Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

Содержание

Учимся правильно тормозить

Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

Не смотря на огромный прогресс в изготовлении тормозов, произошедший за последние несколько лет, торможение все еще требует специального навыка.

Почему надо знать как тормозить?

Не думайте, что достаточно просто нажать ручку тормоза, чтобы затормозить.

Причина проста: во-первых, у мотоцикла сцепление с дорогой происходит через два узких колеса: точка соприкосновения покрышки и дороги размером не больше, чем кредитная карта, всего лишь несколько квадратных сантиметров.

При жестком торможении задняя подвеска имеет тенденцию задираться, в результате чего передняя вилка сжимается; происходит перенос веса.

Кроме того, тормоза на некоторых мотоциклах невероятно мощные (гораздо более мощные чем те, что устанавливают на автомобили), а современные мотоциклетные покрышки обеспечивают эффективное торможение, при условии, что они разогреты. Короче говоря, есть много сложных параметров, которые следует учитывать.

Ошибка, наиболее часто встречающаяся у мотоциклистов, заключается в том, что при встрече с неожиданным препятствием они полностью выжимают ручку тормоза.

Это приводит к блокировке (часто заднего колеса), что приводит к тому, что мотоциклист отпускает тормоза, в том числе и передние, в результате чего происходит столкновение либо падение, которое трудно избежать.

Правильно сначала жестко затормозить, при этом соизмеряя усилие, чтобы перенести вес (что занимает чуть больше секунды), затем применить всю силу торможения для скорейшей остановки.

Практикуйте данный метод, и вы заметите громадную разницу в торможении!

Переднее или заднее колесо?

Есть большое искушение сказать — оба.

Тем не менее, гораздо больше, чем в автомобиле, вес мотоцикла давит на подвеску при резком разгоне или торможении: это называется изменением  баланса.

При торможении, вес переносится вперед; вилка сжимается и распределение веса (при стационарном положении 50/50), значительно изменяется (примерно 70/30).

Внезапно перед получает большее сцепление, поэтому на передний тормоз надо жать больше; также можно заметить, что тормозные системы впереди и сзади различны в размерах; часто 22 cм диск на заднем колесе имеет двупистонный калипер, тогда как нa переднем двойной 32 cм диск с четырьмя или даже шестью пистонами в каждом калипере. Так что делает задний тормоз? Производит дополнительное торможение.

Мощь и модуляция

Проедьтесь на мотоцикле 70х: вы будете удивлены, что помимо рамы и покрышек, самые большие изменения произошли в тормозной системе.

Прогресс сделанный во всех трех элементах взаимозависим: мощные тормоза требуют жесткую раму и покрышки с большим сцеплением, поэтому эффективная остановка мотоцикла сейчас является больше вопросом модуляции силы тормозов, чем тормозная мощь сама по себе.

Применение заднего тормоза в первые секунды нужно, чтобы замедлить мотоцикл, в то время как вес переносится вперед.

Как только большинство веса перенесено на вилку, используется передний тормоз для замедления и остановки.

Итак, это просто вопрос модуляции давления на тормозную ручку, мы рекомендуем использовать мизинец, так как он дает дополнительный уровень чувствительности, которая необходима.

Намек : так как тормозная сила современных мотоциклов (особенно спортивных) феноменальна, лучше попрактиковаться в тихом месте, сначала постепенно разогрейте покрышки, затем нажимайте ручку тормоза все сильнее.

Чрезвычайное торможение это рефлексный тип операций, важно держать в уме, что рефлексы также могут быть отточены! Также мотоциклисту надо способствовать жесткости мотоцикла, он должен сидеть вертикально и держать руки прямо, это является гарантией эффективности и чувствительности.

Если торможение брыкается (ощущается либо визг покрышки, либо уклонение мотоцикла от траектории движения), давление на тормоза должно быть убрано и мгновенно применено вновь , с помощью модуляции усилия. Это сохранит управляемость и тормозную силу.

Впрочем, на спортивных мотоциклах надо быть вдвойне внимательным, особенно на скользкой и мокрой проезжей части. Спортивные покрышки с трудом разогреваются, в то время как большие диски, с радиальными контролирующими (калипера, главный цилиндр) создают мощное сцепление и способны заблокировать колеса.

Таким же образом, в городских условиях, следует избегать торможения на белых линиях, пешеходных переходах, влажном покрытии, трамвайных путях и т.д.

Информация на данном интернет-сайте, предназначена для ознакомления, не являясь при этом публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 (2) ГК РФ. Чтобы получить точную и своевременную информацию о стоимости товаров и услуг, а также их наличии, Вы можете обратиться в нашу фирму «Юка спорт».

Источник: http://ukasport.ru/moto66/motoarticle/frene

Как правильно тормозить на велосипеде

Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

Практически каждый начинающий велосипедист во время приобретения своего первого байка задумывается о том, какой должна быть тормозная система и как эффективно ее использовать. Мы постараемся выложить главные принципы торможения на байке и разобрать наиболее сложные моменты, связанные с этим действием.

Важно быть внимательным на дороге

В отличие от автомобильного транспорта, велосипеды не оснащены дополнительными средствами безопасности. Тормоза и навыки управления двухколесным «другом» могут помочь избежать опасности на дороге и даже сохранить жизнь велосипедисту.

Работа системы велосипедных тормозов построена по тому же принципу, что и в других транспортных средствах. Поэтому навыки управления автомобилем либо мотоциклом могут быть очень полезными. Единственным различием автомобильной и велосипедной остановочной систем является распределение нагрузок на передние и задние колеса. В машинах оно происходит автоматически. Велотранспорт требует умений выполнять эти действия вручную.

Задний и передний тормоз: каким лучше пользоваться?

У начинающих любителей велоспорта чаще всего возникают проблемы с тормозными системами скоростных байков. Некоторые велолюбители считают передние тормоза абсолютно бесполезными или даже опасными. Особенно влияют на велосипедистов рассказы знакомых о неудачных кульбитах через руль во время применения передних тормозом. Вследствие чего передок может быть максимально ослаблен либо полностью отключен.

Данная ошибка часто является причиной даже фатальных последствий. Это обусловлено тем, что передние тормоза гораздо эффективнее во время экстренных остановок. Задний тормозной привод лучше применять для управления велосипедом либо в качестве вспомогательной остановочной системы.

Торможение передним тормозом велосипеда

Велосипедные колеса имеют недостаточный контакт с покрытием дороги. Поэтому наиболее важным фактором эффективного управления байком является нагрузка на его переднюю часть. При экстренном торможении задними тормозами колесо может уйти в юз и тормозной путь станет очень долгим. При использовании переднего остановочного привода в сложной ситуации прекратить движение гораздо легче.

Чтобы использование передних тормозов было правильным и безопасным, придется потратить немало времени на тренировки. Но, достигнув определенного уровня, вы никогда об этом не пожалеете. Единственные, кому стоит ослабить передние тормоза – это дети, а также пожилые люди.

Нельзя отвлекаться от дороги

Большинство «новоиспеченных» велосипедистов при торможении либо смене направления движения смотрят на рулевую колонку байка. Это – очень большая ошибка. Управление необходимо осуществлять на подсознательном уровне так, чтобы глаза видели и контролировали дорожную обстановку. Представьте, что было бы, когда каждый автомобилист при включении передачи либо торможении отрывал бы взгляд от дороги. В данном случае избежать аварийных ситуаций было бы невозможно. Поэтому стоит запомнить главное правило управления любыми транспортными средствами – нельзя отвлекаться от дорожной обстановки!

Как правильно проводить торможение «передком»?

Чтобы использование тормозов было эффективным и безопасным, стоит научиться «чувствовать» работу остановочной системы. Резко замедлиться на высокой скорости можно лишь с помощью переднего тормоза. Но его использование требует немало навыков и опыта.
Не стоит сильно зажимать ручку и держать ее до остановки байка. Полное блокирование переднего колеса приведет к неминуемому полету велосипедиста через руль. Резкие точечные нажатия помогут вам балансировать между гранью блокировки и свободным движением велосипеда. Это позволит совершить резкое замедление, но никак не повлияет на управление транспортным средством.

При вхождении в поворот сбавить темп езды стоит преждевременно. Иначе будет очень сложно избежать падения. Особенно это актуально на скользкой и мокрой дороге.

Читайте также  Зачем менять тормозные диски?

Правильное распределение веса – залог успешной остановки!

При торможении на высокой скорости наибольшие нагрузки припадают на переднюю часть байка. При резком замедлении тело по инерции передвигается вперед, что может привести к кувырканию велосипедиста. Если сцепление покрышек с дорогой слабое, стоит перенести большую часть веса собственного тела на заднее колесо. Для этого можно надавить на педали либо седло. Руки необходимо держать в расслабленном состоянии и сосредоточиться на направлении движения. Небольшое давление на руль ощутимо изменит нагрузки на байк и может привести к аварийной ситуации.

На скользкой дороге акцентировать следует задние тормоза. Скользящее заднее колесо более податливо для управления. Блокировка «передка» может стать причиной его срыва, что обеспечит «эффектное» и болезненное падение.

Экстренное торможение на велосипеда: горные склоны и бездорожье

Езда по бездорожью и пересеченной местности требует наличия особых навыков торможения. Езда даже по небольшим склонам и ухабам может подразумевать потерю сцепления с покрытием дороги. Поэтому при торможении на крутых спусках следует максимально переносить вес тела на заднее колесо и отпускать передний тормоз во время прыжков. Приземление с зажатой тормозной системой может завершиться красивым, но очень неприятным для велосипедиста кульбитом.

При затяжном спуске важно охлаждать тормозные колодки. Постоянное применение тормозов приведет к перегреву остановочной системы и может повредить колесные диски. В данной ситуации стоит пользоваться опытом автомобилистов, которые осуществляют резкие замедления, после чего пускают транспортное средство накатом, давая тормозной системе время на охлаждение.

Расположение тормозных ручек

Большинство производителей велотранспорта монтируют ручки заднего тормоза с правой стороны руля, а переднего – с левой. Этот вариант более актуален для левшей, так как передние тормоза требуют больше четких усилий, которые создаются моторикой рабочей руки.

Если вы уже привыкли к использованию тормозных ручек заводской установки, то задумываться над расположением рычага тормоза не стоит.

Источник: https://velogo.com.ua/blog/kak-pravilno-tormozit-na-velosipede

Торможение на мото

Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

Одним из главных навыков в управлении мотоциклом является правильное торможение. «Открутить газ» — много ума не надо, а вот умение правильно и вовремя оттормозиться может спасти жизнь вашу, и окружающих.

Об эффективности переднего и заднего тормоза

На асфальте всегда и во всех случаях основной тормоз – передний. Он наиболее эффективный как конструктивно, так и с точки зрения физики. Когда вы начинаете тормозить, мотоцикл как бы «клюет носом». Загружается переднее колесо. Его площадь контакта с асфальтом увеличивается. В то время как заднее может вообще оторваться от покрытия (стоппи), и тогда тормозить не будет вообще никак.

Это не значит, что задний тормоз не эффективен и пользоваться им не нужно. Отказываясь от него, вы теряете до 50% тормозного усилия. Два тормоза всегда будут эффективнее, чем один!

Обычное спокойное торможение

Во время езды на мотоцикле чаще всего экстренно тормозить нет надобности. Вы спокойно реагируете на предсказуемую дорожную обстановку, спокойно подъезжаете к светофору, либо сбрасываете скорость перед поворотом. В этом случае оптимально пользоваться следующим алгоритмом:

  • Начните торможение с заднего тормоза. Это приведет к сбрасыванию скорости и загрузке переднего колеса (улучшение его сцепления с асфальтом);
  • Плавно подключить передний тормоз для контролируемой остановки;
  • Выжимать сцепление уже при сильном замедлении, чтобы не терять тягу на заднем колесе (и следовательно – контроль над мотоциклом).

Все выше и нижеописанное касается торможения на асфальте или другом прочном ровном покрытии. О технике замедления и остановки для эндуро, на мокрой земле и в болоте, поговорим в другой раз.

Экстренное торможение

Мотоциклы в городском потоке – незаметны. Даже если вы едете днем на дальнем, все равно водители вас не видят. Лучше всегда ездить из расчета на то, что вы – невидимка.

Итак, что же делать, если перед вами внезапно возникло препятствие, а мотоцикл без ABS? Это может быть как совершающая маневр машина, так и пешеходы, выскочившие в неположенном (или даже положенном) месте:

  • Одновременно начинаете работать двумя тормозами – передним и задним. Не слушайте мифы о том, что нужно сначала начать с заднего, а потом дополнять передним. В те секунды, которые вы тратите только на задний тормоз, вы не используете половину тормозного потенциала мотоцикла;
  • Вам могут рассказать о торможении двигателем. Это тоже не работает в случае с экстренным торможением. До препятствия может оставаться несколько секунд, какое понижение передачи? Все ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы максимально снизить скорость, используя тормоза;
  • Не вздумайте даже пытаться увернуться от препятствия на зажатых тормозах – это приведет к 100% падению. Стратегия ухода от столкновения – максимально сбросить скорость, после отпустить тормоза и уйти в маневр;
  • Если препятствием оказались пешеходы – никаких маневров! Только торможение. Помните о том, что люди – резвые и прыгучие, и никто не даст гарантии, что они не прыгнут именно в вас в момент попытки их объехать.

О мифе про «я положил мотоцикл»

Часто можно услышать фразу в стиле «я понял, что не успеваю оттормозиться, а потому положил мотоцикл». Она вся – вранье, от начала и до конца. В экстренной ситуации срабатывают исключительно рефлексы и инстинкт самосохранения. Никакого сознательного анализа про то, успеваете вы затормозить, или нет – и быть не может. Поэтому, чтобы рефлексы сработали правильно, необходимо экстренное торможение регулярно отрабатывать на площадке. Много раз.

Теперь о «положил мотоцикл». Любой байк тормозит лучше на двух колесах, со сцеплением резины с асфальтом, с использованием обоих тормозов – чем в неконтролируемом полете на боку, скользя пластиком и металлом по дороге, без какого-либо сцепления с покрытием.

  • Если падение произошло – вы и ваш мотоцикл влетите в препятствие на той скорости, на которой упали;
  • Если вы до последнего пытались тормозить – у вас есть шанс снизить скорость достаточно для последующего маневра и избегания столкновения, либо если увернуться не получится – вы столкнетесь с препятствием на минимальной скорости, ваши шансы на то, чтобы остаться в живых, и даже не покалечиться, возрастают в разы;
  • Если впереди пешеходы – летящий с той же скоростью на боку байк врезается им в ноги, что приводит к множественным переломам и сильнейшему удару головой об асфальт, с размаху, по большой амплитуде. Максимально сброшенная правильным торможением скорость даже если приведет к столкновению – то последствия будут гораздо менее серьезными, возможно – даже просто легким толчком.

Поэтому все, кто говорит о том, что «я понял, что не успеваю затормозить, и потому положил мотоцикл» — перестаньте врать и искать себе оправдания. Лучше запишитесь в хорошую мотошколу, где вас научат правильно тормозить.

Источник: https://motopehota.ru/articles/tormozim-pravilno---na-motocikle

Торможение на мотоцикле — как правильно?

Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

У Яндекса часто спрашивают, почему при необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят. Простите, но как же еще остановить байк, если не тормозами? Хотя, возможно, смысл этого вопроса в другом – почему «притормаживает» мотоциклист, когда требуется экстренно остановиться. Потому, что нужно хорошо владеть теорией того, как тормозить на мотоцикле, практиковаться и доводить действия до автоматизма.

Немного теории

В торможении мотоцикла все значительно проще, чем, скажем, заложить мотоцикл в поворот. Тем не менее, некоторые моменты необходимо понимать:

  1. Сцепление колес с дорогой – это основной фактор устойчивости мотоцикла при езде, а также при совершении маневров, в том числе, с использованием тормозов.
  2. Площадь сцепления колеса с дорожным покрытием традиционно называется пятном контакта колеса с дорогой.
  3. Чем больше пятно контакта, тем большее тормозное усилие можно реализовать колесом.
  4. В каждый отдельный момент времени наиболее эффективным будет то торможение, которое приходится на наиболее загруженное колесо.

Правильно тормозить означает использовать как задний, так и передний тормоз, а также не забывать понижать скорость, переключением передачи.

Обычное торможение

При равномерном прямолинейном движении система райдер-байк правильно уравновешена таким образом, что пятно контакта заднего колеса немного больше переднего. В процессе торможения под действием различных сил развесовка изменяется, нагружая больше переднее колесо. Основной тормозной путь мы преодолеваем с загрузкой переднего колеса. Таким образом, тормозной потенциал байка реализуется, главным образом, передним тормозом.

Если мы будем пользоваться только задним тормозом, то получим в 2 раза менее эффективное торможение (т.е. тормозной путь увеличиться примерно в 2 раза). Это интуитивно понятно любому начинающему райдеру. Поэтому почти все и всегда стараются тормозить «рукой». Однако не стоит забывать, что в этой схеме найдется место и для ножного тормоза. Ведь когда мы начинаем тормозить, у нас загружено заднее колесо. Это означает, что придание тормозного импульса на заднее колесо в самом начале торможения позволить останавливаться более эффективно и безопасно.

Итак, для того чтобы правильно затормозить на мотоцикле нужно:

  1. Поджать задний тормоз до момента легкого просаживания мотоцикла.
  2. Плавно, но сильно нажимать на передний тормоз.

Сила нажатия зависит от предполагаемой длины тормозного пути.

Торможение на скользкой дороге

Все вышеописанные принципы в полной мере применимы и для ситуаций с плохим сцеплением колес с дорогой (мокрый асфальт, песок и проч.).

Но есть и некоторые особенности:

  • уменьшение коэффициента сцепления  ведет к снижению общей тормозной силы;
  • перераспределение массы системы райдер-байк незначительно, и это значит, что заднее колесо, наравне с передним, продолжает иметь большую площадь контакта с дорогой.

Из этих особенностей есть 2 следствия, которые стоит учесть:

  • тормозной пути увеличивается в 3-5 раз;
  • следует в большей степени задействовать задний тормоз.
Читайте также  Провал педали тормоза причины

Итак, чтобы останавливаться на скользкой дороге правильно:

  1. Не паникуйте.
  2. Тормозите задним колесом.
  3. Выравнивайте мотоцикл.
  4. Используйте задний и передний тормоз, стабилизируя мотоцикл.
  5. Тормозите на грани блокировки колес.

Торможение в повороте

Никогда не тормозите, выполняя поворот на мотоцикле. Ни задним, ни, тем более, передним тормозом. Этим вы будете способствовать выводу мотоцикла из поворота и к критичному снижению его устойчивости.

Если вам нужно снизить скорость, делайте это до захода на поворотную дугу. А сам поворот проходите правильно, т.е. с ускорением.

Источник: https://zextrem.com/motor/moto/kak_tormozit_na_motocikle.html

Техника правильного торможения на мотоцикле

Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

Даже райдеры со стажем иногда допускают ошибки — например, тормозят только переднее колесо. В этой статье мы раскроем физику торможения на мотоцикле и расскажем, как научиться грамотно оттормаживать — в том числе экстренно, на скользкой дороге и в поворотах.

  • Качество сцепления колёс с асфальтом. Чем лучше сцепление, тем устойчивее мотоцикл на дороге.
  • Пятно контакта — место соприкосновения колеса с поверхностью дороги. Чем оно больше, тем проще тормозить колесом.
  • Степень загруженности колеса. Чем она выше, тем легче тормозить.

Примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. Поэтому тормозить стоит обоими тормозами. Снизить скорость также помогает переключение на понижающую передачу.

Дорожные, спортивные и другие мотоциклы с короткой базой и высоким центром тяжести лучше всего останавливаются передним колесом. А вот круизёры и чопперы имеют длинную базу и низкий центр тяжести. Это означает, что тормозить их лучше задним колесом, но это не отменяет ведущую роль переднего тормоза.

Поскольку тормоза на каждом мотоцикле работают индивидуально, нужно испытать их на свободной площадке — проверить силу нажатия и комбинацию обоих тормозов. Вы можете убедиться, что если резко нажать на передний тормоз, заднее колесо может оторваться от земли, и вы можете кувыркнуться вперёд. Если резко нажать на задний тормоз, мотоцикл будет заносить.

Чтобы затормозить, подожмите заднее колесо, пока мотоцикл не даст лёгкую просадку. Плавно, но уверенно зажмите рукоятку переднего тормоза. От того, насколько сильно вы нажмёте на ручку переднего тормоза, будет зависеть длина тормозного пути.

На что обратить внимание

  • Закрывайте газ до того, как тормозить — это предотвратит падение.
  • Нажимайте на рукоять переднего тормоза плавно, а затем постепенно увеличивайте усилие — это защитит от блокировки колеса и падения.
  • Держите пальцы на тормозе — это позволит избежать паники и нажимать на рычаг плавно, а не резко.
  • Не давите на руль — это усложняет работу тормоза и повышает риск «улететь» вперёд.
  • Выпрямите руки, как будто отталкиваете руль  — это усилит сопротивление инерции и сместит центр тяжести на заднее колесо, что, в свою очередь, повысит контролируемость мотоцикла.

Даже опытные райдеры в критической ситуации могут забыть про задний тормоз — рука на автомате нажимает рукоятку переднего. В результате мотоцикл становится неконтролируемым и может упасть.

Дело в том, что 90% нагрузки при резком торможении принимает на себя переднее колесо.

Если вы привыкли тормозить передним тормозом, постарайтесь делать так, чтобы в торможении участвовал и задний. Основная тормозная сила будет, как и раньше, приходиться на переднее колесо. Однако использование заднего тормоза позитивно скажется на поведении мотоцикла: его движение будет более стабильным и предсказуемым. 

Алгоритм

  1. Плавно нажмите на задний тормоз.
  2. Переключите мотоцикл на понижающую передачу.
  3. Зажмите передний тормоз почти до полной блокировки колеса. Однако прочувствуйте усилие, чтобы не допустить  блокировки.
  4. Снова переключитесь на понижающую передачу.

Скользкая дорога не отменяет принципов торможения, но здесь есть нюансы. На мокром покрытии плохое сцепление, тормозная сила уменьшается. Смещение центра массы с одного колеса на другое несущественно, оба колеса имеют хороший контакт с дорогой.

Это сказывается на тормозной дистанции, которая может увеличиться в 4—5 раз по сравнению с сухой трассой. Чтобы правильно остановиться, нужно больше работать задним тормозом.

Как правильно тормозить на мотоцикле

Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

Техника торможения – один из самых важных навыков, который следует освоить досконально. Хотя новички склонны зацикливаться на таких приемах, как смещение и противодействие, наиболее эффективным способом избежать аварии является правильное использование тормозов.

Какой тормоз лучше использовать

Баланс имеет решающее значение для динамики мотоцикла, поэтому практически каждый из них снабжен независимым передним и задним тормозом.

Эксперты сходятся во мнении, что 70% тормозного усилия необходимо прикладывать к переднему колесу (ручной рычаг тормоза на руле справа) и приблизительно 30% – к заднему (правая педаль). Передние тормоза требуют большего усилия, потому что вызванное замедлением смещение веса изменяет положение центра масс мотоцикла от заднего колеса к переднему, позволяя передней шине выдерживать большую нагрузку. Когда задняя шина теряет прижимное усилие, она может проскальзывать, и ее намного легче блокировать, однако это проводит к потере контроля. В то же время проскальзывание переднего колеса менее вероятно из-за веса, перенесенного на эту ось.

Торможение в зависимости от типа мотоцикла

Пропорция тормозного усилия 70/30 может немного измениться в зависимости от типа мотоцикла. Круизеры и чопперы позволяют увеличить силу заднего тормоза, потому что имеют другое распределение веса с большей нагрузкой на заднее колесо из-за смещенного назад седла. В то же время спортивные модели требуют большего усилия переднего тормоза, поскольку их вилки расположены почти вертикально, а колесные базы короче.

Водители кроссовых мотоциклов редко используют передние тормоза из-за рыхлого природного грунта, по которому они ездят. В руках опытных гонщиков мотоциклы motard или supermoto могут даже замедляться, проскальзывая на задней шине.

С какой силой нужно жать на тормоз

Изучение тонкостей процесса торможения и характеристик байка – ключ к сохранению его управляемости в сложных условиях. Рекомендуется рассмотреть все имеющиеся ограничения заранее, в безопасной обстановке.

Регулярно повышайте свои навыки торможения, тренируясь на заброшенной площадке или пустой стоянке, и вы начнете чувствовать требуемую величину усилия, которое вызывает боковой увод шины. Попробуйте остановиться, используя только передний или задний тормоз, а затем комбинацию обоих. Так вы получите представление о том, с какой силой нужно жать на тормоз, чтобы быстро остановиться в критической ситуации.

Как только вы будете на «ты» с тормозами вашего мотоцикла, перенос веса станет восприниматься на уровне ощущений. Резкое торможение передним колесом может даже поднять заднее колесо вверх, а использование задних тормозов часто провоцирует занос. Вы также обнаружите, что можно избежать применения большего усилия на высоких скоростях. Изучение этих особенностей подготовит вас к неожиданностям.

Проблема угла крена

Шины работают наиболее эффективно, когда сохраняют вертикальное положение. Нужно иметь это в виду, когда вы пытаетесь наклонить свой мотоцикл. Допустим, что сцепление шины с грунтом составляет 100% для угла наклона колеса 90 градусов. Как только этот угол начинает уменьшаться, сцепление падает. Хотя колодкам переднего тормоза сложнее остановить колесо при его вертикальном положении, то же усилие при слишком большом наклоне колеса приведет к заносу. Потеря тяги мгновенно приведет к «протягиванию» шины и ее истиранию.

Иногда тормозить нужно в тот момент, когда мотоцикл поворачивает. Следует понимать, что «железный конь» будет гораздо менее терпимым к уздечке при увеличенном угле наклона. Будьте осторожны, когда нажимаете на тормоза во время поворота, а лучше постарайтесь замедлиться (частично или полностью) до входа в поворот.

Помните о дорожных условиях

Разные дорожные условия требуют различных методов торможения. При ненадежном сцеплении с трассой передний тормоз нужно использовать очень осторожно. Блокировка фронтального колеса в такой ситуации легко может привести к потере контроля над мотоциклом, в то время как торможение задним колесом более безопасно. Возможность проскальзывания любого колеса байка в значительной степени зависит от силы сцепления шин.

С особой осторожностью следует двигаться по трассе, на которой возможны масляные пятна. В эти зоны повышенного риска также попадают перекрестки и автостоянки.

Используйте задний тормоз там, где есть подозрение на гладкую поверхность дороги. Не забывайте про запасной план на случай, если вы почувствуете скольжение передних шин. Он потребует быстроты рефлексов, поэтому следите за своим здоровьем и помните, что гораздо легче восстановить положение после блокировки заднего колеса, чем после скольжения, спровоцированного передним тормозом.

Эти правила переходят на другой уровень, когда дело доходит до езды по бездорожью, где водители мотоциклов почти никогда не используют передний тормоз. Если вы планируете укротить тропы пересеченной местности, сделайте своей привычкой держать руку подальше от рычага переднего тормоза, иначе вам придется привыкнуть к регулярной дегустации грязи.

Стоит ли использовать связанные тормоза

Многие скутеры, туристические байки, круизеры и даже спортивные мотоциклы оснащены связанными тормозами, которые позволяют одновременно приводить в действие задний и передний тормоз с помощью одного рычага.

Некоторые системы имеют связь только в одном направлении (от переднего к заднему), в то время как другие работают в обоих направлениях, но их цель всегда одна – избавиться от колебаний, связанных с выбором переднего или заднего тормоза.

Хотя многие гонщики не смогут самостоятельно добиться такой малой длины тормозного пути, как при использовании системы связанных тормозов, эта функция не слишком популярна среди энтузиастов, которых в первую очередь интересует производительность транспортного средства.

Что насчет ABS?

ABS (сокращение от «антиблокировочная тормозная система») предназначена для обнаружения проскальзывания шины и создания «пульсаций» тормозного усилия для устранения этого эффекта. Система позволяет водителю прикладывать максимальное усилие к тормозному рычагу или педали и не беспокоиться о блокировании шин. Однако ABS неэффективна при наклоне мотоцикла.

Читайте также  Заклинила направляющая тормозного суппорта

Трудно сопоставить тормозной путь байка с системой ABS и без нее. В сложных условиях при мокрой трассе далеко не все гонщики с энтузиазмом относятся к компьютеризированному вмешательству в процесс торможения. При этом национальная администрация безопасности дорожного движения рассматривает возможность введения ABS на мотоциклах. Впрочем, интересы обеих сторон спора могут быть учтены производителями путем установки на мотоцикл выключателя ABS, позволяющего задействовать и отключать систему при необходимости.

Источник: https://motoxmoto.ru/kak-pravilno-tormozit-na-mototsikle/

Торможение на мотоцикле

Каким тормозом тормозить на мотоцикле?

(С множеством дополнений и исправлением опечаток 😉 Прим. Grom)

Оригинал статьи находится здесь

Важность торможения на мотоцикле можно выразить словами «сначала научись тормозить… затем езжай» Правильная оценка тормозного пути и максимальная эффективность торможения это способности, необходимые для безопасной езды при любых условиях. Водитель, неправильно использующий тормоза, особенно задний, является поводом для аварии.

Далее будет показано, что торможение задним колесом всегда сокращает тормозной путь и придает стабильность мотоциклу в повороте. Это торможение особенно эффективно при достижении максимального замедления при полном использовании и переднего и заднего тормозов без их блокировки.

В некоторых случаях торможение задним колесом приносит незначительный эффект, и достаточно использовать торможение двигателем.

Использование тормозов в повороте

При резкой блокировке переднего колеса из-за перетормаживания может возникнуть опасная ситуация, приводящая к сносу переднего колеса и lowside. 
Торможение передним тормозом и силы инерции дают крутящий момент, который выпрямляет мотоцикл и выталкивает его из поворота. 

Рис.1 Поворот с использованием только переднего тормоза

Торможение задним колесом, напротив, дает стабилизирующее действие по траектории движения, как показано на рис.2 Блокировка и скольжение заднего колеса возникают, когда вес мотоцикла и водителя перенесен вперед, далеко от заднего колеса; при перетормаживании; при ускорении. (Внимание, при блокировке заднего колеса возникает опасность Highside'a! Прим. Grom)

Рис.2 Поворот с использованием только заднего тормоза

Вышеизложенные рассуждения наводят на мысль использования обоих тормозов при прохождении поворотов. (Тормозить в поворотах бывает необходимо, хотя и очень опасно. Что бывает при неправильном торможении, читайте здесь. Прим. Grom)

Изменение развесовки во время торможения

(Под словами «загрузка» и «развесовка» имеются в виду динамическое или статическое распределение веса мотоцикла между колесами. Прим. Grom)

При торможении загрузка переднего колеса увеличивается, в то время как загрузка заднего колеса уменьшается. 
Основные уравнения, приложенные к системе мотоцикл-водитель, позволяют вычислить динамику изменения загрузки колес и изменение развесовки.

Рис.3 Мотоцикл в фазе торможения

Уравнение горизонтальных сил.
Сила инерции при замедлении (равная произведению массы m на ускорение d) равна сумме сил торможения:

md= +Ff+Fr

Уравнение вертикальных сил.
Вес mg равен сумме вертикальных загрузок колес:

-mg+Nr+Nf=0

Уравнение моментов относительно центра масс.

-Fh-Nrb+Nf(p-b)=0

где F (сила полного торможения) означает сумму силы торможения переднего колеса Ff и силу торможения заднего колеса Fr

Динамическая загрузка переднего колеса равна сумме статической загрузки и перенесенной загрузки:

Динамическая загрузка заднего колеса равна разнице статической загрузки и перенесенной загрузки:

Перенесенная загрузка Fh/p пропорциональна общей силе торможения, высоте центра масс и обратно пропорциональна колесной базе. Предполагая силу торможения равной нулю, можно найти статические вертикальные загрузки колес. Они являются функциями от положения центра масс.

Статическая загрузка переднего колеса: 

Статическая загрузка заднего колеса:

Чтобы избежать скольжения шин при торможении, сила торможения не должна превышать произведения динамической загрузки и соответственного коэффициента трения (обозначенного m) . Это произведение является максимумом применяемой силы торможения к шине в условиях ограниченного сцепления с дорогой.

На рис.4 показаны динамические загрузки колес в зависимости от силы торможения. Загрузки колес и силы торможения представлены в безразмерной форме (отнесенными к весу). Мотоцикл имеет статическую загрузку колес, распределенную как 50:50; центр масс расположен на равном расстоянии от обоих колес, высота центра масс равна половине базы).

Рис.4 Безразмерные динамические загрузки колес в зависимости от общей тормозной силы приведенной к весу.

(Этот график является самым важным в статье. Он будет выглядеть точно так же, если по оси Х будет откладываться не общая тормозная сила, а безразмерное ускорение или коэффициент трения. А по оси Y — усилия на тормозах в процентах Прим. Grom)

Если коэффициент сцепления мал, например, равный m=0.4 для обоих колес, максимальная динамическая загрузка переднего колеса равна ~0.7, а заднего ~ 0.3. В этих условиях, не использование заднего тормоза уменьшает тормозную силу на 30%.

Вместе с тем, с коэффициентом трения m=0.9, максимальная загрузка переднего колеса составляет 0.95, а заднего только 0.05. В этом случае вклад силы торможения задним колесом пренебрежимо мал. (Еще раз. По оси Х задаем имеющийся коэффициент трения, по оси Y получаем, каким тормозом сколько тормозить для получения максимального замедления.

Только понимайте правильно. В любой ситуации, для достижения максимального торможения передний тормоз используется по максимуму, на грани блокировки. Но, при плохом сцеплении с дорогой, точно так же нужно использовать и задний тормоз! А процентное соотношение тормозных усилий как раз и берется из этого графика. Прим. Grom)

Важность (эффективность) торможения задним колесом мала при оптимальных дорожных условиях с высоким коэффициентом сцепления, но становится высокой на скользкой дороге.

Клевок мотоцикла вперед.

Предыдущий рисунок показывает, что при замедлении загрузка переднего колеса увеличивается, а загрузка заднего колеса уменьшается из-за перераспределения загрузки. Если загрузка заднего колеса равна нулю, динамическая загрузка переднего колеса равна весу мотоцикла. Линия действия динамической загрузки тормозной силы проходит через центр масс.

Тормозная сила в условиях клевка мотоцикла вперед:

Чем меньше эта сила, тем легче мотоцикл клюет вперед. Если сила торможения постоянна, условие клевка — это функция положения центра масс и самой массы.

Замедление клевка (безразмерное ускорение. Прим. Grom):

Найденное значение является функцией только положения центра масс, а не самой массы.

Для получения максимального замедления до клевка, центр масс должен быть как можно ниже, и смещен как можно дальше назад.

Рис.5 Мотоцикл в условиях клевка вперед

Максимально эффективное торможение

Максимально эффективное торможение позволяет достичь максимального замедления, которое равно

Замедление является функцией колесной базы p, вертикального h и горизонтального b положения центра масс и коэффициентов сцепления, не завися от массы мотоцикла.

Отношение между силой торможения переднего колеса и общей тормозной силой зависит только от геометрических свойств и коэффициентов трения. (В оригинале в формуле опечатка в числителе. Прим. Grom)

(Формулка для получения кривых, полученных на графике. Прим Grom)

Рис. 6 Линии замедления и отношения усилий на переднем и заднем тормозе.
Колесная база p=1.4м, высота центра масс h=0.7м, горизонтальное положение центра масс b=0.7 м

Рис.6 показывает, что замедление возрастает с коэффициентами трения. Из-за переноса загрузки сила торможения переднего колеса больше, чем заднего.  Отношения между силами торможения переднего и заднего колес показаны красными линиями. Горизонтальная ось представляет торможение только задним колесом. Вертикальная ось показывает торможение только передним колесом.

Если коэффициенты трения малы, важность торможения задним колесом не так мала, как в условиях высокого трения. Максимальное замедление до клевка мотоцикла равно 1g. В качестве примера рассмотрим торможение с замедлением 0.5g. Желаемого замедления можно достигнуть, используя разные отношения тормозов. Торможение с использованием только переднего тормоза требует коэффициента трения переднего колеса равного 0.68 (точка А).

Если использовать отношение тормозов 80% переднего и 20% заднего, то же самое замедление 0.5g требует коэффициента трения переднего колеса 0.55 и заднего 0.4 (точка B). Какой же из способов оптимален для достижения замедления 0.5g? 

(Вопрос этот, конечно, академический, потому что мы не знаем никаких коэффициентов трения, когда просто едем по дороге.

Весь смысл в том, что чем более скользкая дорога, тем интенсивнее нужно пользоваться задним тормозом, пытаясь тормозить обоими колесами на грани блокировки. Прим. Grom)

При коэффициентах трения, одинаковых у обоих колес, рис.7 показывает максимальное замедление, достигаемое при максимальном использовании обоих тормозов Для примера рассмотрим коэффициент трения 0.8 для обоих колес. Максимальное замедление (0.8g) достигается при отношении тормозов 90:10. При использовании только переднего тормоза, максимальное замедление равно 0.67g. При использовании только заднего тормоза, максимальное замедление равно 0.29g. В скользких условиях коэффициент трения равен 0.4, максимальное замедление равно 0.4g и оптимальное отношение тормозов 70:30.

Линия в 45° представляет условие mf= mr (коэффициенты трения у обоих колес одинаковы) и является оптимальной для торможения. Эта линия пересекает различные отношения тормозов как функцию от требуемого замедления.

Рис. 7 Торможение на сухой(0.8) и мокрой(0.4) поверхностях

Рис. 8 показывает, что линия оптимального торможения идет по касательной к отношению тормозов 50:50. Она не пересекает отношения тормозов, когда сила торможения заднего колеса больше силы торможения переднего колеса. Вышеизложенное верно, даже если статическая загрузка заднего колеса больше чем переднего.

Линия оптимального торможения всегда идет по касательной к отношению тормозов такому же, как отношение статической загрузки колес.

Например, если статическая загрузка 45:55 (45% на переднем, 55% на заднем), кривая оптимального отношения тормозов тоже 45:55 и идет по касательной к оптимальной тормозной линии, выходя из начала координат.

Рис. 8 Торможение на сухой(0.8) и мокрой(0.4) поверхностях Колесная база p=1.4м, высота центра масс h=0.7м, горизонтальное положение центра масс b=0.7 м

Источник: http://www.fireworks.ru/moto/rear_braking.htm