Нужно ли доливать тормозную жидкость?

Содержание

Когда и как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле?

Нужно ли доливать тормозную жидкость?

О тормозной жидкости знает каждый автолюбитель, опытный или даже новичок, который хоть раз заглядывал под капот своего автомобиля. И если о важности этой жидкости для качественного торможения машины наслышаны все, то это вовсе не снимает некоторых вопросов. Например, когда и как часто менять тормозную жидкость? Что будет если её не менять? И, наконец, надо ли доливать тормозную жидкость в автомобиль? В этой статье мы ответим на интересующие вопросы.

статьи:

  • Что такое тормозная жидкость?
  • Зачем менять тормозную жидкость в автомобиле?
  • Когда и как часто нужно менять тормозную жидкость?
  • Можно ли доливать тормозную жидкость?
  • Как определить, что тормозную жидкость пора менять?
  • Что такое тормозная жидкость?

    Тормозная жидкость (ТЖ) играет важнейшую роль в работоспособности автомобиля, а именно служит для его торможения. Без неё не только запрещено эксплуатировать транспортное средство, но и просто далеко уехать без так называемой в народе «тормозухи» вы не сможете. Она относится к наиболее важным рабочим жидкостям в машине, а от качества тормозной жидкости зависит надёжность и эффективность работы тормозов.

    Принцип работы ТЖ выглядит следующим образом. В тормозной системе автомобиля также как и в двигателе присутствуют цилиндры: главный и рабочие (исполнительные). При нажатии педали тормоза происходит повышение давления тормозной жидкости в трубопроводах системы. Это приводит к перемещению поршней тормозов каждого колеса. Колодки прижимаются к дискам или барабанам, и происходит торможение. Когда педаль отпускается, давление понижается, и колодки возвращаются в прежнее состояние.

    В результате высокого давления и трения колодок при торможении в системе происходит значительное увеличение температуры. А значит рабочая жидкость должна иметь крайне высокую температуру закипания. То есть вода, которая кипит при 100 градусах, в данном случае не может участвовать в процессе.

    Тормозная жидкость имеет совершенно иной состав нежели вода. В нее добавляются особые присадки, которые обеспечивают необходимые свойства для качественной работы. Такая жидкость выдерживает температуру до 260 градусов. Однако, если в тормозную жидкость попала вода, то она потеряет свои свойства.

    Зачем менять тормозную жидкость в автомобиле?

    Менять тормозную жидкость в машине необходимо по одной простой причине, дело в том, что она обладает гигроскопичностью, то есть впитывает в себя влагу из окружающей среды. Тормозная система хоть и герметична, полностью избавиться от проблемы доступа влаги не удается, а в воздухе всегда присутствует вода в виде пара.

    Со временем в жидкости накапливается вода, которая снижает качество работы тормозной системы. Даже небольшой процент влаги в составе приводит к тому, что температура необходимая для закипания снижается. Всего за 1 год эксплуатации автомобиля и соответственно тормозной жидкости, температура кипения может упасть на 30-50 градусов.

    Если учесть, что различная ТЖ может эффективно работать в условиях до 200-260 градусов, а в городской среде или при езде по горной дороге реальная температура в системе может доходить до 150-180 °С, мы видим что допускать даже небольшое попадание воды нельзя.

    Если не менять во время тормозную жидкость в машине, её эффективность значительно снижается. При кипении образуются мелкие паро-воздушные пузырьки. Они объединяются в более крупные пузыри и жидкость становится сжимаемой.
    Вы заметите это при нажатии на педаль тормоза. Её ход увеличится, то есть уже не будет короткого нажатия и торможения. Таким образом наличие воды, а еще хуже воздуха в тормозной системе, может оставить ваш автомобиль без тормозов, что в свою очередь может привести к ДТП.

    Когда и как часто нужно менять тормозную жидкость?

    Тормозная жидкость имеет ограниченный срок службы и забывать про её замену не стоит. Заводы-изготовители рекомендуют автовладельцам менять жидкость через полтора-два года или каждые 30-40 тысяч километров пробега. Всегда стоит почитать инструкцию по эксплуатации автомобиля.

    При этом нужно заметить, что присутствие АБС в автомобиле на периодичность замены жидкости не влияет. А если вы обладатель спортивного автомобиля типа «Мазератти» или «Ферарри», то замена тормозной жидкости должна производиться ещё чаще, после пробега — в 10-15 тысяч километров.

    Можно ли доливать тормозную жидкость?

    Часто водители вместо полной замены тормозной жидкости в автомобиле, просто её доливают. А можно ли вообще доливать ТЖ? Безусловно, да.

    Следить за уровнем тормозной жидкости в бачке необходимо. Если этот уровень в процессе эксплуатации автомобиля окажется ниже допустимого, обязательно добавьте жидкости. Иначе можно остаться вообще без тормозов. Но доливать нужно именно тот вид и ту марку, которые вы используете, а не что попало. Ведь разная тормозная жидкость имеет различный состав присадок, который может быть не совместим друг с другом. В таком случае при смешении ТЖ выпадает осадок, что негативно сказывается на работе тормозной системы.

    Запомните какую марку вы заливали ранее, а если вы купили подержанный автомобиль, поинтересуйтесь у прежних владельцев. В случае отсутствия такой информации просто замените всю тормозную жидкость, чтобы голова не болела.
    Таким образом обязательно учитывайте разновидности тормозных жидкостей, то есть их стандарты. Они обозначаются маркировкой DOT.

      ДОТ-3 – это тормозная жидкость, которая производится из полиэфира и полиэтиленгликоля. Она используется для тихоходных автомобилей. В тормозной системе таких авто температура не превышает 150 градусов.
      ДОТ-4 — это аналогичная предыдущей гликолевая жидкость, которая имеет в составе дополнительные присадки. Они позволяют повысить точку кипения до температуры в 200 градусов. Эта тормозная жидкость очень распространена и используется в современных быстроходных автомобилях.
      ДОТ-5 — в отличие от предыдущих жидкостей содержит силикон. Такой состав позволяет не бояться высокой температуры в тормозной системе. Закипание у таких жидкостей происходит при температуре более 260 градусов. Такую ТЖ применяют в спортивных автомобилях. Не смешивайте ее с гликолевыми жидкостями!
      ДОТ 5.1/ABS – жидкость, которую применяют в автомобилях с АБС. Хотя она и производится на основе полиэтиленгликоля, смешивать ее с ДОТ-3 и ДОТ-4 нельзя.

    Таким образом, смешивать между собой можно только тормозные жидкости ДОТ-3 и ДОТ-4. Помните это и соблюдайте осторожность.

    В любом случае не забывайте, что периодически необходимо полностью менять тормозную жидкость в машине, как и моторное масло. О сроках замены мы говорили выше.

    Как определить, что тормозную жидкость пора менять?

    Если вы приобрели подержанный автомобиль и не знаете как давно в нем менялась тормозная жидкость, или хотите удостовериться, что все в порядке, есть несколько способов определения состояния ТЖ. Индикатором может служить цвет жидкости.

    Обычно она имеет светло-жёлтый цвет. Если, конечно, не используется красное минеральное масло. Если вы заметили, что тормозная жидкость изменила цвет, стала отличаться от первоначального, помутнела, в ней появился осадок, то это знак — что-то с ней не в порядке. Наверное, стоит обратиться к специалистам или поехать в автосервис для замены.

    Есть еще один способ убедиться, что тормозную жидкость пора менять. В магазинах автозапчастей продаются специальные тестеры. Они бывают различных производителей. Эти приборы имеют компактный размер и легко помещаются в карман. На тестере установлен зонд, который необходимо погрузить в бачок с тормозной жидкостью. Когда зонд нагревается, он определяет температуру проверяемого вещества. Индикаторы тестера при этом показывают — отличное состояние, среднее или плохое. В последнем случае нужно срочно менять тормозную жидкость.

    Тест занимает меньше одной минуты, и вы уже знаете результат. Конечно, приборы имеют погрешность, но все же это один из способов контролировать работоспособность тормозной системы вашего автомобиля.

    Заключение

    Своевременная замена тормозной жидкости в автомобиле — это залог качественной работы тормозов. Пренебрегать правилами не стоит. В ином случае можно угодить в ДТП. Периодически заглядывайте под капот вашей машины и проверяйте уровень жидкости в бачке. Если авто эксплуатируется 1,5 — 2 года, то проведите полную замены тормозной жидкости.

    Источник: http://www.avtobrisk.ru/kogda-i-kak-chasto-nuzhno-menyat-tormoznuyu-zhidkost-v-avtomobile/

    Как залить тормозную жидкость: выбираем марку и соблюдаем правила

    Нужно ли доливать тормозную жидкость?
    17.06.2019

    8, : 4.75)

    Вопросы, рассмотренные в материале:

    • Почему нужно заливать тормозную жидкость
    • Когда необходимо заливать тормозную жидкость
    • Какую тормозную жидкость нужно заливать
    • Как залить тормозную жидкость

    Для чего нужна тормозная жидкость? Единственная ее функция – это осуществление передачи усилия от педали тормоза к тормозным цилиндрам каждого колеса. Тормозные цилиндры воздействуют на колодки, и возникает сила трения между колодками и тормозным диском (барабаном). Каждый автовладелец должен знать, как залить тормозную жидкость, так как это залог безопасности и бесперебойной работы системы.

    Почему нужно регулярно заливать тормозную жидкость

    Все рабочие жидкости в автомобиле имеют свой ресурс, по истечении которого требуется замена. Каждый производитель автотранспорта в эксплуатационной документации указывает рекомендуемые сроки обслуживания и замены. Существуют различные мифы о ТЖ, распространенные как среди начинающих автолюбителей, так и среди опытных водителей. Разберем некоторые из них.

    Абсолютная герметичность тормозной системы. Данное мнение в корне неверно, так как в системе имеются технологические отверстия, через которые происходит движение воздуха. Вместе с воздухом в ТЖ попадают молекулы воды и накапливаются в ней, из-за чего теряются свойства жидкости.

    Читайте также  Как определить скорость автомобиля по тормозному пути?

    Допускается смешивание жидкостей разных производителей. В данном вопросе есть определенные особенности. Стандарты производства и химические составы могут отличаться и быть адаптированы под конкретную модель автомобиля. При крайней необходимости допускается смешивание, но специалисты настаивают на том, что лучше залить полностью новую ТЖ.

    Разрешается заливать различные жидкости стандарта DOT-4. Как было сказано в предыдущем пункте, существуют отличия в составах и свойствах ТЖ. Не стоит экспериментировать, если нет необходимых знаний в этой области, достаточно следовать рекомендациям производителя вашего авто, заливать совместимые ТЖ и соблюдать интервалы замены.

    Как часто заливать тормозную жидкость

    Выше уже говорилось о том, что все регламенты по обслуживанию вашего автотранспорта, а также сроки замены рабочих жидкостей указаны производителем транспортного средства. Если говорить об интервале замены, в среднем он составляет 40–60 тысяч километров пробега, либо 2-3 года эксплуатации автомобиля. Рекомендуется ориентироваться именно на информацию в вашем мануале, а не на ту, что указывается производителем на упаковке.

    Цифры на этикетке могут быть маркетинговым инструментом недобросовестного производителя для привлечения покупателей.

    Не стоит превышать рекомендуемые сроки, а если автомобиль активно используется, лучше заливать свежую ТЖ чаще. Данная процедура достаточно недорогая, а при условии самостоятельного выполнения становится еще дешевле.

    Каждый автовладелец должен знать, куда заливать тормозную жидкость в его автомобиле, и, перед тем как отправиться в дорогу, ему обязательно следует оценить внешнее состояние ТЖ, цвет и уровень в расширительном бачке, при необходимости долить ТЖ. Резкое уменьшение уровня говорит о том, что в системе есть утечка, возможен порыв тормозных шлангов, трубопроводов, износ уплотнения в тормозных цилиндрах.

    При обнаружении неисправности категорически не рекомендуется эксплуатация транспортного средства, необходимо устранить причину протечки и желательно залить новую ТЖ, так как через место порыва могла попасть грязь внутрь системы.

    Контроль состояния ТЖ проводится и при выполнении технического осмотра автомобиля, когда производится замена масел и выполняется мелко-срочный ремонт, чаще всего эта процедура приходится на межсезонье.

    На расширительном бачке обозначены минимальный и максимальный уровни, которые указывают, сколько заливать тормозной жидкости. Очень важно придерживаться этого диапазона, не допускать понижение уровня ниже и не переливать выше указанных меток. Несоблюдение данного пункта может повлечь за собой завоздушивание системы либо перелив избыточной жидкости через клапан расширительного бачка. При поездках на дальние расстояния желательно иметь в автомобиле небольшой запас ТЖ, чтобы в случае необходимости можно было залить недостающее количество.

    Какую выбрать тормозную жидкость

    Для того чтобы разобраться, какую тормозную жидкость заливать, необходимо знать, какие бывают типы и на какие параметры нужно обращать внимание. Существует три типа основы ТЖ, рассмотрим их:

    1. Минеральная основа. Ее основные технические характеристики: низкая агрессивность состава (по отношению к резиновым уплотнителям), хорошие смазывающие свойства, но при этом низкий температурный диапазон эксплуатации (неморозоустойчива, закипает при невысоких температурах). Относительно небольшая стоимость, в современные автомобили заливать не рекомендуется.
    2. Синтетическая основа (в составе имеются полигликоли и эфиры).

      Данный тип наиболее часто используется, так как обладает хорошими эксплуатационными свойствами. К негативным качествам этого типа основы относится высокий уровень впитывания воды, что впоследствии приводит к внутренней коррозии тормозной системы.

    3. Синтетическая основа (в составе имеется силикон). Данный тип ТЖ относится к самым дорогостоящим. Обладает очень низким уровнем впитывания воды, но достаточно агрессивен к резиновым компонентам.

      Также категорически запрещается заливать вместе с другими видами ТЖ.

    Сегодня на рынке представлено большое количество производителей ТЖ. При выборе очень важно, чтобы свойства и технические параметры жидкости соответствовали необходимым требованиям, так как от этого зависит безопасность водителя и пассажиров. Итак, на какие параметры нужно обратить внимание в первую очередь.

    • Температурная характеристика

    Во время работы тормозной системы внутри создается достаточно высокое давление, из-за чего рабочая жидкость начинает нагреваться. Крайне важное значение имеет температура кипения ТЖ, так как при закипании жидкости последствия могут быть плачевными. Изначально порог кипения составляет около +250 °C, но в процессе эксплуатации это значение начинает падать. Минимальный допустимый температурный порог составляет +165 °C и наступает примерно через два года эксплуатации. 

    Данная характеристика обозначает уровень активности ионов водорода. Оптимальное значение должно находиться в пределах от 7 до 11,5 рН. При более низком значении среда является кислой и начинает оказывать коррозионное воздействие на стальные элементы тормозной системы. В случае повышения уровня рН состав становится щелочным, коррозии подвергаются цветные металлы и резиновые уплотнители.

    Значение вязкости должно иметь наименьшую зависимость от температуры, так как изменение этого параметра влияет на эффективность работы тормозной системы. При низких температурах жидкость начинает загустевать, в таком состоянии ей становится крайне тяжело проходить через узкое сечение тормозных трубок. Измеряется вязкость в мм2/с, на всех упаковках принято указывать вязкость при -40 °C, так, например, для DOT 4 это значение не должно превышать 1800 мм2/с, для DOT 6 – 750 мм2/с, но для холодных регионов эта цифра не должна быть ниже 900.

    Перечисленные выше характеристики позволяют выбрать ТЖ достаточно высокого качества, однако нет никакой гарантии, что заявленные на упаковке параметры соответствуют действительности. Для того чтобы не залить в свой автомобиль низкокачественный продукт и избежать негативных последствий при эксплуатации, познакомьтесь с результатами проведенного сравнительного анализа нескольких производителей. Лучшие продукты приведены в списке ниже.

    • Сastrol – тормозная жидкость производства «ВР Европа». Обладает отличными вязкостно-температурными характеристиками и даже имеет завышенный запас значений. Единственный недостаток – отсутствие герметичного клапана на горловине.
    • Hi-Gear HG7044 – производится в Америке компанией Hi-GearProducts. Как и у предыдущей модели, все характеристики жидкости соответствую нормам, хотя и нет такого же температурного запаса прочности.
    • PentosinSuper – производитель DeutschePentosin-Werke, Германия. ТЖ полностью соответствует стандартам, рекомендована к использованию в регионах с очень холодным климатом, можно заливать при температуре ниже -40 °С.
    • Mobil – выпускается в Европе корпорацией ExxonMobilLubricants & Specialties. По своим показателям не уступает вышеприведенным моделям, но у нее отсутствует герметичная запайка горловины упаковки, то есть имеется риск проникновения паров воды.
    • LUXE GreenLine – это уже ТЖ российского производства, компания DelfinGroup. Также рекомендована к использованию, все параметры соответствуют стандарту, так что можно смело заливать в свой автомобиль.
    • SINTEC Euro – еще одна модель российского производства от компании «Обнинскоргсинтез». Товар очень хорошего качества, фактические значения физико-химических свойств ТЖ превышают нормативы.
    • ROSDOT 4 LifeSafety – последний экземпляр в обзоре, также производится в России компанией «Тосол-Синтез-Инвест». Заслуженно занимает место в списке рекомендованных тормозных жидкостей.

    Как залить тормозную жидкость

    По мере того как подходит регламентированный срок замены тормозной жидкости либо при выявлении значительного отклонения свойств от рекомендованных параметров, встает вопрос о заливке новой жидкости. Самый простой и быстрый вариант – обратиться в любую станцию технического обслуживания и доверить дело специалистам. Данная процедура не займет много времени, а стоимость работы будет относительно низкая.

    Если совсем не хочется платить за такую простую работу, то можно выполнить процедуру по замене ТЖ самостоятельно, обычно процесс замены не вызывает каких-либо затруднений. Все, что для этого потребуется, – внимательно изучить пошаговую инструкцию, ведь многие даже не знают, как правильно заливать тормозную жидкость, запастись необходимым набором инструментов, заранее приобрести ТЖ, и обязательно нужен один помощник.

    Перед тем как преступить к работе, следует сначала убедиться в необходимости замены ТЖ, для чего потребуется специальный тестер. Данный прибор измеряет температуру кипения рабочей жидкости и отображает соответствующий показатель. Для примера: температура кипения выше 175 °С указывает на удовлетворительное состояние, при значении от 165 до 175 °С эксплуатация также допускается, но если температура ниже 165 °С, требуется срочно залить новую жидкость.

    Помимо измерения тестером, следует провести визуальный осмотр. По цвету и консистенции ТЖ должна соответствовать первоначальному состоянию, наличие мелкодисперсных взвесей, а также помутнение жидкости свидетельствует об износе каких-либо элементов тормозной системы либо выпадении в осадок некоторых химических компонентов. Обнаружение подобных симптомов говорит о том, что срочно требуется залить новую ТЖ.

    Как было сказано выше, процесс замены совершенно несложный, однако требует определенного внимания и осторожности. Обязательно следует заранее позаботиться о средствах индивидуальной защиты, ТЖ весьма агрессивна и при попадании на открытые участки кожи и слизистой может вызвать химический ожог.

    Для выполнения процедуры потребуется примерно 1 час. Далее приведен список того, что вам обязательно понадобится для работы:

    • накидной ключ на 10;
    • защитные очки для глаз;
    • резиновые перчатки;
    • куртка с длинными рукавами;
    • чистая ветошь;
    • емкость для слива отработанной ТЖ;
    • небольшой объем чистой воды;
    • резиновый шланг либо шланг от капельницы;
    • новая тормозная жидкость (брать с запасом);
    • смотровая яма либо эстакада.

    Теперь поговорим о самом процессе замены ТЖ, состоит он из следующих пунктов:

    • Заезжаем на смотровую яму таким образом, чтобы из ямы был доступ к каждому колесу.
    • Глушим двигатель и ставим ручку селектора автомобиля в нейтральное положение, под колеса подкладываем «башмаки», чтобы избежать отката авто.
    • Открываем капот и откручиваем крышку расширительного бачка на главном тормозном цилиндре.
    • Снимаем любое колесо, для этого сначала срываем болты, далее устанавливаем домкрат и поднимаем автомобиль, после чего полностью снимаем колесо.
    • Берем ветошь, чистую воду и тщательно очищаем область вокруг спускного клапана на ступице колеса.
    • На штуцер клапана надеваем шланг, второй конец опускаем в приготовленную емкость для отработки, ключом на 10 срываем с места винт клапана и прикрываем его от руки.
    • Второй человек начинает прокачивать педаль тормоза, примерно четыре качка, на пятый педаль фиксируется в нажатом положении. В этот момент нужно приоткрыть клапан, старая жидкость начнет сливаться в емкость.
    • Как только ТЖ перестала течь, закрываем сразу клапан, в противном случае есть вероятность завоздушивания системы.
    • После того как уровень ТЖ в расширительном бачке опустится до нижней отметки, необходимо залить новую жидкость, продолжая сливать по тому же принципу. Сливаем до тех пор, пока из шланга не потечет чистая ТЖ.
    • Далее затягиваем винт клапана, ставим на место колесо и переходим к следующему колесу, которое находится по диагонали (обязательно).
    • Повторяем вышеуказанные процедуры для каждого колеса, по окончании работы педаль тормоза должна ходить плавно, четко фиксироваться в крайнем верхнем положении и не должна глубоко проваливаться в нижнем положении. Если этого не происходит, придется по-новому прокачивать каждый контур.
    • Завершив всю работу, проверяем затяжку каждого клапана и наличие защитных резиновых колпачков, также не забываем протянуть все четыре колеса.
    • При необходимости доливаем жидкость до максимальной отметки, закрываем крышку и капот. Проверяем работу тормозной системы на ходу.

    При соблюдении всех пунктов указанного списка заливка ТЖ не составит особого труда даже для начинающего автолюбителя.

    Источник: https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-zalit-tormoznuyu-zhidkost/

    Когда менять тормозную жидкость

    Нужно ли доливать тормозную жидкость?

    Для чeгo нyжнa тopмoзнaя жидĸocть? Kaĸиe cyщecтвyют типы тopмoзнoй жидĸocти? Kaĸ пoдoбpaть тормозную жидкость для cвoeгo aвтoмoбиля и ĸoгдa ее необходимо мeнять? Oтвeты нa эти и дpyгиe вoпpocы вы найдете в данной cтaтьe.

    Тормозная система – один из главных компонентов системы активной безопасности автомобиля. Шутить с тормозами не стоит, обслуживать следует в строго регламентированные сроки, определенные заводом-изготовителем автомобиля и/или производителем тормозной жидкости.

    Topмoзнaя жидĸocть — oдин из глaвныx рабочих элeмeнтoв тopмoзнoй cиcтeмы. Koгдa вoдитeль нажимает нa пeдaль тopмoзa, главный тормозной цилиндр создает давление в гидравлической системе, после этого рабочие тормозные цилиндры выдвигаются и прижимают тормозные колодки к тормозным дискам или барабанам.

    В результате торможения в тормозных механизмах возникают весьма высокие температуры. Tо есть, тopмoзнaя жидĸocть paбoтaeт в экстремальных ycлoвияx c пocтoянными пepeпaдaми тeмпepaтypы, пoэтoмy ĸ ee качеству и выбopy следует пoдxoдить гpaмoтнo.

    Boт ocнoвныe cвoйcтвa тopмoзнoй жидĸocти, нa ĸoтopыe нyжнo oбpaщaть внимaниe пpи выбope:

    Температура кипения. В момент торможения тормозные колодки — а соответственно и тормозные цилиндры — нагреваются до нескольких сотен градусов, и тормозная жидкость буквально закипает. Образующаяся в ней паровая пробка – главная причина «пропадания тормозов», на педаль жмёшь, а автомобиль как ехал, так себе и едет.

    Именно поэтому во всех учебниках настоятельно рекомендуют включать пониженную передачу на спуске, в том числе и в горах. Пропавшие тормоза – причина 99 процентов ДТП в горной местности. На этикетках ёмкостей, в которых продается тормозная жидкость, — всегда — указывается температура ее кипения в сухом и увлажненном состоянии.

    А также указывается вязкость тормозной жидкости — не менее важный параметр.

    Гигpocĸoпичнocть — это cпocoбнocть тормозной жидкости впитывaть влагу. Несмотря на то, что гидравлическая система относительно герметична, влага, тем не менее, в жидкости накапливается. Чeм нижe ее процент, тeм лyчшe, но дaжe 3% влаги в эмyльcии cнижaют ee тeмпepaтypy ĸипeния, a этo мoжeт пpивecти ĸ oтĸaзy тopмoзoв.

    Aгpeccивнocть — это ypoвeнь нeгaтивнoгo вoздeйcтвия нa peзинoвыe и мeтaлличecĸиe дeтaли самой тормозной системы,  также на лaĸoĸpacoчнoе пoĸpытие автомобиля. B идeaлe тормозная жидкость дoлжнa быть пoлнocтью нeйтpaльна и oблaдaть выcoĸими cмaзывaющими cвoйcтвaми.

    Bиды тopмoзнoй жидĸocти

    Современные тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами Department of Transportation USA (Министерства транспорта США). Обозначают аббревиатурой DOT. Разделяют на классы – по температуре кипения и вязкости. В сопровождающих документах (на этикетках упаковок) всегда указывают  температуру кипения так называемой «сухой» жидкости, не содержащей влаги, и «увлажненной» – с содержанием влаги до 3,5%. Вязкость определяется и указывается при двух значениях температур: при высокой положительной до +100°C и при отрицательной до — 40°C. 

    DОТ 3 coздaнa нa ocнoвe глиĸoлeвыx coeдинeний. Умepeннo aгpeccивнa, а глaвный ee плюc — низĸaя цена. Из минycoв мoжнo выдeлить выcoĸyю гигpocĸoпичнocть (дo 4%) и cpaвнитeльнo низĸyю тeмпepaтypy «cyxoгo» ĸипeния (2050 C). Предназначается для автомобилей так называемой «дожигулевской и  жигулевской эпохи». У автомобилей этого поколения (с барабанными типами тормозов) были и максимальные скорости не высокими, и температура нагревания тормозных цилиндров в штатном городском режиме – также была не высоки.

    DОТ 4 тaĸжe пpoизвoдитcя нa глиĸoлeвoй ocнoвe, нeйтpaльнa ĸ резино-техническим изделиям, тeмпepaтypa «cyxoгo» ĸипeния 230 гpaдycoв, «влaжнoгo» — 180 гpaдycoв. Πлюcы — выcoĸaя cтaбильнocть и нeйтpaльнocть ĸ деталям и элeмeнтaм гидpoпpивoдов. Предназначена для всех современных автомобилей, начиная с поколений ВАЗ-2108 (и -09), а также для современных иномарок классов  A, B, C, D и E с дисковыми тормозами на всех колесах, кроме тех, где установлены топовые варианты двигателей, а также кроме их спортивных модификаций — купе, родстеров и тп.

    Образцы упаковок наиболее распространенного класса тормозных жидкостей (класс DOT 4) от наиболее популярных мировых производителей.

    DОТ 5 — оcнoвным базовым элeмeнтoм cocтaвa являeтcя cилиĸoн, жидкость  облaдaeт cpeднeй гигpocĸoпичнocтью, пoлнocтью нeйтpaльнa ĸ peзинoвым ĸoмплeĸтyющим и лaĸoĸpacoчнoмy пoĸpытию, зaĸипaeт пpи 260 гpaдycax Цeльcия.

    Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, поскольку сходство индикаций часто приводит к путанице. Поэтому внимательно читайте на упаковках:

    DОТ 5 SBBF (silicon based brake fluids), означает, что основа данной тормозной жидкости – силикон;
    DOT 5.1 – NSBBF (non silicon based brake fluids) – основа данной тормозной жидкости – не силиконовая.

    У жидкости класса DОТ 5.1 caмaя выcoĸaя гpaницa ĸипeния — до 275 гpaдycoв в «cyxoм» видe. Предназначена для современных мощных иномарок, начиная с классов  D, E и выше, а также для спортивных моделей и их модификаций, включая профессиональный автоспорт, с дисковыми тормозами на всех колесах и с многоконтурными тормозными системами.

    Тормозная жидкость DOT5* в широком применении не используется, только в профессиональном автоспорте,  имеет температуру кипения от 2900 С,  цвет темно-красный, в отличие от желтого у всех остальных – DOT3,  DOT4 и  DOT5.

    Таблица основных эксплуатационных свойств тормозных жидкостей

    Можно ли смешивать тормозные жидкости между собой?

    Да, можно —  поскольку жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу, они взаимозаменяемы. Однако, в силу различия некоторых второстепенных компонентов и присадок, смешивать их нежелательно, поскольку в этом случае их основные, базовые  свойства — ухудшаются.

    Как часто менять тормозную жидкость?

    Тормозные жидкости класса DOT 3 обычно меняют один раз в два года или каждые 20 тысяч километров пробега, в зависимости от того, что наступает раньше. Однако ее гигроскопические свойства  со временем ухудшаются (увеличивается процент влаги в жидкости),  следовательно температура кипения понижается и существует реальный риск попадания в ДТП. То есть, если вы живете в горной местности и/или практикуете агрессивный, с постоянными разгонами и торможениями, стиль езды, то сроки замены следует сокращать

    Сроки замены тормозных жидкостей классов DOT 4,  DOT 5 и DOT 5.1  прописаны в Инструкциях к автомобилям и в Сервисных книжках и колеблются от 2 до 4 лет. Однако и тут работает правило «агрессивной езды» или «тяжелых» условий эксплуатации.

    Класс автомобиля и мощность ее силовой установки — также влияют на сроки замены ТЖ, и все это указывается в Инструкции к автомобилю и/или в Сервисной книжке.

    Читайте еще: Когда менять тормозные диски и как выбрать лучшие?

    Уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре

    Также один из наиболее задаваемых вопросов. На вопрос: нужно ли доливать тормозную жидкость до уровня? Ответ: не нужно, и ДАЖЕ НЕЛЬЗЯ. Начинающие и малоопытные автовладельцы иногда попадают вот в какую комичную и глупую ситуацию.

    В процессе износа тормозных колодок поршни в тормозных суппортах выдвигаются из своих цилиндров, объем в гидропроводе увеличивается, и уровень жидкости в главном тормозном цилиндре снижается, и порой, даже ниже «минимума». Это не страшно, главное, чтобы в систему не попал воздух. Неопытный автомобилист (едва ли не в панике), обнаружив недостаточный уровень, срочно доливает жидкость до верхней отметки и, счастливый, ездит до  очередной замены тормозных колодок.

    При смене стёртых колодок на новые механик (автослесарь или  даже сам автовладелец с помощником) вдавливает поршни вовнутрь колесных тормозных цилиндров до стартовых их положений, и — тормозная жидкость из главного тормозного цилиндра… выплескивается на двигатель и в моторный отсек.

    Далее – по сценарию: ветошь, вытирание залитых компонентов двигателя (иногда и электрики, а это уже чревато коротким замыканием и проблемами), и, в конце концов, поездка на автомойку для отмывания моторного отсека, где есть специальные моющие препараты.

    Вывод – тормозную жидкость в главный тормозной цилиндр (если нет явных и обильных подтеканий из тормозной системы) — доливать не нужно!

    Πoчeмy вaжнo мeнять тopмoзнyю жидĸocть вoвpeмя?

    Некоторые aвтoмoбилиcты ошибочно cчитaют, чтo мeнять тopмoзнyю жидĸocть нe oбязaтeльнo и ездят не только годами, а – порой – десятилетиями!  Beдь мoжнo пpocтo доливать ee в бaчoĸ  и продолжать eздить себе дaльшe.

    Нельзя!

    Topмoзнaя жидкость набирает влагу и загрязняется. Дaжe пoлнocтью пpoзpaчнaя (свиду) жидĸocть в бaчĸe может быть устаревшей. Πepeдaчa тopмoзнoгo ycилия зaвиcит oт воды в cиcтeмe. Зa один гoд эксплуатации ТЖ впитывaет в среднем дo 2-3% влaги, тeмпepaтypa ee ĸипeния пaдaeт, a высокие температуры и закипание жидкости, приводят ĸ oбpaзoвaнию пapoвыx пpoбoĸ и «пропаданию тормозов». Ecли подобное cлyчaeтcя, тo пpи нaжaтии пeдaль тopмoзa cтeпeнь пepeдaчи ycилия ĸ рабочим тopмoзным цилиндpaм резко пaдaeт, что – чревато попаданием в ДТП.

    Какова пepиoдичнocть зaмeны тopмoзнoй жидĸocти?

    Процедура смены тормозной жидкости проста:

    — через специальные сливные штуцеры на рабочих тормозных цилиндрах пoлнocтью cливaется oтpaбoтaнная тормозная жидкость;

    — в систему зaливaется нoвая тopмoзная жидĸocть;

    — тормозная cиcтeма прокачивается в специальном алгоритме для удаления воздуха из системы – от дальних колес к ближним по отношению к главному тормозному цилиндру и по тормозным контурам в порядке, указанном производителем автомобиля.

    Мeнять тopмoзнyю жидĸocть caмocтoятeльнo – нежелательно, да у вас и не получится без помощника, но лyчшe дoвepить этo дeлo пpoфeccиoнaлaм. Haйти нaдeжнyю CTO пoблизocти и записаться на замену тормозной жидкости онлайн мoжнo через наш сайт — Аutоbооkіng.com. У нас coбpaны aвтoмacтepcĸиe co вceй Уĸpaины. Bыбpaть лyчшyю CTO вaм пoмoгyт oтзывы peaльныx ĸлиeнтoв и peйтингoвaя cиcтeмa oцeнoĸ. Ищитe подходящий автосервис c Аutоbооkіng и пoзaбoтьтecь oб иcпpaвнocти cвoeгo aвтoмoбиля yжe ceгoдня.

    Если Вам необходимо провести замену тормозной жидкости, воспользуйтесь формой ниже для поиска СТО:

    Cepгeй Жeбaлeнĸo,aвтoмoбильный инжeнep, журналист,pyĸoвoдитeль aвтoмoбильнoй пpoгpaммы «Moтop-TB»

    Источник: https://autobooking.com/ru-ua/news/kohda-meniat-tormoznuiu-zhydkost-y-chto-nuzhno-o-nei-znat

    Куда заливать тормозную жидкость: как слить, можно ли долить — АвтоЭксперт

    Нужно ли доливать тормозную жидкость?

    Часто автомобилисты сами не знают, какая жидкость залита в бачке тормозной системы. И когда возникает необходимость доливки (после ремонта или при прокачке тормозов) возникает логичный вопрос: а что, собственно, находится в бачке, и с чем это можно смешивать? Ниже постараемся кратко ответить на вопрос: можно ли смешивать тормозную жидкость от разных производителей.

    Классификация тормозной жидкости

    Существует сразу несколько систем деления тормозных жидкостей: по вязкости, по стандартам DOT, температуре кипения. Кроме того существуют общепринятые стандарты – SAE J 1703, ISO 4925и т.п.

    Самая распространенная из них – градация по стандартам DOT, ее составляют:

    1. DOT3 (гликолевая)

    Рекомендована для автомобилей классического типа с передними тормозами и задними барабанами.

    Основные характеристики:

    • температура кипения в «сухом» состоянии – не меньше 205 градусов, в «увлажненном» (содержит 3.5%!воды)   — не меньше 140 градусов;
    • вязкость при отрицательных температурах (-40 градусов) – не меньше 1500 мм2/c.

    2. DOT4 (гликолевая)

    Используется для современных транспортных средств с дисковыми тормозами на обеих осях.

    Основные характеристики:

    • температура кипения в «сухом» состоянии – не меньше 230 градусов, в «увлажненном» (содержит 3.5%!воды)   — не меньше 155 градусов;
    • вязкость при отрицательных температурах (-40 градусов) – не меньше 1800 мм2/c.

    3. DOT5 (силиконовая) и DOT5.1 (гликолевая)

    Применяется на спортивных машинах с достаточно высокой температурной нагрузкой.

    Основные характеристики:

    • температура кипения в «сухом» состоянии – не меньше 260 градусов, в «увлажненном» (содержит 3.5%!воды)   — не меньше 180 градусов;
    • вязкость при отрицательных температурах (-40 градусов) – не меньше 900 мм2/c.

    Взаимозаменяемость различных марок

    Рекомендация первая: доливка тормозной жидкости, сделанной на другой основе, недопустима и опасна для жизни пассажиров автомобиля. То есть, в гликолевый состав нельзя добавлять силиконовый либо БСК и наоборот.

    В чем заключается опасность: последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время, пока произойдет перемешивание и нагрев материала в результате срабатывания тормозов. В смеси выпадает осадок и образуются плотные сгустки, блокирующие нормальную работу системы, – тормоза отказывают. В лучшем случае придется опорожнять все цилиндры и патрубки для тщательной промывки.

    Теперь о том, можно ли доливать жидкость, изготовленную на той же основе. Разбавлять гликолевый состав аналогичным материалом вполне допускается, но с оговорками:

    1. Разрешается смешивать между собой гликолевые жидкости DOT 3, 4 и 5.1, DOT 5 – материал силиконовый, его добавлять нельзя.
    2. Если вы добавили в жидкость четвертой серии гликолевый состав с более низкой температурой вскипания, например, DOT 3, системе тормозов ничего не грозит, но по приезду в гараж рабочую среду рекомендуется поменять. Причина – ухудшение свойств смеси из-за добавления материала низкого класса.
    3. После доливки жидкости более высокого класса, например, серию 5.1 в состав DOT 3, температурные характеристики смеси улучшатся. Полностью менять жидкую среду в тормозной системе необязательно, разве что вы заметили подозрительные отклонения – провалы педали либо слабый отклик на ее нажатие.

    Совет. Долить тормозную жидкость в пути рекомендуется лишь после устранения течи или неполадки, вызывающей потерю рабочей среды тормозов. Исключение – мелкая протечка, куда жидкость уходит в небольших количествах.

    Как и гликолевые, силиконовые составы тоже взаимозаменяемы, поскольку делаются на одинаковой основе. Температура кипения DOT 5 и DOT 5.1/ABS идентична — 260 °С (увлажненный материал – 180 °С). Здесь действует ограничение: в машины, оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS, доливать жидкость пятой серии крайне нежелательно, только «родной» материал – DOT 5.1/ABS.

    Если вы попали в безвыходное положение и все-таки залили в расширительный бачок автомобиля с ABS состав пятой серии, опорожните систему при первой возможности, когда доберетесь до гаража или автосервиса. Добавка не приведет к аварийной ситуации и не принесет существенного вреда деталям, но сократит срок службы резиновых элементов.

    Можно ли смешивать «тормозуху» различных видов

    В старых автомобилях в свое время применялась тормозная жидкость БСК, она имела красный цвет – краситель был в нее добавлен специально, чтобы по цвету можно было определить подтекание жидкости.

    На современных авто часто используется ТЖ типа DOT-4 желтоватого цвета, и смешивать жидкости разного цвета в данном случае нельзя – при смешении БСК и DOT-4 «тормозуха» может вспениться, к тому же разбухнут манжеты тормозных цилиндров.

    Основой современных тормозных жидкостей типа DOT-3/ 4/ 5.1 является полиэтиленэтиленгликоль, поэтому ТЖ этих типов по своему составу близки. Их смешивать допустимо, но нежелательно, так как жидкости разных марок отличаются по характеристикам, например, они имеют различную температуру закипания.

    Основой тормозной жидкости DOT-5 является силикон, и ее состав никак не совместим с ТЖ типа ДОТ-4. Смешивать ДОТ-5 и ДОТ-4 не допускается, при их соединении происходит химическая реакция, в результате разъедаются все резиновые уплотнители в ТС.

    Для чего используется ТЖ

    Задача любой тж в каждом автомобиле – иметь наименьший показатель сжатия и спокойно выдерживать максимальные температуры, другими словами не начинать кипеть при высокой температуре. В среднем работать на одной тж автомобиль в состоянии около 3 лет — здесь все зависит от качества этой смеси, а также в от погоды на улице и от общих эксплуатационных характеристик.

    Но все же иногда каждой машине нужна замена тормозной смеси, и это может требоваться не только по причине ухудшения ее в плане эксплуатационных качеств. К необходимости замены обычно приводит поломка или обрыв тормозного провода (шланга), который, естественно, может идти вместе с протеканием смеси. Опасно, если такое случается во время движения машины.

    Однако вы всегда можете приехать к автомобильному магазину, но что делать, если в нем отсутствует тот тип тормозной смеси, который применяется в вашем автомобиле ? Тут рождается вполне резонный вопрос — не опасно ли смешивать между собой тормозные смеси для машины от разных марок либо различных классов? Я постарался как следует разобраться в этой статье.

    Как и все основные элементы автомобиля, тж прошла огромный путь своего становления. Производители делали эксперименты и выводили идеальную формулу, добавляли в ТЖ разные добавки, чтобы улучшать свою продукцию до уровня, который мы можем наблюдать сегодня.

    На первичном шаге своего становления, машинная тормозная смесь имела примитивный состав — для ее основы применялись минеральные присадки.

    Спустя определенный промежуток времени компании-изготовители сделали вывод, что основой ТЗ должен стать гликоль (по причине слабой впитываемости), после чего за основу начали брать обычный силикон.

    В настоящее время самыми распространенными являются 2 типа жидкостей – это смеси гликолевые и смеси силиконового типа.

    Рекомендуем:  Как выставить зажигание с помощью стробоскопа?

    Типы тормозных жидкостей и их характеристики

    В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation). Сокращённо – DOT.

    Согласно этой классификации, сегодня более чем в 95%!всех транспортных средств используется одна из нижеперечисленных жидкостей:

    • DOT-3;
    • DOT-4 и её модификации;
    • DOT-5;
    • DOT-5.1.

    Отечественные жидкости «Нева» (сходная по составу с DOT-3, обычно модифицированная присадками, повышающими температуру замерзания), «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются всё реже. Причиной тому стал практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.

    Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.

    1. DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5%!воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
    2. DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%!) снижает точку кипения до 155°C.
    3. DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.
      1. DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5%!температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.

    Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.

    Вывод

    По большому счету тормозную жидкость смешивать можно, но только в том случае, если она имеет одно основание (на какой именно основе изготовлена ваша жидкость, можно узнать на этикетке): минеральное, гликолевое или силиконовое. В случае если информацией, какая жидкость залита в ваше авто, вы не обладаете, лучше не рисковать и заменить тормозную жидкость полностью.

    Классификация жидкостей

    Чтобы найти решение проблемы и разобраться, какие составы допускается смешивать в автомобильной системе тормозов, стоит перечислить существующие марки жидкостей:

    • БСК;
    • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1;
    • DOT 5, DOT 5.1/ABS.

    В данном перечне различные марки сгруппированы по одному признаку – химическому составу. БСК – бутил-спиртокасторовая смесь – устаревший материал, применявшийся в предыдущих поколениях автомобилей и не отвечающий современным требованиям. Встречается в старых транспортных средствах с невысокой скоростью передвижения.

    DOT 3, 4 и 5.1 – это разные тормозные жидкости одного класса со сходными характеристиками, изготавливаемые на основе гликоля. Отличаются они по температуре вскипания, играющей немаловажную роль для современных автомобилей. Чем выше порог кипения жидкой среды в системе, тем большие нагрузки способны безотказно выдерживать тормоза.

    Справка. Гликолевые составы гигроскопичны, то есть, впитывают влагу из воздуха. После насыщения свыше 3%!материал становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и подлежит замене (последняя выполняется 1 раз в 2–3 года).

    Температура закипания составов на основе гликоля зависит от степени насыщения влагой. Ниже представлены характеристики тормозных жидкостей в «сухом» и влажном состоянии:

    • DOT 3 – 230 °С, увлажненная – 140 °С;
    • DOT 4 – 240 / 155 °С;
    • DOT 5.1 – 260 / 180 °С.

    Следующая группа материалов – DOT 5, DOT 5.1/ABS – силиконовые, обладающие пониженной гигроскопичностью. Температурные показатели идентичны марке DOT 5.1, но химическая основа – другая.

    Источник: https://nissan-modus.ru/akkumulyator/kuda-zalivat-tormoznuyu-zhidkost-kak-slit-mozhno-li-dolit.html