале данный способ упомянут не будет) – для каждого случая существует свой метод (данные вопросы обсуждаются на автомобильных форумах).
Рассмотрим корень зла — состояние «каталика». А стоит ли его удалять? Большинство автолюбителей ориентируются по своим ощущениям: автомобиль стал плохо тянуть, «я уверен, что катализатор забился и он причина», и т.д.
Переубеждать упёртых я не буду, а здравомыслящие читают дальше.
Итак, всего-то нужно проверить состояние катализатора, а уже исходя из его состояния, будем делать вывод о необходимости его удаления или замены, но чаще всего их удаляют, из-за их стоимости.
Возник вопрос, «Как проверить катализатор?». Самый действенный и простой метод — демонтировать катализатор и осмотреть его.
Снимаем катализатор и смотрим, в каком состояние находятся соты в целом, забитость сот можно проверить на просвет, для этого пригодится источник света.
Но не все так просто как кажется, иногда при длительной эксплуатации крепление катализатора прикипает так сильно, что снятие катализатора может превратиться в долгое и увлекательное занятие (лично я, две задних гайки крепления откручивал 3 часа, в итоге открутить их пришлось распилить пополам!). Работа крайне не удобная, потому что работать нужно снизу автомобиля.
Есть еще несколько способов проверки катализатора, можно замерить выхлоп на содержание вредных веществ (при неисправном катализаторе содержание вредных веществ значительно увеличивается по сравнению с исправным катализатором), еще можно проверить противодавление на выпуске (признаком забитого катализатора является повышенное сопротивление и как следствие давление).
Для объективной оценки состояния нужно совместить оба этих способа.
Проверка катализатора на противодавление
Ниже описан способ проверки состояния катализатора (по создаваемому противодавлению):
Для этого, перед катализатором нужно вварить отборочные штуцеры для отбора отработавших газов. Целесообразно вваривать штуцеры с резьбой и формой канала, эти штуцеры похожи на штуцеры тормозных трубок. После завершения измерений, в эти штуцеры ввинчиваются пробки-заглушки.
Источник: https://izst-detail.ru/proverka-katalizatora-s-pomoschyu-manometra/
Проверяем катализатор самостоятельно
Всё больше и больше становится автомобилей на дорогах и улицах городов. Например, на улицах Киева ежесуточное количество автомобильного транспорта приближается к 1,5 миллионам, Нью-Йорка – около 8 миллионов, в Москве – 5 миллионов. Трудно переоценить катастрофическое влияние выхлопных газов, образующихся после отработки топливовоздушной смеси двигателя внутреннего сгорания на окружающую среду и организм человека. Из 100% выбрасываемых вредных веществ в атмосферу, 90% составляют выбросы отработанных газов от сгорания нефти в двигателях транспортных средств, и львиная доля их приходится на автомобили.
Самостоятельная проверка катализатора.
Состав выхлопных газов довольно сложный, он включает токсичные и нетоксичные вещества – в общей сложности около 200 компонентов. К нетоксичным относятся: кислород, азот, вода (пар), углекислый газ. К токсичным веществам относятся оксиды азота, оксид углерода, углеводороды, альдегиды, сажа, сернистые соединения, тяжёлые металлы…
Одними из самых токсичных веществ выхлопных газов являются оксиды азота: NO, NO2, N2O и другие. Оксиды азота оказывают сильное токсичное действие на организм человека, связанное с образованием азотной и азотистой кислот при попадании на слизистые оболочки. Также пагубное влияние оказывают на листья растений, особенно при повышенной их концентрации в воздухе.Оксид углерода СО (угарный газ). Образуется при неполном сгорании топлива, обладает сильным отравляющим действием. При вдыхании воздуха с содержанием оксида углерода более одного процента, наступает смерть, особенно в закрытом помещении;
Углеводороды СхНY насчитывают около 160 видов, находящихся в выхлопных газах и образующихся в результате неполного сгорания топлива. В связи с токсичностью, углеводороды отрицательно действуют на сердечно-сосудистую систему человека. Также они являются канцерогенами (особенно бензапирен С20Н12), образователями смога. Оказывают токсичное влияние на лёгкие и бронхи. Альдегиды, содержат группу СНО. Основные: уксусный альдегид, формальдегид, акролеин. Газы оказывают ядовитое действие на организм человека. Образуются в двигателе при низких температурах сгорания топлива;
Сажа имеет чёрный цвет, ухудшает видимость на дорогах. При адсорбировании на её поверхности бензапиреном, оказывает более сильное негативное влияние на организм. Сажа образуется в результате неполного сгорания, в основном, дизельного топлива и термического разложения углеводорода;
Сернистые соединения. К ним относятся: сероводород, сернистый ангидрид. Образуется при использовании топлива с повышенным содержанием серы (наибольшее процентное содержание в дизельном топливе). Токсичность сернистых соединений довольно высокая, действует как на организм человека, так и на культурные и дикорастущие растения;
Тяжёлые металлы. К ним относятся свинец и его соединения. Образуется в результате сгорания этилированного бензина. В бензин добавляется тетраэтилсвинец с антидетонационной целью. Данный бензин обладает сильным ядовитым действием, как на организм человека, так и на растительный и животный мир. При сгорании этилированного бензина, свинец выбрасывается в виде паров, половина которых сразу оседают на близлежащую территорию, а вторая половина оседает через некоторое время.
Для решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, применяют различные методы. Одним из таких методов является установка на выхлопной системе двигателя каталитического нейтрализатора (катализатора). Каталитический нейтрализатор служит для очистки выхлопных газов от токсичных примесей при помощи химических реакций, а также не сгоревшего в камерах сгорания топлива.
Работа катализатора проходит в сложных термохимических условиях. Высокая температура, химические реакции, применение некачественного топлива, масел и жидкостей, неисправности двигателей, неудовлетворительная регулировка топливорегулирующей аппаратуры, длительная езда в «пробках» приводят к частичной или полной потере работоспособности каталитического нейтрализатора.
Существует несколько признаков, указывающих на то, что катализатор неисправен. Машина вяло реагирует на акселератор, снижается тяга, приёмистость, ухудшается динамика разгона. По достижении некоторых оборотов, двигатель начинает работать нормально; утром прогретая машина заводится с трудом, двигатель не набирает обороты, наблюдается чрезмерный расход топлива, двигатель не заводится.
При возникновении данных проблем необходимо проверить соты катализатора на отсутствие загрязнений. Самым действенным способом проверки каталитического нейтрализатора является его демонтаж и визуальный осмотр. Необходимо проверить отсутствие механических повреждений, прогаров, а также проверить чистоту сот на свет. Соты катализатора могут быть забиты не только сажей и грязью, но и в результате оплавления керамического слоя.
Иногда проблемы возникают с демонтажем. Для облегчения съёмки каталитического нейтрализатора необходимо применять качественно изготовленный инструмент, при необходимости воспользоваться специальными проникающими жидкостями, к примеру – WD-40. При отсутствии данной жидкости, можно воспользоваться уксусом, керосином или даже простой водой. После осмотра принимается решение о ремонте или замене катализатора.
Альтернативный способ проверки катализатора.
Одним из альтернативных способов проверки исправности каталитического нейтрализатора является замер противодавления. Для выполнения этой работы необходимо приобрести или изготовить самостоятельно приспособление.
Оно включает: манометр, желательно до 1 кг/см2, с ценой деления 0,01 кг/см2; шланг с кордовой или металлической оплёткой и внутренним диаметром 6 мм, длина зависит от места подсоединения (для удобства снятия показаний манометра); переходник, подсоединяющийся с одной стороны к шлангу, с другой к штуцеру лямбда-зонда (кислородный датчик); переходник, с одной стороны подсоединяющийся к шлангу, с другой – к штуцеру манометра. Соединения должны быть герметичными.
Выкрутить передний лямбда-зонд, вкрутить штуцер собранного приспособления, запустить двигатель, довести его обороты до 3000 об/мин, записать показатели манометра, после этого довести до 5000 об/мин и также записать показатели манометра. Противодавление не должно быть более 0,35 кг/см2 для автомобилей с выполненной доработкой, на машинах с невыполненной доработкой допускается противодавление до 0,5 кг/см2.
При показаниях манометра, превышающих допустимые значения, необходимо демонтировать каталитический нейтрализатор и осмотреть его на отсутствие механических повреждений, прогаров, загрязнение сот. Промыть катализатор в жидкости для промывки карбюраторов. При сильном загрязнении замочить в дизтопливе на сутки, затем повторить промывку. Если промывка не дала результата, необходимо принять решение о дальнейшем ремонте или замене.
Косвенные признаки забитого катализатора
Косвенными признаками забитого катализатора являются: снижение максимальной скорости автомобиля, ухудшение скоростных характеристик в целом, двигатель плохо запускается или не запускается вообще, возникновение запаха сероводорода. При появлении данных признаков необходимо убедиться в отсутствии других неисправностей машины. Проверить работу топливорегулирующей системы, систему зажигания и др. Убедившись в отсутствии неисправностей двигателя, необходимо приступить к проверке каталитического нейтрализатора.
Осмотреть его визуально, убедиться, что отсутствуют механические повреждения, прогары. Проверить запуск двигателя, отсутствие загорания лампочки, сигнализирующей о неисправности катализатора, проверить приёмистость двигателя, время разгона машины до 100 км/ч, если есть возможность, до максимальной скорости. Проверить количество вредных веществ в выхлопных газах.
Если при данных проверках выявляются отрицательные результаты, а вредные вещества в выхлопных газах превышают допустимую норму, проверить противодавление, при необходимости принять решение о демонтаже катализатора и выполнении дальнейшего ремонта или замены.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Источник: https://auto.today/bok/3641-kak-proverit-katalizator.html
Как проверить катализатор на противодавление. Три способа выявить забитый катализатор
27.11.2013
В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях. Благодаря трем проверенным способам вы сможете сами проверить катализатор и вовремя распознать забитый катализатор.
Проверять катализатор нет необходимости до тех пор, пока вы не заметите следующие симптомы:
- Авто словно «с якорем» набирает и едет очень туго до определенной скорости, после чего у двигателя словно просыпается второе дыхание, он начинает работать в привычном режиме.
- Кроме того, эта проблема идет по нарастающей, т. е. авто сначала с трудом набирает 150, потом 120, а через некоторое время с огромным трудом преодолевает отметку в 100 км/час.
- В некоторых самых тяжелых случаях мотор и вовсе может не запуститься.
Актуально: Ремонт глушителей своими руками: причины поломки и способы решения
Причиной всех вышеописанных симптомов могут быть разные части двигателя, однако не редко проблемы с динамикой начинаются именно когда его пропускная способность снизилась до критической отметки или когда в выхлопной системе полностью забитый катализатор.
Производительность двигателя снижается в результате существенного ухудшения вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может «вдохнуть» требуемое количество воздуха из-за того, что увеличено противодавление катализатора.
Другими словами часть выхлопа застревает в цилиндрах, не позволяя топливно-воздушной смеси как следует заполнить пространство камеры сгорания, кроме того это ведет к разбавлению последней, как результат — снижение мощности (тяги) ухудшение динамики.
Что и почему забивает катализатор?
- Забитый катализатор — результат длительного нарушения в системе выхлопа и двигателе в целом. Причиной может стать повешенное содержание масла в выхлопе, например тогда когда мотор «кушает» масло, а владелец долго ничего не предпринимает по этому поводу.
- Катализатор забивается из-за того, что его пропускные соты довольно малы и для того чтобы забить их не требуется много времени, достаточно несколько капель, которые приклеиваются намертво при высокой температуре.
- Топливо низкого качества — довольно часто становится причиной того, что забивается катализатор. Остатки топлива, которые не сгорели в цилиндрах — догорают в выпускном коллекторе, вызывая перегрев или оплавление катализатора.
- Следующий негативно влияющий на состояние катализатора фактор — дорога вернее то, что у нас принято называть дорогой. Ухабы и бугры, а также любые повреждения механического характера типа удар о «лежачий полицейский» или бордюр может нанести сокрушающий удар хрупкой начинке катализатора.
Соты катализатора забивает мелкая крошка, которая отлетела от поврежденной соты.
Теперь собственно о том как проверить катализатор на противодавление?
1. Наиболее простым способом распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.
2. Самый верный способ как проверить катализатор на противодавление состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.
3. Третий способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах. На фото я привел типичную осциллограмму забитого катализатора.
Статья в тему: Загорелся check engine — возможные причины и способы решения
Если давление в выпускной системе превышает 200 кПа, что равно почти 2 кгс/см2 — нужна замена катализатора.
Источник: https://avtopulsar.ru/kak-proverit-katalizator-na-protivodavlenie-tri-sposoba-vyyavit-zabityj-katalizator/