Основные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения

Содержание

Система охлаждения двигателя:ремонт,диагностика

Основные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания разработана для поддержания температурного режима и для эффективного использования двигателя автомобиля. Она крайне необходима потому что во время своей работы узлы двигателя контактируют с сильно раскаленными газами, что вызывает их большой нагрев.

Неисправности в выводе лишнего тепла от внутренних узлов двигателя могут спровоцировать их перегревание, что приводит к сгоранию смазочных веществ между механизмами и к дальнейшему неотвратимому заеданию. Стандартный температурный режим двигателя равняется 80-98˚C.

Конструкция системы охлаждения

Главные механизмы системы вывода тепла от двигателя внутреннего сгорания исполнены в виде:
– радиатора, который тщательно охлаждает жидкость самой системы отводя тепло.
– водяного насоса, вырабатывающего циркуляцию охлаждающей жидкости двигателя.
– вентилятора, который значительно увеличивает силу воздушной струи через ребра радиатора.

– гидромуфты привода воздушного вентилятора, выполняющей функцию транспортирования момента вращения от механизма коленчатого вала к самому вентилятору.
– термостата, который настраивает циркуляционный температурный режим охлаждающей жидкости.
– крышка радиатора которая содержит клапан,служащий для выброса охлаждающей жидкости в расширительный бочок и обратно.

– расширительный бочок.

Работа водяного насоса:

Водяной насос, который начинает действовать с помощью привода, вращением своей крыльчатки вырабатывает разряжение в собственной приемной камере. В результате появляющегося разряжения тепло переходит из радиатора в свободное пространство водяного насоса. Затем создается нагнетание тепла в каналах, которые охлаждают блоки цилиндров. После этого оно переходит в каналы охлаждения самих головок блока, а далее поступает к термостату.

Работа термостата:

Когда температура теплоносителя меньше 75˚C, тогда термостат закрыт, а тепло вращается по «малому кругу», обходя радиатор. Когда увеличивается температурный режим до 95˚C, тогда термостат самостоятельно открывается, а круг вращения увеличивается. При этом тепло проходит в проем трубной решетки радиатора и там быстро охлаждается воздухом, который нагнетает вентилятор.

Всем известно, что система охлаждения двигателя машины через некоторое время засоряется. Сбой гидродинамических функций циркуляции тепла вызывает существенный перегрев мотора и снижение его рабочих параметров.

Как промывается система?

Процедура промывки системы охлаждения заключается в замене охлаждающей жидкости. Во время этого наполняют систему пресной водой с добавлением специальных присадок или с применением особых промывочных веществ. После недолгой работы двигателя всю промывочную жидкость требуется слить. Такие действия повторяются, пока на выходе не будет достаточно прозрачной жидкости.

Чтобы выполнить нормальную промывку системы охлаждения двигателя следует

— произвести действия, которые направлены на промывание системы вывода тепла от мотора, предусматривающие слив самой охлаждающей жидкости с последующим разъединением подводящих патрубков. Затем требуется отсоединить промывочный шланг от верхнего патрубка радиатора и перенаправить поток воды в средину трубного покрытия радиатора.

– выполнить промывание рубашки блока двигателя. Для этого необходимо соединить шланг с выходящим отверстием термостата, а после перенаправить поток воды в каналы системы вывода тепла от двигателя.

– промыть механизм радиатора отопителя, заранее отключив его от шлангов. Далее следует направить поток воды в штуцер отопительного устройства.

Процедура ремонта системы

Среди частых проблем, из-за которых появляется необходимость в ремонте системы вывода тепла от мотора, нужно отметить следующие:

— поломка термостата, которую возможно заметить, когда тщательно проследить за нагревом движка. Долговременность нагрева мотора в зимнее время вместе с перегреванием в летнюю пору свидетельствуют о «заклинивании» термостата, когда он установлен в положении «открыто» (это может происходить как на большом, так и на меньшем круге циркуляции);

– неполадки водяного насоса, симптомом поломки которого является степень наполняемости расширительного бачка самого теплоносителя (когда она резко снижается, а никаких заметных повреждений бачка не видно);

– выход из строя вентилятора, что способствует недостаточному охлаждению двигателя.

Диагностика:

Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в проведении тестов на герметичность, которые производятся с помощью нагнетания большого давления в системе охлаждения. Затем запускают силовую установку с минимальной частотой обращения коленчатого вала. При таких условиях данные манометра не должны меняться, что будет означать неизменное внутреннее давление системы и ее полную герметичность.

Источник: http://remcars.info/remont-i-texnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilej-svoimi-rukami/sistema-oxlazhdeniya-dvigatelya-remont-diagnostika.html

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Основные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения двигателя автомобиля требует к себе повышенного внимания как в теплое время года, так и в зимний период. Поэтому правильное и своевременное техническое обслуживание охлаждающей системы поможет вам избавится от множества проблем с машиной, возникающих чаще всего из-за несоблюдения элементарных правил.

Автомобильная система охлаждения имеет достаточно сложное устройство, надежная работа которого возможна только при исправности всех её узлов и агрегатов. В идеале, техническое обслуживание системы должно сводиться всего к двум пунктам:

Но идеальных условий не бывает, поэтому в процессе эксплуатации автомобиля важно следить за герметичностью охлаждающей системы и за тем, что вы в неё заливаете. В этой статье мы расскажем на что нужно обращать внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для предупреждения возникновения неисправностей.

Также, наверняка, вам будет полезно узнать основные причины перегрева двигателя.

Что заливать в систему охлаждения двигателя?

Для начала давайте вспомним, что залито в вашу систему охлаждения? Еще не так давно можно было довольно часто встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, в наши дни применение воды в качестве охлаждающей жидкости стало скорее исключением из правил. Обычно ее используют в аварийных ситуациях, когда что-то в систему залить нужно, а антифриза под рукой нет.

Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет массу преимуществ – это и более высокая температура кипения, и низкая температура замерзания, и наличие в составе смягчающих и антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.

С этим вопросом мы определились – никакой воды в системе охлаждения двигателя! Но стоит иметь в виду, что долговечность работы системы во многом зависит и от качества охлаждающей жидкости. Не стоит покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Антифриз» или «Тосол», отдавать предпочтение нужно только продукции надежных производителей, имеющих все необходимые сертификаты.

Большинство поддельных жидкостей содержат в своем составе агрессивные кислоты, которые со временем разъедают не только детали охлаждающей системы, но и приводят к появлению «раковин» даже в головке блока цилиндров двигателя! Поэтому экономить на антифризе мы вам не советуем.

Очень подробно о видах автомобильных охлаждающих жидкостей, об их отличии друг от друга, и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля мы писали в этой статье, настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Также одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в её составе специальных флуоресцентных добавок, которые помогают обнаруживать течи в системе охлаждения двигателя. Так как система должна быть герметичной, то течи в ней недопустимы.

Проверка системы охлаждения на герметичность

Проверка системы охлаждения двигателя на герметичность – очень важный этап в её обслуживании. Дело в том, что в герметичной системе антифриз кипит при температуре 130 °С, а в обычных условиях он закипает всего при 108 °С. Поэтому малейшая трещина, например, в радиаторе охлаждения, резиновом шланге или в расширительном бачке, нарушает герметичность и двигатель закипает.

Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные флуоресцентные добавки, входящие в состав современных антифризов – благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.

Читайте также  Противоугонные системы для автомобилей механика

Но, к сожалению, далеко не у каждого автолюбителя есть такая лампа. Поэтому в процессе технического обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуем придерживаться нескольких простых правил:

  1. Для проверки уровня жидкости на расширительном бачке имеются отметки MIN и MAX. При холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
  2. Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, то это свидетельствует об её утечке, то есть о нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
  3. Внимательно осмотрите ваш радиатор и патрубки на отсутствие течей и подтёков, при необходимости подтяните соединительные хомутики и убедитесь в том, что крышка радиатора закрыта до упора.

Наличие воздуха в автомобильной системе охлаждения (так называемые, «воздушные пробки») также способно нарушить её работу. Ниже мы раскроем вам самый простой способ, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Наличие воздуха в системе охлаждения проверяется следующим образом:

  • Откройте крышку расширительного бачка,
  • Включите обогрев салона на полную мощность и дайте мотору поработать на холостых оборотах две-три минуты,
  • Если в системе охлаждения есть воздух, то в расширительном бачке появятся пузырьки.

Для того, чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль нужно поставить под наклоном, таким образом, чтобы «передок» был немного «задран» к верху. Далее последовательность действий будет следующей:

  1. Откройте крышку радиатора и заведите машину.
  2. Включите печку и дайте поработать двигателю несколько минут, чтобы воздух мог выйти из ситемы.
  3. После этого мотор можно заглушить и пробку радиатора закрыть.

А теперь давайте рассмотрим еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для профилактики появление неисправностей или их устранения.

На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя

Чтобы предупредить неисправности системы охлаждения двигателя, необходимо регулярно выполнять следующие операции по ее техническому обслуживанию:

  • Проверка плотности охлаждающей жидкости. Плотность антифриза проверяется ареометром. При повышенной плотности, разбавьте вашу жидкость дистиллированной водой, а при пониженной – аналогичной охлаждающей жидкостью.
  • Натяжение приводного ремня. Одной из самых распространенных причин перегрева двигателя автомобиля (особенно с механическим приводом вентилятора) является слабое натяжение приводного ремня. Пробуксовка ремня снижает производительность помпы и, соответственно, скорость вращения крыльчатки.
  • Чистка системы охлаждения двигателя. Также не забывайте проверять внешнее состояние мотора и радиатора. И радиатор, и двигатель нуждаются в регулярной чистке, так как грязь и мусор мешают нормальному охлаждению мотора. Зачастую радиатор забивается грязью, пылью, тополиным пухом и прочей гадастью. Весь этот мусор легко устраняется сильной струей воды или мощным пылесосом. Потёки масла на двигателе и прилипшая к ним пыль также должны регулярно смываться.
  • Проверка термостата. Важным элементом системы охлаждения является термостат, благодаря которому поддерживается оптимальная рабочая температура мотора, а также быстрый прогрев двигателя сразу после запуска. Подробно о том как устроен автомобильный термостат и методах его диагностики мы писали в статье об устройстве и принципе работы автомобильного термостата.
  • Вентилятор системы охлаждения двигателя. Еще один элемент, требующий внимания при уходе за системой охлаждения двигателя – это вентилятор. На большинстве современных автомобилей установлены электрические вентиляторы охлаждения, которые управляются термоэлектрическим датчиком, вкрученным в радиатор. При достижении заданной температуры контакты датчика замыкаются, и вентилятор начинает работать, охлаждая поверхность радиатора.

Если при нагревании двигателя вентилятор не включается, то причина этого может крыться в датчике температуры. Работоспособность датчика определяется очень просто, для этого нужно просто замкнуть его контакты:

  • если вентилятор заработал, значит неисправен датчик,
  • если нет – причина или в электродвигателе вентилятора, или в электрической цепи его питания.

об особенностях обслуживания системы охлаждения двигателя

Источник: https://unit-car.com/tehnicheskoe-obsluzhivanie/47-uxod-za-sistemoy-ohlazhdeniya-dvigatelya.html

Основные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения

Основные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме.

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме, ее основные функции:

  • отвод излишков тепла, профилактика перегрева;
  • ускорение прогрева двигателя при запуске.

В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в процессе его работы создается очень высокая температура, обычно она поддерживается на уровне 80–95 °С, но иногда достигает 200 °С.

Длительный перегрев чреват повреждением отдельных деталей, заклиниванием цилиндров, деформацией коробки двигателя. Переохлаждение двигателя, когда он не может прогреться и завестись, тоже не идет на пользу автомобилю.

Увеличивается расход бензина, холодное топливо не задерживается на стенках цилиндров, что приводит к их коррозии и преждевременному износу.

Поэтому регулярное квалифицированное обслуживание системы охлаждения, своевременная замена охлаждающей жидкости и износившихся комплектующих крайне важны. При появлении первых признаков неисправности системы охлаждения необходимо проводить ее ремонт, используя качественные детали взамен изношенных.

Основные неисправности системы охлаждения

Неполадки в работе системы охлаждения могут проявляться такими признаками, как:

  • перегрев двигателя (закипание);
  • переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев);
  • утечка охлаждающей жидкости (антифриза).

Как перегрев, так и переохлаждение двигателя легко заметить по показаниям приборов. Ряд моделей автомобилей, помимо указателя температуры, оснащен сигнальной лампочкой аварийного перегрева. Следует иметь в виду, что датчик температуры и температурный указатель тоже могут выйти из строя, в этом случае своевременно заметить проблему сложнее.

Перегрев двигателя – типичное проявление неисправности системы охлаждения Перегрев двигателя возможен и при полностью исправной системе охлаждения в связи с чрезмерной нагрузкой. Обычно перегрузка двигателя возникает при медленном движении автомобиля, обусловленном плохим качеством дорожного покрытия или пробками. Для профилактики закипания охлаждающей жидкости при таком режиме движения необходимо периодически останавливаться и глушить двигатель, давая ему возможность отдохнуть до полного охлаждения.

Утечка может быть наружной и внутренней, первая проявляется характерными признаками: появлением потеков на двигателе и под днищем автомобиля, специфическим запахом. Внутреннюю утечку распознать сложнее, ее позволяет заподозрить неоправданно высокий расход охлаждающей жидкости.

Если над выпускной системой прогретого двигателя даже в теплый сезон виден белый дым, это тоже признак утечки (в норме такой дым появляется только в момент прогрева двигателя, а также при низкой температуре окружающей среды).

При подозрении на внутреннюю утечку рекомендуется осмотреть масляный щуп: если он покрыт светлой пеной, это свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в масло.

Причины неисправностей охлаждающей системы

Система охлаждения двигателя – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Низкое качество, износ, поломка любой из этих деталей могут привести к неполадкам в работе системы. Одна из распространенных причин ее поломок – использование некачественной охлаждающей жидкости, а также отсутствие регулярного контроля ее уровня.

Поломка системы охлаждения двигателя может быть вызвана неисправностью любого из ее узлов

Для каждой детали системы охлаждения двигателя характерны свои неисправности.

  • Радиатор, по которому циркулирует антифриз, часто страдает от загрязнений сердцевины или наружной поверхности, что приводит к перегреву двигателя, а нарушение герметичности радиатора вследствие износа чревато наружными утечками антифриза.
  • Центробежный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости, достаточно быстро изнашивается, особенно страдают уплотнители и подшипники. Распространенными поломками является нарушение его герметичности, обрыв или слабое натяжение ремня передачи. Все это может привести к перегреву.
  • Вентилятор дополняет работу радиатора и обеспечивает охлаждение двигателя в моменты, когда автомобиль стоит. Вентилятор может приводиться в движение приводами разного типа: механическим, гидравлическим, электрическим. Для каждого из них характерны свои поломки, угрожающие перегревом или переохлаждением двигателя.
  • Термостат – важная деталь системы охлаждения, оснащенная клапаном и регулирующая поступление охлаждающей жидкости в контуры радиатора. При его поломках возможно переохлаждение или перегрев двигателя, а вот неисправность датчика и/или указателя температуры обычно приводит к его переохлаждению.
  • Охлаждение блока цилиндров и его головки осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости по многочисленным каналам рубашки охлаждения, в которой иногда возникают трещины. Нарушения в функционировании системы охлаждения могут быть связаны с прогоранием прокладки головки блока цилиндров. Эти проблемы провоцируют внутренние и наружные утечки антифриза.
  • Расширительный бачок, из которого в систему охлаждения поступает жидкость, закупоривается пробкой с воздушным и паровым клапанами. Если ее герметичность нарушена или один из клапанов неисправен, охлаждающая жидкость активно испаряется, что приводит к снижению ее уровня и чревато перегревом двигателя.
Читайте также  Как промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины?

Профилактика проблем

Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:

  • при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
  • если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше. При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
  • еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.

Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.

Для профилактики поломок системы охлаждения необходимо использовать качественный антифриз

Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.

Утечку антифриза иногда принимают за безобидное скопление конденсата под капотом. Поэтому при обнаружении влаги не лишней будет проверка шлангов, если при попытке их сжать или согнуть оказывается, что они утратили эластичность, нужно их как можно скорее заменить для предупреждения или устранения утечки.

Как устранить неисправности

Если причина поломки выявлена, можно приступать к ее устранению. Проблемы с пробкой расширительного бачка обычно решаются путем замены неисправного клапана. Если клапаны исправны, а герметичность бачка нарушена, попробуйте заменить в крышке прокладку, которая быстро изнашивается.

Для ликвидации протечек также может понадобиться замена отвердевших шлангов новыми эластичными, а хомуты нужно подтянуть поплотнее, но не пережимать, чтобы не повредить патрубки. Если поврежден сам бачок, небольшие трещины запаиваются, крупные закрываются латками, вмятины рихтуются.

Засорившийся радиатор нуждается в прочистке струей воды под напором или сжатым воздухом, наружная поверхность очищается с помощью специального растворителя, механические повреждения запаиваются. При серьезных повреждениях отдельной трубки ее можно исключить из контура, полностью запаяв сверху и снизу, но в одном радиаторе нельзя запаивать более трех трубок.

В случае масштабных повреждений радиатор рентабельнее заменить. Не подлежат ремонту новые радиаторы с пластмассовой бочкой и алюминиевой сердцевиной. Треснувший с краю патрубок можно обрезать, если позволяет его длина, а если трещина ближе к центру – нарастить с помощью металлической трубки.

Но это временные меры, поэтому после таких операций рекомендуется обратиться в сервис для профессионального ремонта.

Остальные неисправности системы охлаждения двигателя, как правило, устраняются в мастерских. Если необходима замена изношенных, поврежденных деталей, можно значительно сэкономить, заказав качественные запчасти с разборок в компании JapZap.

При использовании качественной охлаждающей жидкости и регулярном контроле ее уровня, для поддержания работоспособности системы охлаждения двигателя обычно достаточно планового сервисного обслуживания и своевременной замены деталей с отработанным ресурсом.

Источник: https://izst-detail.ru/osnovnye-neispravnosti-i-tehnicheskoe-obsluzhivanie-sistemy-ohlazhdeniya/

Техническое обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. На рис. 10 показана система охлаждения двигателя ЯМЗ-240. Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.

При работе двигателя охлаждающая жидкость подается циркуляционным насосом через наружную водяную трубу и каналы в блоке в водяные рубашки блока цилиндров, затем в головки цилиндров и собирается в водосборных трубопроводах, из которых нагретая жидкость подается через термостаты в радиатор, после чего снова поступает к водяному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, термостаты автоматически направляют ее непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Для регулировки циркуляции воздуха через сердцевину радиаторов служат жалюзи радиаторов, управляемые из кабины водителя. На автомобилях в северном исполнении установлены электромагнитные муфты отключения вентиляторов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентиляторов и компрессора. В средней части проверяемой ветви ремня привода вентилятора устанавливают линейку перпендикулярно к проверяемой, ветви, нажимают на ремень с усилием 4 даН и определяют его прогиб.

Рис. 10. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240: 1 — водяной радиатор, 2 — пароотводные трубки, 3 — расширительный бачок, 4 —.пробка заправочной горловины, 5 —радиатор отопителя кабины, 6 — компрессор, 7 — кран отключения радиатора отопителя кабины, 8 — термостаты, 9 — указатель температуры жидкости, 10 — рубашка системы охлаждения, 11 — водяной насос, 12 — сливные краны, 13 — пусковой подогреватель двигателя

Прогиб ремней привода должен быть в пределах 8 14 мм. Если величина прогиба отличается от приведенной, необходимо отвернуть на 2—3 оборота контргайку тяги двуплечего рычага натяжного ролика и, вращая ключом регулировочную гайку, установить требуемое натяжение ремня.

При регулировке натяжения ремня привода компрессора нужно отвернуть гайки и контргайки крепления компрессора и, вращая регулировочные гайки и перемещая компрессор, установить требуемое натяжение ремня.

Удаление накипи из системы охлаждения. Накипь рекомендуется удалять с помощью специального раствора, в состав которого входят: соляная кислота (синтетическая) 31% (ГОСТ 857—69) — или соляная кислота (техническая) 27,5% (ГОСТ 1382—69) — ингибитор ПБ-5 — 0,1 кг, уротропин технический (ГОСТ 1381— 73) — 2,5 кг, пеногаситель (сивушное масло или амиловый спирт) — 0,1 л, вода — до 100 л.

Удаление накипи следует производить в такой последовательности: тщательно промыть систему чистой подогретой водой и слить воду; снять термостаты с двигателя; залить через расширительный бачок раствор, запустить двигатель и дать раствору прогреться до 70 °С; через 10 мин остановить двигатель, слить раствор и промыть систему чистой водой 2 раза в течение 5 мин, затем 1 раз в течение 15 мин чистой подогретой водой с добавлением 5 г безводной соды и 5 г хромпика на 1 л воды и окончательно чистой подогретой водой в течение 10 мин. При большом количестве накипи все операции рекомендуется повторить.
При удалении накипи необходимо соблюдать меры предосторожности, так как кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.

Накипь из системы охлаждения можно удалять также с помощью раствора технического трилона (20 г трилона на 1 л воды), для чего в систему охлаждения заливают раствор и двигатель работает в течение смены в нормальном режиме. Операцию повторяют 4—5 раз. После промывки в систему добавляют раствор трилона 2 г на 1 л воды.

Конструктивные и эксплуатационные параметры системы охлаждения должны обеспечивать двигателю оптимальный температурный режим, равный 75…98 °С, независимо от режима его работы. При оптимальном тепловом режиме в двигателе создаются условия по развитию максимальной мощности, минимальному расходу топлива и наименьшему износу трущихся деталей. Однако от технического состояния системы охлаждения и своевременного ее обслуживания в значительной мере зависят экономичность, надежность работы и срок службы двигателя.

Техническое обслуживание системы охлаждения заключается в своевременной ее заправке охлаждающей жидкостью, промывке, проверке работы термостатов и герметичности заправленной системы и регулировке натяжения ремней.

В качестве охлаждающей жидкости для автомобилей КамАЗ и Урал применяют морозостойкую антикоррозионную жидкость Тосол А-40 или А-65. Для приготовления жидкости применяют концентрированную жидкость Тосол А и мягкую чистую воду в соотношениях по объему для жидкости Тосол А-40 соответственно 56 и 44%, для жидкости Тосол А-65 — 65 и 35%.

Заполнение системы охлаждения автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 низкозамерзающей жидкостью проводится через заливную горловину расширительного бачка при открытом кране ото-иигеля, при этом жидкость заливается до 2/3 объема бачка. Полное Удаление оставшегося в системе воздуха происходит автоматически при работе двигателя после открытия термостатов. После удаления воздуха уровень жидкости в системе понизится, но останется несколько выше уровня контрольного крана. Проверка уровня низко-замерзающей жидкости в системе охлаждения выполняется только

Читайте также  Система предотвращения выезда из полосы движения lka

на холодном двигателе ввиду значительного объемного расширении при повышении ее температуры. Для проверки уровня жидкости от-крывается кран контроля уровня на расширительном бачке. Отсутствие течи из крана говорит о недостаточном ее уровне.

Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться выше крана контроля уровня, при этом объем жидкости в бачке должен быть не более 1/2 его объема.

Слив охлаждающей жидкости из системы проводится через сливные краны нижнего патрубка радиатора, котла и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящий трубы отопителя кабины при открытом кране отопителя кабины и снятой паровоздушной пробке расширительного бачка.

Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя для удаления остатков жидкости, так как это может вызвать повреждение уплотнительных резиновых колец, прогорание прокладок, коробление блока и попадание жидкости в масло.

Использование воды допускается в случае крайней необходимости и кратковременно. Однако опыт эксплуатации показывает, что на практике вода зачастую используется постоянно, причем без периодической промывки системы охлаждения. В результате тепло-отвод от двигателя ухудшается вследствие забивания накипью и продуктами коррозии мелких проходных сечений рубашек охлаждения в блоке и головках цилиндров двигателя.

Для заправки системы охлаждения надо использовать чистую, мягкую, лучше кипяченую воду. Перед заправкой в холодное время регулировочный кран отопителя следует закрыть. При необходимости открывать его не более чем на половину хода рукоятки только после прогрева двигателя до температуры не менее 80 °С.

Заполнение жидкостью системы охлаждения автомобиля Урал-4320 производится через заливную горловину радиатора при открытой пробке заливной трубы подогревателя и крана отопителя кабины. Уровень жидкости должен быть доведен до верхней кромки охлаждающих трубок радиатора. В процессе первоначальной заправки системы охлаждения в горловину радиатора рекомендуется засыпать 30 г герметизирующего порошка НИИСС-1 с последующим пуском и работой двигателя с частотой вращения 130… 150 рад/с (1300…1500 об/мин) в течение 1…2 мин и доливкой системы при остановленном двигателе до указанного уровня.

Во время заправки системы охлаждения водой уровень жидкости доводится до нижнего края горловины (на 20…30 мм выше верхней кромки трубок радиатора). В холодное время во избежание замерзания воды соединительный шланг с расширительного бачка снимается и закрепляется болтом крепления кожуха вентилятора отсоединенным концом вниз.

Для слива охлаждающей жидкости автомобиль устанавливается на горизонтальной площадке (наклон автомобиля назад недопустим). Пробки горловин радиатора и подогревателя должны быть сняты, краны котла подогревателя, насосного агрегата подогревателя, нижнего бачка радиатора и нижнего патрубка жидкостного насоса двигателя открыты.

Если для охлаждения использовалась вода, то после ее слива из системы охлаждения и пускового подогревателя на 10… 15 с включается насосный агрегат (для удаления воды из насоса во избежание примерзания крыльчатки), а после полного слива воды закрываются все четыре сливных крана. Закрывать пробками горловину радиатора и заливную трубку котла подогревателя после слива воды из системы охлаждения не рекомендуется, так как не исключена опасность их примерзания.

Пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы не допускается, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладок головок блока цилиндров и короблению головок.

При работе с низкозамерзающей жидкостью необходимо соблюдать соответствующие меры предосторожности, так как жидкость Тосол А и ее смеси с водой ядовиты.

Во избежание образования трещин в рубашке блока цилиндров не допускается заливка холодной жидкости в горячий двигатель.

Следует периодически проверять состояние клапанной пробки, ее уплотнения, воздушных каналов сердцевины радиатора. При значительной засоренности каналов сердцевины радиатора производится ее чистка струей воды или сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины со стороны вентилятора.

В случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды промывка системы охлаждения проводится весной при сезонном обслуживании с целью удаления накипи, ржавчины, осадков.

Когда отложения накипи незначительны, систему охлаждения промывают чистой водой. При этом двигатель и радиатор промывают раздельно в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе.

При промывке двигателя с него снимаются термостаты, выворачиваются из блока цилинаров, по одному с каждой стороны, сливные краны, открывается или выворачивается сливной кран радиатора, отсоединяются трубопроводы, идущие к расширительному бачку, и отверстия закрываются пробками. Вода для промывки подается в отверстие патрубка коробки термостата до тех пор, пока выходящая через сливные краны вода не станет чистой.

Для промывки радиатора необходимо надеть на верхний патрубок шланг, отводящий воду. Затем в нижний патрубок подавать воду под напором до тех пор, пока выходящая из верхнего патрубка вода не станет чистой.

Для удаления отложений накипи система охлаждения заправляется водой с добавлением 20 г технического трилона на один литр воды. В последующем в течение 4…5 дней в конце каждого рабочего Дня отработанный раствор из системы охлаждения сливается и в систему заливается свежий раствор.

Рис. 2.28. Регулировка натяжения приводных ремней двигателей:а — автомобилей КамАЗ-5320 и К.амАЗ-4310: 1 — шкив генератора; 2 — шкив жидкостного иасоса; 3 — шкив гидромуфты;

б — автомобиля Урал-4320: 1 — шкив генератора; 2 — шкив жидкостного насоса; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — натяжное устройство; 5 — натяжной ролик; 6 — шкив гидромуфты

Работоспособность термостатов проверяется на температуру начала открытия клапанов и величину их полного хода в сосуде с нагретой водой. При этом после нагрева воды до температуры 70 °С ее дальнейший нагрев проводится при постоянном перемешивании. Начало открытия клапана должно происходить при температуре 78….82 °С, полное открытие — при 90…95 °С. Полный ход клапана находится в пределах 6,8…8,5 мм. Неисправные термостаты заменяются.

Регулировкой натяжения приводных ремней обеспечивается работоспособность водяного насоса вентилятора, генератора и привода гидромуфты вентилятора (Урал-4320).

Регулировка натяжения ремней на автомобилях КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 обеспечивается изменением положения генератора (рис. 2.28,а) с первоначальным ослаблением гаек крепления его и последующим их закреплением. Проверка натяжения ремней осуществляется нажатием на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс). Правильно натянутый ремень при этом нажатии должен иметь прогиб 15…22 мм.

На автомобиле Урал-4320 натяжение ремней привода гидромуфты вентилятора производится роликом 5 натяжного устройства (рис. 2.28, б). Для регулировки необходимо ослабить гайку крепления рычага, вставить в отверстие на торце рычага вороток, перемещая рычаг с роликом, натянуть ремни и затянуть гайку. Прогиб ремней при усилии 40 Н (4 кгс) со стороны водяного насоса должен быть в пределах 15…22 мм.

Регулирование натяжения ремней привода водяного насоса 2 и генератора производится смещением генератора. Прогиб вертикальной ветви ремня должен быть в тех же пределах.

В случае повреждения или вытягивания ремней заменять их следует в комплекте из одной размерной группы по длине. Номер группы обозначен на ремнях несмываемой краской. Разница в длине для ремней не должна превышать 3 мм.

Регулировка регулятора-выключателя гидромуфты производится последовательным уменьшением числа шайб между корпусом и датчиком, при условии, что температура жидкости при работе вентилятора в автоматическом режиме (положение рукоятки — «В») превышает 105 °С.

Рекламные предложения:

Читать далее: Устройство трансмиссии автомобилей БелАЗ

Категория: — Текущее обслуживание

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-sistemy-okhlazhdeniya