Содержание
- 1 Прыгает стрелка температуры двигателя: почему так происходит и что делать водителю
- 2 Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя часть 2
- 2.1 Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости
- 2.2 признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
- 2.3 коды неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости
- 2.4 диагностика неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости
- 2.5 проверка напряжения датчика температуры охлаждающей жидкости
- 2.6 замена датчика температуры охлаждающей жидкости
- 2.7 Всегда будем рады ответить на все ваши вопросы,Коллектив www.s-tool.ru
Прыгает стрелка температуры двигателя: почему так происходит и что делать водителю
Многие водители хорошо знают, что постоянный контроль температуры двигателя позволяет своевременно обнаружить возможные проблемы системы охлаждения и уберечь мотор от перегрева и дорогостоящего ремонта. По этой причине опытные автовладельцы в процессе езды на автомобиле постоянно обращают внимание на указатель температуры ДВС.
При этом в ряде случаев отмечается проблема, при которой скачет стрелка температуры двигателя, прыгает указатель температуры мотора при нажатии на газ и т.д. Естественно, такие отклонения являются поводом для проведения диагностики, так как водитель теряет возможность объективно оценивать реальную температуру силового агрегата.
В этой статье мы поговорим о том, почему стрелка температуры двигателя поднимается, потом опускается указатель, а также по каким причинам датчик температуры силовой установки может выдавать неверные показания, стрелка температуры двигателя плавает на ходу и т.п.
Стрелка температуры двигателя скачет, плавает или прыгает: причины и основные неисправности
Итак, в норме стрелка должна подниматься до определенного значения после полного прогрева ДВС и не отклоняться от занятого положения. Отметим, что при этом во время езды вполне допускаются небольшие отклонения, причем зачастую в меньшую строну.
Обычно такое явление наблюдается в холодное время года, часто при движении по трассе. Это объясняется тем, что в морозы двигатель интенсивно охлаждается на высокой скорости встречными потоками холодного воздуха.
Также часть тепла от мотора в зимний период отнимает печка. В результате стрелка может немного «упасть» (на 2-3 мм. от обычных значений). Если же снизить скорость движения или позволить автомобилю несколько минут поработать на ХХ, тогда указатель температуры поднимется до нормального значения.
Если же говорить о неполадках, никаких явных скачков указателя температуры быть не должно. В случаях, когда стрелка указателя температуры плавает, при наличии цифровой индикации «палочки» температуры постоянно изменяются, тогда это служит главным симптомом различных неполадок. Давайте разбираться.
- Первое, чтобы понять, почему прыгает стрелка указателя температуры двигателя, следует учитывать, что изменяющиеся показания на индикаторе не всегда означают, что в реальности происходят такие существенные изменения температуры ДВС.
Другими словами, изменение показаний в средних рамках 75-95 градусов не отражает действительной картины, так как нагретая охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) не может так быстро нагреваться и остывать. Получается, указатель не отображает реальную температуру мотора.
Если иначе, плавное изменение показаний можно принимать за норму, причем делая поправку на условную погрешность самого стрелочного или цифрового указателя. При этом если колебания температуры не выходят за допустимые пределы, вполне вероятно, что это рабочая температура двигателя.
Поводом для беспокойства служат хаотичные, обычно резкие колебания стрелки, причем амплитуда таких колебаний довольно велика. В этой ситуации нужно определить, действительно ли происходит нарушение теплового баланса, нормально ли работает сам индикатор, а также по каким причинам возникла неисправность.
- Итак, поехали. Если система герметична и уровень ОЖ в расширительном бачке в норме, тогда наиболее часто выходящим из строя элементом, от которого напрямую зависит температура двигателя, является термостат системы охлаждения. Причем это устройство нередко выходит из строя даже на совсем новых авто с минимальными пробегами. Так что проверку лучше начинать именно с термостата.
Простейшим способом первичной диагностики является оценка степени нагрева подводящих патрубков, идущих к радиатору. Достаточно потрогать патрубки рукой. Если нижний патрубок имеет температуру ниже верхнего, вполне вероятно, что клапан термостата заклинивает. В результате даже на холодном ДВС охлаждающая жидкость попадает в большой круг, а двигатель не может выйти на рабочие температуры.
На практике это проявляется следующим образом, когда сначала водитель прогревает двигатель, стрелка температуры поднимается до рабочих температур, затем происходит открытие термостата. Далее ОЖ идет по большому кругу, температура мотора снижается, однако затем термостат подклинивает и не закрывается до конца.
Естественно, жидкость продолжает частично или полностью идти через радиатор (по большому кругу). В результате двигатель начинает остывать, стрелка температуры падает. Затем термостат или закроется, после чего произойдет нагрев ОЖ до рабочих температур, или же останется в заклинившем положении и мотор не будет до конца прогреваться.
При этом часто после остановки двигателя и падения давления в системе охлаждения далее стрелка сначала поднимется до нормальных температур по мере прогрева, однако затем после открытие термостата все повторится заново. Также возможны случаи, когда термостат может подклинивать не постоянно, а через раз, а также не открывать доступ для ОЖ в большой круг.
В этом случае двигатель будет перегреваться. Бывает так, что работа термостата нарушается как на открытие, так и на закрытие, то есть уместно говорить о совокупности проблем. Так или иначе, нужно убедиться в том, что термостат исправно и нормально работает.
- Теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда стрелка температуры двигателя прыгает, но с термостатом и другими элементами системы охлаждения все в порядке. В этом случае проблема может быть в датчике температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) Получается, если прыгает стрелка температуры, виновником часто оказывается неверный сигнал от температурного датчика.
Это значит, что нужно проверять указанный датчик. При этом важно учитывать, что на многих авто таких датчиков может быть 2, 3 или даже 4. Стоят эти датчики также в разных местах в зависимости от конструкции того или иного ДВС.
Также на панель приборов сигнал подает отдельный датчик, чтобы его показания в случае выхода из строя не вносили изменений в работу ЭСУД и ЭБУ двигателем. Обнаружив нужный датчик температуры, нужно проверить его контакт. Достаточно пошевелить датчик или клемму-фишку на нем.
В это время помощник должен следить, происходят ли колебания индикатора температуры на панели приборов в салоне авто. Часто плохой контакт становится причиной того, что стрелка температуры скачет, при этом система охлаждения работает нормально.
Если же дело не в контакте, сам датчик может оказаться вышедшим из строя. Чтобы это проверить, следует замерить сопротивление при разной температуре ОЖ. Для этого нужно знать, какое сопротивление считается нормальным для датчика на одном или другом ДВС в тех или иных условиях.
Данную информацию можно найти на специализированных форумах, в технической литературе и т.д. Также отметим, что не следует сразу поспешно и однозначно списывать все проблемы на термостат, не проверив датчики температуры. Стрелка может прыгать и скакать в том случае, если места контактов на датчике попросту окислились, соединение прослаблено. Более того, скачки могут происходить только при включении мощных энергопотребителей (подогрев сидений, стекол, включение фар и т.п.).
Отмечены случаи, когда при проблемах с «массой» указатель температуры показывал критический перегрев, а после остановки мотора нормальные 90 градусов. При этом замеры на клеммах АКБ при заглушенном моторе составляли около 12.5, после запуска поднимались до 13.7 В.
При этом ни замена АКБ с температурными датчиками, ни диагностика и проверка генератора проблему не решила. Выходом из сложившейся ситуации оказалась дополнительная «разминусовка» двигателя.
Стрелка температуры прыгает при рабочем термостате и ДТОЖ
В некоторых случаях бывает так, что исправным оказывается термостат, а также датчик температуры и проводка. При этом стрелка температуры скачет произвольно, завышая или занижая показания, в произвольном диапазоне.
Часто проблема заключатся в электронной плате щитка приборов. Если пайка такой платы оказывается низкого качества, спустя несколько лет возникают проблемы. Устранить неисправность можно путем разбора щитка и перепайкой. В рамках таких работ следует отдельное внимание уделить резисторам и выходной массе. Если планируется выполнять работы своими руками, нужно иметь паяльник небольшой мощности с тонким стержнем.
Еще отметим, что стрелка при других исправных элементах как по механической, так и электрической части, может прыгать в том случае, если система охлаждения двигателя завоздушилась. Другими словами, воздух в системе охлаждения образует воздушную пробку. Такая пробка намного быстрее и сильнее нагревается, чем тосол или антифриз.
В результате датчик реагирует на изменение температуры, стрелка указателя хаотично меняет положение. При этом на воздух в системе косвенно указывает то, что жидкость подтекает из-под крышки расширительного бачка, может быть заметно снижение уровня в бачке и т.д.
Что в итоге
Как видно, причин для того, чтобы стрелка указателя температуры двигателя на приборной панели начала прыгать или скакать не так уж много. Однако в рамках диагностики все равно следует применять комплексный подход, исключая возможные неполадки поочередно.
Как правило, начинать следует с проверки контактов датчика и массы, затем мультиметром проверяется сам датчик температуры, после диагностируется термостат. Если все элементы рабочие, тогда проблема может быть в самой панели приборов.
Напоследок отметим, главное, убедиться в том, что двигатель действительно не испытывает перегрева или же полностью выходит на рабочие температуры. Чтобы это проверить, можно подключить диагностическое оборудование, посредством которого можно увидеть реальную температуру ДВС. Такой подход позволит сузить круг потенциально проблемных элементов и быстрее найти неисправность.
Источник: http://krutimotor.ru/skachet-temperatura-dvigatelya-avtomobilya-prygaet-strelka-prichiny-remont/
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя часть 2
Валюта магазина рубли у.е. > Новости > Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя часть 2.
04.02.2014
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости
датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя обычно расположен возле корпуса термостата во впускном коллекторе. в редких случаях он располагается в головке цилиндра, или может быть два датчика: по одному для каждого блока цилиндров двигателей v8 и v6, или один для эбу, другой – для охлаждающего вентилятора.
датчик расположен таким образом, чтобы его наконечник соприкасался с охлаждающей жидкостью – только так сигнал будет верен. если уровень охлаждающей жидкости низкий, показания датчика могут быть неточными.
признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
от датчика температуры охлаждающей жидкости зависит много функций двигателя, поэтому неисправность датчика (или цепи датчика) повлечет за собой проблемы с выхлопом и управляемостью при холодном двигателе, а также значительно увеличит расход топлива, ухудшит состав отработавших газов, если система управления двигателем не переходит в режим замкнутого контура. не забывайте, что многие проблемы этих датчиков вызваны скорее плохой проводкой и неплотными или ржавыми соединителями, чем поломкой самого датчика.
датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на систему управления двигателем, управляемость при холодном двигателе, качество выхлопа и расход топлива. одним из факторов такого влияния может быть термостат: если он открыт, двигатель будет прогреваться медленно, и датчик будет показывать низкую температуру. а если термостат не подходит для автомобиля, или если его вообще нет, двигатель не сможет достигнуть нормальной рабочей температуры, и датчик будет показывать низкую температуру.
коды неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости
в автомобилях 1996-го или более позднего года выпуска с бортовой системой диагностики obd ii из-за неисправности датчика могут отказать некоторые системы контроля, без которых автомобиль не пройдет проверку состава отработавших газов. когда система obd ii выявляет ошибку, загорается сигнальная лампочка «check engine» (проверить двигатель) или “mil” (индикаторная лампа неисправности) и генерируется один из следующих кодов неисправности: p0117, p0118 или p0125.
в автомобилях с системами более ранними, чем obd ii лампочка «check engine» загорается, если датчик закорочен, разомкнут или показывает недопустимое значение. датчики «дженерал моторс» имеют коды неисправности 14 и 15, датчики «форд» — 21, 51 и 81, датчики «крайслер» — 17 и 22.
диагностика неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости
визуальный осмотр датчика может выявить такие проблемы, как сильная коррозия вокруг зажимов, трещины в датчике или утечка охлаждающей жидкости. но в большинстве случаев проверить состояние датчика можно, только измерив его сопротивление и напряжение.
в системах с выводом данных на автосканер показания датчиков отображаются в градусах по цельсию или по фаренгейту. датчик должен показывать низкую (или комнатную) температуру при холодном двигателе и высокую температуру (около 200 градусов) при разогретом двигателе.
отсутствие показаний или заведомо неверные данные укажут на неисправность датчика или проблему с проводкой. внутреннее сопротивление датчика также можно проверить с помощью цифрового вольтомметра и сравнить с техническими требованиями. если датчик закорочен, разомкнут или показывает недопустимое значение, его следует заменить. если сопротивление датчика в пределах нормы и изменяется по мере изменения температуры двигателя, но двигатель работает в режиме разомкнутого контура (без обратной связи), значит, проблема в эбу или проводке.
перед заменой каких-либо деталей следует провести дальнейшую диагностику.
здесь поможет имитатор датчика, который отправит условные показания температуры через проводку в эбу. если проводка без повреждений, но эбу не переходит в режим замкнутого контура после принятия сигнала о нагреве охлаждающей жидкости, то проблема в эбу.
проверка напряжения датчика температуры охлаждающей жидкости
для проверки показаний датчика можно также использовать вольтметр или запоминающий цифровой осциллограф. строгой нормы здесь нет, но, как правило, при холодной температуре датчик будет показывать примерно 3 вольта. по мере разогрева двигателя и достижения рабочей температуры напряжение постепенно снижается до 1,2 – 0,5 вольт.
если вы используете осциллограф для определения напряжения, найдите сигнал, который постепенно снижается от 3 вольт до 1,2 – 0,5 вольт за три – пять минут (время, за которое двигатель достигает нормальной рабочей температуры). если напряжение не опускается ниже 5 вольт, значит, датчик разомкнут или не заземляется. если напряжение приближается к нулю, значит, датчик закорочен или потерял опорное напряжение. при работе с автомобилями «крайслер» от 1985 года можно ожидать внезапного скачка напряжения при прогреве двигателя.
это обычное явление, и его причина в резисторе с сопротивлением в 1000 ом, который включается в цепь датчика, когда его напряжение падает где-то до 1,25 вольт. по этой причине напряжение снова подскакивает до 3,7 вольт, а затем продолжает опускаться, пока не достигнет 2,0 вольт при полностью прогретом двигателе. иногда датчик внезапно может быть разомкнут или закорочен при достижении определенной температуры. если датчик имеет функцию “максимум/минимум”, можно уловить внезапные колебания напряжения во время нагрева датчика.
на осциллограмме напряжения короткое замыкание появится в виде резкого падения линии к нулевому значению. при размыкании линия осциллограммы резко поднимется до уровня опорного напряжения (5вольт).
если показания датчика в пределах нормы (высокое сопротивление и 3 и более вольт), но не достигают нормальной температуры, возможно, датчик не ошибается! может быть, проблема в разомкнутом или неисправном термостате, который не позволяет охлаждающей жидкости достигнуть нормальной рабочей температуры.
замена датчика температуры охлаждающей жидкости
чаще всего мы не заменяем датчик температуры охлаждающей жидкости, пока он не выйдет из строя. если датчик закорочен, разомкнут или показывает недопустимое значение, то, очевидно, его показания не соответствуют действительности, и его надо заменить, чтобы обеспечить нормальную работу системы управления двигателем.
однако многие специалисты советуют при замене или повторной сборке двигателя заменять и датчик температуры охлаждающей жидкости, так как датчики со временем изнашиваются, их показания становятся менее точными. установив новый датчик, вы избавите себя от многих потенциальных проблем в будущем.
датчик температуры охлаждающей жидкости и термостат стоит заменить также в случае сильного перегрева двигателя, так как высокие температуры могут вызвать преждевременный выход из строя или плохую работу этих компонентов. при замене датчика необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения. можно не осушать радиатор полностью, просто откройте спускной клапан и слейте достаточно жидкости, чтобы ее уровень был ниже датчика.
в то же время неплохо было бы проверить состояние охлаждающей жидкости и заменить ее, если она используется уже больше трех лет (обычная охлаждающая жидкость) или более пяти лет (долговечная охлаждающая жидкость), или если есть признаки ее загрязнения.резьбу датчика можно предварительно покрыть герметиком для предотвращения утечек. хорошо закрепите датчик, чтобы избежать его повреждений.
после установки нового датчика можете заново наполнить систему хладагентом. убедитесь, что в системе охлаждения нет воздуха – если он попадет в термостат, то может вызвать перегрев двигателя или неправильные показания датчика.
Всегда будем рады ответить на все ваши вопросы,
Коллектив www.s-tool.ru
← все новости
Источник: https://www.s-tool.ru/blog/Coolant_Temperature_Sensor_ENGINE_part2