Очистка катализатора своими руками

Содержание

Промывка катализатора автомобиля своими руками: симптомы загрязнения, механическая и химическая очистка

Очистка катализатора своими руками

Каталитический нейтрализатор — это прибор, устанавливаемый на выхлопном коллекторе. Его предназначение заключается в фильтровании вредных веществ, которые образуются в процессе работы двигателя внутреннего сгорания. Устройство, ресурс которого составляет 150 тыс. км, относится к дорогостоящим, поэтому промывка катализатора автомобиля своими руками взята на вооружение многими водителями.

Устройство и симптомы засорения

Аппарат представляет собой металлическую емкость, внутри которой располагаются соты из керамики, покрытые цветным металлом. Проходящие через них отработанные газы забивают мелкие отверстия сетки сажей и нагаром. Чтобы прибор прослужил длительное время, он снимается и визуально осматривается.

В некоторых случаях возможна его прочистка своими руками:

  • когда процесс проводится в целях профилактики;
  • при отсутствии дефектов на сотах;
  • нет признаков оплавления керамической основы.

Если такие признаки присутствуют, то аппарат подлежит замене. В процессе работы автомобиля неисправность агрегата дает о себе знать следующими симптомами:

  • ощутимое снижение мощности двигателя;
  • затруднен набор машиной скорости;
  • перебои работы мотора при холостом ходе;
  • двигатель глохнет без причины;
  • значительно повышается расход топлива.

При наличии таких признаков аппарат снимается и после визуального осмотра чистится или меняется.

Основные способы прочистки

После снятия катализатора, если он не вышел из строя, принимается решение о способе его очистки. Она бывает 3 типов:

  • Профилактическая. В некоторых случаях допускается проведение без снятия прибора с автомобиля. Возможна она тогда, когда пробег не превысил 70—100 км.
  • Механический способ. Для этого используется наждачная бумага. Качество очистки получается невысоким, поскольку затруднена возможность очищения внутреннего пространства сот.
  • Химическая промывка. Для этого используются специальные средства, такие как Hi-Gear HG3270. Можно применять аэрозоль ABRO.

Все эти способы не наносят никакого вреда покрытию из цветного металла, поэтому допустимы к применению.

Использование наждачной бумаги

Способ подойдет в том случае, когда соты еще не сильно забиты продуктами горения топлива. Вариант требует усидчивости, поскольку процесс занимает много времени. Важно надавливание вести с определенным усилием, чтобы не испортить керамические элементы.

Работа состоит из следующих этапов:

  • После снятия прибора подбирается наждачная бумага с мелкими зернами.
  • Наждачка прикладывается к загрязненным участкам и медленно по ним протягивается круговыми движениями. Работа проводится до полного снятия налета.
  • На последнем этапе ведется обдув очищенного узла сжатым воздухом.

Химический вариант

Способ применяется в том случае, если катализатор значительно засорен и использование наждачной бумаги не даст нужного результата.

Инструкция по чистке следующая:

  • Подбирается пластмассовая тара, в качестве которой может выступать ведро.
  • Сверху, на соты аппарата, заливается купленное средство. Снаружи ведется обмотка тряпками и деталь помещается в ведро.
  • Время выдержки составляет до 30 мин., после чего тряпки снимаются и ведется промывка горячей водой.
  • Просушка изделия идет под потоком сжатого воздуха.
  • По окончании процедуры весь процесс проводится заново.

В случае сильного загрязнения аппарата очищение проводится керосином или соляркой. На этот раз время замачивания составляет до 24 часов. Желательно в раствор добавить ацетон. Это уменьшит риск разъедания тонких элементов. Через сутки процедуру нужно повторить еще раз, но уже с помощью обычных химикатов.

Читайте также  Если убрать катализатор расход бензина уменьшится?

В исключительных случаях прочистка мелких отверстий возможна тонкими твердыми предметами. Способ применим тогда, когда все предыдущие варианты не дали результатов. При этом следует соблюдать осторожность, поскольку появившиеся дырки будут выбрасывать в атмосферу огромное количество вредных веществ.

Таким образом, в случае засорения катализатора следует воспользоваться рекомендациями по его очистке. Это позволит продлить время его работы, что даст значительную экономию денежных средств.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!

Источник: https://procrossover.ru/avtolyubitelyu/sovety/sposoby-promyvki-katalizatora.html

Очистка катализатора своими руками

Очистка катализатора своими руками

Важным элементом выхлопной системы автомобиля является катализатор (каталитический нейтрализатор). Его задачей является снижение количества вредных элементов сгорания, выбрасываемых в атмосферу.

Средний ресурс катализатора около 100-150 тысяч километров пробега. Он может работать без нареканий дольше или меньше, в зависимости от качества работы двигателя, используемого топлива и массы других факторов. Забитый каталитический нейтрализатор необходимо заменить или попытаться прочистить. Если правильно очистить катализатор, он сможет проработать еще некоторое время до замены.

1. Симптомы загрязнения катализатора 2. Как прочистить катализатор — Очистка катализатора наждачной бумагой — Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами 3. Как нельзя чистить катализатор

Симптомы загрязнения катализатора

Опытный водитель навряд ли пропустит момент, когда катализатор выхлопной системы перестанет справляться с возложенными на него функциями. Имеется ряд признаков, которые указывают на его загрязнение:

  • Снижение мощности двигателя при движении автомобиля, медленный набор скорости;
  • Проблемы с пуском двигателя;
  • Нестабильная работа на холостом ходу;
  • Самопроизвольное отключение мотора;
  • Повышение расхода топлива;
  • Горящая лампочка Check Engine.

Также при сильном загрязнении катализатора, водитель может заметить, что изменился цвет выхлопа.

Проверить катализатор на наличие загрязнений можно различными методами, но наиболее эффективно снять его и осмотреть визуально. Если на «сотах» катализатора присутствуют фрагменты смол, продукты горения, масло и другой «мусор», мешающий прохождению выхлопных газов, нужно его максимально устранить.

Как прочистить катализатор

Есть несколько способов, как прочистить катализатор самостоятельно. В зависимости от того, насколько загрязнен катализатор, целесообразно выбрать тот или иной метод его очистки.

Очистка катализатора наждачной бумагой

Если продукты горения не сильно и не массово «прикипели» к фильтрующему элементу катализатора, можно их удалить при помощи обычной наждачной бумаги.

Сделать это достаточно просто:

  1. Потребуется взять мелкозернистую наждачную бумагу и снять катализатор;
  2. Далее осторожно, не сильно надавливая на «соты», нужно круговыми движениями счистить образовавшийся налет;
  3. Когда фильтрующий элемент будет очищен, остатки загрязнений выдуваются при помощи сжатого воздуха.

Важно: В процессе очистки катализатора наждачной бумагой, нельзя переусердствовать с силой нажатия. Чаще всего «соты» каталитического нейтрализатора выполняются керамическими. Если на них нажать слишком сильно, они рискуют поломаться, и потребуется покупать новый катализатор.

Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами

Если катализатор сильно загрязнен, можно применить «химию» для его очистки. В автомобильных магазинах можно найти специальные средства для промывки и восстановления катализатора. Если приобрести такое средство нет возможности, с задачей очистки фильтрующего элемента справится жидкость для карбюратора или этанол.

Выполнять очистку катализатора специальными химическими средствами следует в соответствии с инструкцией. Если используется жидкость для карбюратора, процесс очистки следующий:

  1. Необходимо взять пластмассовую тару, подойдет ведро, в котором вертикально сможет находиться катализатор;
  2. Далее катализатор снимается с автомобиля и осматривается на наличие повреждений. Если они отсутствуют, можно приступать к очистке, в ином случае придется задуматься о замене фильтрующего элемента;
  3. «Соты» катализатора обильно поливаются средством для очистки карбюраторов, после чего деталь оборачивается тряпками и помещается в пластиковую тару;
  4. По истечении 20-30 минут необходимо промыть «соты» катализатора под напором горячей воды.
    Важно: Не проделывайте данную процедуру в домашней ванной комнате, поскольку химикаты, используемые в средствах для очистки карбюратора, могут разъесть эмаль ванной, раковины и повредить другим предметам интерьера;
  5. Промыв катализатор водой, просушите деталь и продуйте при помощи сжатого воздуха;
  6. Далее повторите процедуру с самого начала.
Читайте также  Чем промыть катализатор автомобиля своими руками?

Если катализатор загрязнен критически, двух очисток может быть недостаточно. В такой ситуации рекомендуется применить более мощные чистящие средства (например, керосин).

Как нельзя чистить катализатор

Часто водители с целью экономии средств и времени отказываются от идеи очистки и замены катализатора, пробивая в нем новые дырки или просверливая их. Такое решение позволит вернуть мощность двигателя, но у автомобиля будут нарушены показатели по вредности выбросов в атмосферу. Кроме того, повысится уровень шума из выхлопной трубы, возникающий при движении автомобиля. Такие способы «очистки» катализатора недопустимы, и при долгой работе двигателя с поврежденным фильтрующим элементом, с ним могут возникнуть различные проблемы.

(429 голос., 4,46

Источник: https://izst-detail.ru/ochistka-katalizatora-svoimi-rukami/

Катализатор автомобильный — что это такое?

Очистка катализатора своими руками

С увеличением числа автомобилей все актуальней становилась необходимость снижения ядовитых выбросов в выхлопных газах. Переход с карбюратора на инжектор позволил немного улучшить ситуацию, но требовались более серьезные меры. В 1975 году появилось первое устройство, названное автомобильным катализатором (каталитическим нейтрализатором), которое позволяло преобразовывать угарный газ и различные оксиды азота в водяной пар, газообразный азот и двуокись углерода.

Что такое автомобильный катализатор

Катализатор – это деталь выхлопной системы, которая предназначенная для очистки отработавших газов от вредных примесей, в частности, от окислений углерода, углеводородов и продуктов сгорания азота. Катализатор, имея специальную структуру, вступает в реакцию с этими веществами и, в результате, получается дым, который соответствует экологическим нормам

Как работает автомобильный катализатор

Каталитический нейтрализатор (КН) выполняет две операции – разлагает оксиды азота на водяной пар, кислород и азот и дожигает остатки углеводородов, в том числе оксид углерода (угарный газ). Разложение азота происходит с помощью платины и родия. Катализатор разрушает структуру молекулы, отделяя от нее азот и кислород. После чего атомы азота связываются друг с другом, превращаясь в газообразный азот. Выделившийся кислород смешивается с выхлопными газами и проходит через второй элемент катализатора платиновые и палладиевые элементы. В результате химической реакции угарный газ превращается в безвредную двуокись углерода.

Наиболее эффективно КН работает после того, как двигатель полностью согрелся. Поэтому эффективность традиционных КН на дизельных двигателях заметно ниже, чем на бензиновых. Ведь температура выхлопных газов дизельного мотора намного ниже, чем бензинового двигателя. Частично эту проблему удается решить, установив КН ближе к двигателю, но чрезмерное приближение к мотору снижает ресурс катализатора.

Плюсы и минусы КН

Единственный плюс – снижение токсичности автомобильного выхлопа. Машину без КН с большой долей вероятности не пустят в страны ЕС. Из минусов – снижение мощности и приемистости мотора, ведь катализатор по сути керамическая сетка (сота) с маленьким размером ячеек.

Поэтому даже чистый и не забитый сажей КН оказывает существенное сопротивление движению газов, поэтому часть энергии двигателя расходуется на то, чтобы продавить выхлоп наружу. Еще один минус – небольшой срок службы (даже в ЕС редко превышает 80 тысяч километров, а в России чаще всего не больше 50 тысяч) при немалой цене (от 100 тысяч рублей).

К тому же, автомобили, где КН предусмотрен, но не установлен, не смогут официально пройти техосмотр.

Что влияет на состояние катализатора

Любая неисправность двигателя, систем питания и зажигания, снижает ресурс КН. Если мотор хоть немного «ест масло», срок службы катализатора сразу же сокращается минимум на четверть. А при сильном потреблении масла (свыше 200 грамм на 1000 километров) срок службы сокращается минимум вдвое.

Читайте также  Как ГБО влияет на катализатор?

Любое отклонение настроек зажигания приводит к неполному сгоранию топливовоздушной смеси, в результате чего в ней увеличивается содержание ядовитых веществ и сажи из недогоревших углеводородов. Сажа забивает соты фильтра, увеличивая сопротивление движению газов.

Любое отклонение состава топливовоздушной смеси от идеального (14,7:1 для бензинового двигателя) приводит к неполному сгоранию топлива, понижению или наоборот, повышению температуры выхлопных газов. Поэтому любое отклонение от идеального соотношения снижает ресурс КН.

Диагностика катализатора

Первый признак неисправности КН – потеря мощности на высокой скорости. Причем скорость, на которой падает мощность двигателя, постоянно снижается. Причина этого в забитых каналах (сотах). Если такое произошло, необходимо снять катализатор с автомобиля, и проверить его на просвет. Для этого необходимо сквозь него посмотреть не солнце. Полностью исправный катализатор хоть чуть-чуть, но будет пропускать свет.

Для более точной диагностики КН необходимо выкрутить датчик кислорода (лямбда-зонд) расположенный перед катализатором и вкрутить туда переходник манометра. После этого включить нейтральную передачу и разогнать двигатель до 2 тысяч оборотов в минуту. Если давление в трубе превышает 0,2 кг/см3, то катализатор забит и его необходимо прочистить или заменить.

Если мотор не заводится, но все системы в порядке, выкрутите лямбда-зонд перед КН и попробуйте завести еще раз. Если получилось, катализатор полностью забит и его необходимо заменить. Осмотрите катализатор, если на его корпусе обнаружены вмятины или трещины, а также во время движения автомобиля в нем раздается треск или грохот, КН необходимо заменить, потому что керамическая начинка повреждена.

Как прочистить забитый катализатор

Единственный способ прочистки забитого катализатора – езда на максимальных оборотах и полной нагрузке. При таком режиме температура выхлопных газов максимальна, поэтому процесс дожига остатков углеводородов проходит более интенсивно. А сажа, которая забивает соты катализатора, состоит из остатков недогоревшего топлива. На максимальных оборотах двигателя возрастает давление в выхлопной системе, скорость движения газов через КН увеличивается. Благодаря этому происходит очистка, ведь газы срывают с внутренней поверхности КН сажу и очищают нейтрализатор.

Что делать, если не удалось прочистить катализатор

Если позволяют финансовые возможности, желательно установить новый катализатор. Не важно, оригинальный, импортный не оригинальный или российский, ведь устроены и работают они одинаково. В этом случае не возникнет проблем с прохождением техосмотра и выездом за границу. Если финансовые возможности не позволяют произвести такую замену, вместо КН можно установить пламегаситель. Для этого не придется переделывать выхлопную систему, ведь оба устройства устанавливаются в одинаковые крепления. Но, на таком автомобиле вас не впустят в страны ЕС.

Как снять или заменить катализатор

Работы по снятию или замене катализатора необходимо проводить на подъемнике, эстакаде или смотровой яме. Если у вас нет ни ямы, ни подъемника, обратитесь в ближайший автосервис. Потому что использовать для этих работ домкраты смертельно опасно, машину придется поднимать очень высоко.

Закатите машину на эстакаду, смотровую яму или подъемник и дождитесь, когда выхлопная система остынет. В зависимости от типа крепления катализатора потребуется или раскрутить болты и гайки фланецев или открутить хомуты крепления КН к трубам выхлопной системы. После чего осторожно, не допуская ударов катализатора, снимите его и уберите в сторону. Если для замены вы используете катализатор с другим типом крепления, то потребуется изготовить переходники. На трубы выхлопной системы их крепят с помощью сварки или хомутов. Устанавливают новый катализатор в обратной последовательности – вставляют на место и закрепляют хомутами или болтами.

Последствия удаления катализатора

В результате удаления каталитического нейтрализатора повысится содержание оксидов азота и углерода в выхлопных газах. Оба вещества очень ядовиты. Из положительных последствий – снизится расход топлива, увеличится мощность и приемистость мотора. Поэтому каждый самостоятельно решает, устанавливать ли новый каталитический нейтрализатор или обойтись обычным пламегасителем. 

Источник: https://vipwash.ru/vyhlopnaya-sistema/katalizator-udalenie-i-zamena