Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя?

Содержание

Как подобрать моторное масло для двигателя автомобиля

Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя?

                                                             От правильного выбора моторного масла зависит, насколько долго и беспроблемно прослужит двигатель вашего автомобиля. Ассортимент имеющихся в продаже масел весьма велик и может смутить неопытного автолюбителя.

Да и водители со стажем иногда ошибаются, пытаясь подобрать что-нибудь получше. Не следует поддаваться навязчивой рекламе, предлагающей универсальное решение всех проблем сразу. Подбирать нужно ту смазку, которая оптимально подходит именно вашему двигателю, с учетом условий эксплуатации.

По химическому составу моторное масло делится на три типа — минеральное, синтетическое и полусинтетическое.

Минеральное

Подходит для автомобилей с карбюраторным двигателем. Имеет доступную цену благодаря простой технологии изготовления. Обладает хорошими смазывающими свойствами, создает стабильную масляную пленку и мягко очищает двигатель от отложений. Главный недостаток — значительное повышение вязкости при низкой температуре. В мороз «минералка» плохо прокачивается и сильно затрудняет холодный запуск.

Загустевшая смазка в недостаточном количестве поступает к деталям двигателя, что ускоряет их износ. Минеральное масло также плохо работает при высоких нагрузках. В процессе эксплуатации при нормальных и повышенных рабочих температурах присадки довольно быстро выгорают, в результате масло стареет и требует частой замены.

По соотношению цена/качество минеральное моторное масло во многих случаях будет оптимальным выбором, особенно в регионах с мягкой зимой. Главное — не забывать вовремя его менять.

Синтетическое

Получается способом органического синтеза. Сырьем обычно служат переработанные и тщательно очищенные нефтепродукты. Может использоваться для всех типов двигателей. Обладает высокой стойкостью к окислению и по мере своей отработки почти не оставляет отложений на деталях агрегата. Синтетическая смазка сохраняет стабильную вязкость в широком диапазоне температур и значительно превосходит минеральное в тяжелых режимах эксплуатации.

Хорошая проникающая способность позволяет замедлить износ двигателя и облегчает холодный пуск. Главный недостаток синтетических масел — высокая цена. Однако необходимость применения именно такой смазки возникает не часто. Синтетику следует использовать при экстремальных морозах (ниже -30°С), при постоянных предельных режимах работы двигателя или когда масло с малой вязкостью рекомендует использовать производитель агрегата. В остальных случаях вполне можно обойтись смазкой на более дешевой основе.

Следует иметь в виду, что переход с минералки на синтетику в старых двигателях может вызывать течь в сальниках. Причина кроется в трещинах на резиновых прокладках, которые при использовании минерального масла забиваются отложениями. А синтетика в процессе эксплуатации интенсивно вымывает грязь, открывая путь к утечкам масла и попутно забивая масляные каналы. Кроме того, создаваемая синтетикой масляная пленка слишком тонкая и не компенсирует увеличенные зазоры. В итоге износ старого двигателя может еще больше ускориться.

Поэтому если у вас уже достаточно изношенный агрегат с пробегом 150 тысяч километров и выше, от синтетики лучше отказаться.

Полусинтетика

Годится для карбюраторных и инжекторных двигателей, бензиновых и дизельных. Производится путем смешивания минеральной и синтетической основы. При этом минеральная часть составляет обычно около 70%. В состав добавляют высококачественные присадки. По стоимости превосходит «минералку», но дешевле чистой синтетики. Полусинтетическое масло более стойко к окислению и расслаиванию, нежели минеральное.

Обладает высокой проникающей способностью и позволяет замедлить износ двигателя. Хорошо очищает детали от грязи и отложений, обеспечивает защиту от коррозии. Недостатки — плохо переносит сильный мороз и экстремальные режимы эксплуатации. Полусинтетика может служить промежуточным вариантом, если есть желание перейти с минеральной смазки на синтетику.

Подходит как для новых, так и для изношенных силовых агрегатов.

Гидрокрекинговые масла

Кроме перечисленных трех типов существует еще одно относительно новое изобретение — гидрокрекинговые масла. По сути это минеральные масла, которые с помощью процесса гидрокрекинга приобрели свойства, приближающие их по качеству к синтетическим. Такая смазка, хоть и уступает по эксплуатационным характеристикам чистой синтетике, но существенно дешевле. Выбор между минералкой, синтетикой и полусинтетикой активно интересует владельцев машин. Однако автопроизводители редко регламентируют этот параметр.

Изучи мануал

Когда возникает необходимость выбора конкретной марки для замены масла, лучшим советчиком может быть только сам производитель вашего авто. Поэтому прежде всего следует открыть эксплуатационную документацию и внимательно ее изучить.

В сервисном мануале должны быть указаны допуски производителей и требования по двум основным параметрам моторного масла: — вязкость по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers); — эксплуатационный класс по стандарту API (American Petroleum Institute), ACEA (European Automobile Manufacturers’ Association) или ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). При отсутствии сервисной документации, лучше проконсультироваться с представителями дилерской СТО, которая занимается обслуживанием автомобилей вашей марки.

Если не хотите или не имеете возможности приобрести оригинальное фирменное масло, можно купить продукт стороннего производителя. Предпочтение следует отдавать тому, который прошел сертификацию у соответствующего автопроизводителя, а не просто имеет надпись «соответствует требованиям…» Приобретать лучше у официальных дилеров или в крупных сетевых магазинах, чтобы не нарваться на фальсифицированную продукцию.

Вязкость по стандарту SAE

Это главный параметр при подборе моторной смазки. Не случайно он всегда выделен на канистре крупным шрифтом. Марка вязкости имеет вид XWY. Буква W означает Winter (Зима).

В сочетании со стоящим перед ней числом X указывает, при какой температуре масло сохраняет текучесть и позволяет провернуть двигатель (низкотемпературная вязкость): 0W — допустимо применять при температуре -35°С и выше; 5W — -30°C и выше; 10W — -25°С и выше; 15W — -20°C и выше; 20W — -15°C и выше; Число Y после W определяет высокотемпературную вязкость, но оно не настолько четко привязано к конкретной температуре окружающей среды. У зимних масел число Y в маркировке отсутствует.

У летних, напротив, нет первых двух элементов. Если в маркировке присутствуют все три элемента, то такое масло относится к категории всесезонных. Выбирать нужно с учетом износа двигателя и климатических условий (сезона) и помнить: лучшее масло — это то, которое рекомендует изготовитель двигателя (см. инструкцию по эксплуатации). В общем случае удобнее использовать всесезонные марки, нежели менять смазку по сезонам. В климатических условиях Украины оптимальная низкотемпературная вязкость 5W, на юге — 10W.

При эксплуатации зимой на коротких расстояниях мотор не успевает как следует разогреться. В таких условиях лучше использовать масло 0W-40. Оптимальный показатель высокотемпературной вязкости для Украины — 30, в южных регионах — 40. Эти рекомендации остаются в силе и для двигателей с большим пробегом при условии, что в их работе нет каких-либо отклонений от нормы. Если же имеются проблемы (например, с давлением масла или угаром), то следует использовать смазку с более высокой вязкостью.

Можно обратить внимание на марки 10W-50 или 15W-50. Летом — 20W-50, зимой — 5W-50. Смазку с повышенной вязкостью следует менять чаще — в среднем через каждые 5-6 тысяч километров пробега. Использование менее густого масла, чем требует автопроизводитель, нежелательно. Особенно в жаркую погоду. Это приводит к падению давления масла в системе и ухудшению смазки деталей двигателя.

Выбор по стандарту API/ACEA

В маркировке по стандарту API первая буква говорит о назначении: S — для бензиновых двигателей, C — для дизельных. Вторая буква указывает на класс качества. Чем она дальше от начала алфавита, тем класс качества выше. Выбирать следует наивысший из возможных, но не ниже того, что указан в сервисной документации вашего автомобиля.

В маркировке по стандарту ACEA первая буква A — для бензиновых двигателей, B — для дизельных, C — малозольные масла, E — дизельные для применения в тяжелых режимах работы.

К списку статей

Цей сайт збирає cookie-файли, дані про IP-адресу і місце розташування користувачів. Подальше використання сайту означає вашу згоду на обробку таких даних.

Я згоден

Источник: https://kitaec.ua/articles/kak-podobrat-motornoe-maslo-dlya-dvigatelya-avtomobilya/

Как выбрать моторное масло? Советы экспертов

Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя?

24 апреля 2018 года

Вязкостно-температурная характеристика моторного масла заметно влияет почти на все основные показатели двигателя. Мощность, момент, экономичность, ресурс — всё это рассчитывается разработчиками мотора под определенную вязкость масла. Ее классифицируют по системе SAE (англ. society of automotive engineers — сообщество автомобильных инженеров). Эта классификация оговаривает максимальную низкотемпературную вязкость, а также диапазон вязкости при 100 ºС. Но чтобы понять, какое масло выбрать, нужно для начала вспомнить, что скрывают «масляные» обозначения.

Обозначения и скрытый смысл

Работоспособность простейшего шарикового вискозиметра проще всего оценивать на маслах одного бренда, различающихся первой цифрой обозначения. В нашем случае это масла 0W‑40, 5W‑40 и 10W‑40.Работоспособность простейшего шарикового вискозиметра проще всего оценивать на маслах одного бренда, различающихся первой цифрой обозначения. В нашем случае это масла 0W‑40, 5W‑40 и 10W‑40.

Они весьма условны. Первая цифра говорит о минимальной температуре, на которую рассчитано масло. Если, например, впереди стоит ноль, то проворачивание коленвала гарантируется при температуре до —35 ºС, а прокачиваемость масла — аж до —40 ºС.

Читайте также  Что значит сапунит дизельный двигатель?

 Точнее говоря, производитель масла ручается, что при указанных температурах вязкость продукта не превысит определенных классификацией SAE значений.

Число после дефиса отвечает за высокие температуры: оно говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100 ºС. К примеру, для «двадцатки» производитель обещает вилку от 5,6 до 9,3 сСт, а для «сороковки» — от 12,6 до 16,3 сСт. Кроме того, это же число характеризует минимальную вязкость при 150 ºС.

Какая вязкость лучше?

На морозе всё понятно: с чересчур вязким маслом стартер не провернет мотор, а насос не сможет прокачать масло. И чем меньше первое число в обозначении, тем меньше износ двигателя при пуске. На работу прогретого мотора этот параметр не влияет.

При высоких температурах картина сложнее. Казалось бы, чем больше вязкость, тем лучше. Но это не так. Если зальете в мотор обычной легковушки «шестидесятку», вовсе для него не предназначенную, то, скорее всего, не только потеряете мощность, а еще и угробите двигатель. Но почему? Ведь вязкое масло должно лучше защищать детали от износа. Чем выше вязкость, тем толще слой масла в подшипниках и под поршневыми кольцами и, соответственно, ниже интенсивность износа.

Однако есть и другая сторона медали, связанная с низкой теплопроводностью масла. Ведь чем толще масляный слой, тем хуже тепло отводится от поршня, который при этом начинает перегреваться и расширяться. Растет и трение — так и до заклинивания ­недалеко.

Заметим, что второе число «работает» не только при трехзначных температурах, но и во время прогрева двигателя. Чем выше вязкость, тем больше потерь на трение. А вязкость зависит от температуры. Мы проводили исследования на эту тему (ЗР, № 3, 2008). И обнаружили, что при комнатной температуре разница по вязкости между «тридцаткой» и «пятидесяткой» почти двойная. А потому и расход топлива на более вязком масле во время прогрева будет выше.

Теперь главный вопрос: какое масло нужно именно моему мотору? К сожалению, современные исследования показали, что при выборе подходящего масла для определенного двигателя одного лишь соответствия SAE недостаточно. Нужна более точная «настройка», зависящая как от конструкции мотора, так и от условий его эксплуатации и степени износа.

Нынешней зимой можно было обойтись и без морозильника: за окном те же градусы, что и в камере.Нынешней зимой можно было обойтись и без морозильника: за окном те же градусы, что и в камере. Наглядная разница. Первым снижается шарик в масле 0W‑40, последним — в 10W‑40. При комнатной температуре время «падения» шариков составляло соответственно 6, 7 и 12 секунд. При минус двадцати показатели резко подпрыгнули — стало 60, 80 и 160 секунд.Наглядная разница. Первым снижается шарик в масле 0W‑40, последним — в 10W‑40. При комнатной температуре время «падения» шариков составляло соответственно 6, 7 и 12 секунд. При минус двадцати показатели резко подпрыгнули — стало 60, 80 и 160 секунд.

Что будет, если…

А зачем нужны все эти рассуждения, если правильный ответ давно известен? Заливайте исключительно то масло, которое вам рекомендует производитель автомобиля! Но ведь он старается, как правило, угодить максимальному количеству потребителей — вне зависимости от условий эксплуатации машины и ее возраста.

К группе качества надо относиться с почтением: сказано SN — значит, ничего из группы SM лить нельзя. А вот с вязкостью в рамках дозволенного можно и поиграть. К примеру, для эксплуатации при низких температурах второе число в обозначении может быть чуть меньше рекомендованного инструкцией — скажем, 30 вместо 40.

Это поможет несколько снизить расход топлива, потому что зимой масло прогревается дольше, чем летом, а аппетит при вязком масле будет, естественно, выше.

То же относится к машинам, которые живут в основном в городских условиях. Если мотор чаще работает на умеренных оборотах, то второе число в обозначении масла может быть чуть ниже по сравнению с рекомендованным для автомобиля, который чаще ездит по скоростным магистралям. Причина все в той же взаимосвязи толщины масляной пленки, температуры и трения. Сотрудники профильных лабораторий утверждают, что для каждого мотора и режима его работы существует оптимальная вязкость, снижающая механические потери.

Немножко самодеятельности

Впрочем, один вопрос остается. Насколько отличаются друг от друга рабочие характеристики масел с одинаковой вязкостью, но от разных производителей? Это вопрос, на который без лабораторных исследований ответить невозможно. Но многие автолюбители, особенно в холодных регионах, проводят собственные замеры, сооружая самодельные приборы для сравнительного определения вязкости. Самой наглядной конструкцией нам представляется шариковый вискозиметр.

Время падения стального шарика в стеклянной трубке (ди­аметр шарика лишь чуть-чуть меньше ди­аметра трубки), заполненной маслом, косвенно говорит о вязкости продукта. Кстати, подобный принцип использован в профессиональных приборах, например в вискозиметре Гепплера. Мы смастерили такой же.

Измерить точно, сколько в масле пуазов или сантистоксов, с его помощью не удастся, зато он позволяет наглядно сопоставить вязкость нескольких масел ­в идентичных условиях.

В какой из трубок стальной шарик быстрее достигнет дна, там вязкость жидкости ниже. И если к вам попадет канистра с маслом от неизвестного производителя, то организовать простейшие испытания будет совсем несложно. Скажем, в одну пробирку заливаем испытанное масло, в другую — новичка, затем помещаем всё это в морозильник (или даже в сугроб), а после выдержки переворачиваем пробирки и следим за плавным опусканием шариков. Где шарик опускается медленнее, там вязкость выше.

Нам игрушка понравилась сразу. Если при комнатной температуре шарики гуляют по трубке довольно шустро, то при минус тридцати (ниже мы не забирались) их подви­жность падает настолько, что сразу хочется пересесть на общественный транспорт: жалко мотор… В любом случае всем любителям поэкспериментировать с неизвестными маслами мы советуем соорудить себе нечто подобное, прежде чем заливать неведомую жидкость в мотор. Наглядность эксперимента гарантирована.

А вот на автомобиле экспериментировать не стоит. В любом случае настоятельно советуем прислушиваться к рекомендациям именно производителя мотора, а не масленщиков. В каких случаях и в каких пределах позволительно несколько отклоняться от них, мы рассказали выше.

НАША СПРАВКАРазличают динамическую вязкость и кинематическую вязкость. Динамическую измеряют в паскаль-секундах (Па·с), а также в пуазах (1 П = 0,1 Па·с). Она характеризует сопротивление, которое оказывает масло при попытке сдвигать один его слой относительно другого. Фактически это величина, обратная текучести. На практике чаще пользуются кинематической вязкостью, измеряемой в м²/с, стоксах (1 Ст = 10–4 м²/с) или сантистоксах (1 сСт = 10–6 м²/с. Кинематическая вязкость — это отношение ­динамической вязкости к плотности масла.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/911808-shariki-i-noliki/

Как выбрать моторное масло?

Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя?

Моторное масло –один из самых важных «расходников» в автомобиле. Экономить на нем нельзя ни в коем случае, но как выбрать подходящее по параметрам и приемлемое по цене масло среди многообразия, представленного на прилавках автомагазинов?

Регулярная замена масла в двигателе – залог его долгой службы, поэтому к вопросу выбора этой жидкости нужно подходить ответственно, чтобы избежать множества проблем, связанных с дорогостоящим ремонтом мотора. Те автовладельцы, кто производит техобслуживание у официального дилера, доверяются ему и в выборе масла. Но как быть тем, кто обслуживает машину сам или в неофициальном сервисе? Ассортимент моторных масел в магазинах огромен, и зачастую очень трудно определиться.

Что посоветует производитель?

В первую очередь нужно узнать, какое масло рекомендовано производителем именно для вашего автомобиля. Речь не идет о модели машины в целом – для каждого двигателя в линейке производителя предназначено свое масло. Его параметры можно отыскать в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если руководства нет – нужную информацию можно найти на сайте автопроизводителя или сделать запрос представителю марки. Некоторые производители масел существенно облегчают эту задачу, предлагая удобный сервис подбора масла для конкретной модификации автомобиля на своем официальном сайте.

Итак, необходимые данные получены, но что они означают – непонятно. Здесь начинается самое сложное – расшифровка на первый взгляд загадочных цифр и букв на канистрах. Масла делятся на три типа: минеральные, синтетические и частично синтетические (так называемая полусинтетика). Эксплуатационные свойства «синтетики» лучше, и они практически не меняются по мере увеличения пробега, но стоит она дороже. «Минералка» подкупает доступной ценой, однако менять такое масло нужно чаще, чем синтетическое.

  Что делать с «кустарным» ксеноном, если вернут техосмотрСинтетическое моторное масло по своим эксплуатационным характеристикам превосходит минеральное и полусинтетическое. С ним двигатель работает эффективнее и потребляет меньше топлива

Синтетическое масло благодаря своим физико-химическим характеристикам оказывает существенное влияние на расход топлива.

Из-за высокой текучести и фрикционных свойств, превосходящих характеристики стандартного масла, существенно сокращаются потери на трение в двигателе. Это означает, что больше энергии, освобожденной в процессе сгорания, будет передано непосредственно на колеса. В итоге педаль газа становится более отзывчивой при меньшем потреблении топлива. При использовании таких масел силы жидкостного трения в двигателе и трансмиссии при низких температурах меньше по сравнению с маслами с высокой вязкостью.

Это обеспечивает улучшение пусковых свойств двигателя, экономию топлива и снижение выброса вредных веществ при работе автомобиля в режиме холод­ного цикла.

Также на канистре часто указывают допуски автопроизводителей. Если они есть – подобрать масло, рекомендованное заводом-изготовителем конкретного мотора, намного проще. Следующее обозначение – классификация масла по эксплуатационным свойствам. В Украине наиболее распространена классификация API. Это индекс из двух букв: первая указывает на тип двигателя (S – бензиновые двигатели или C – дизели), а вторая означает уровень эксплуатационных свойств. Допуск масла по классификации API автопроизводители часто указывают в инструкции к авто­мобилю.

  Как бороться с бактериями в салоне автомобиля?

Самая популярная классификация масел, по которой многие автолюбители и определяют, подойдет или нет их машине та или иная жидкость, – классификация вязкости (SAE), та самая строчка с W посередине. Здесь действует простое правило: цифры индекса не должны отличаться от рекомендованных производителем автомобиля. Любые эксперименты могут привести к нежелательным последствиям в виде увеличения расхода топлива и повышенного износа мотора.

Мешать или не мешать?

Если по каким-то причинам вы еще не готовы менять масло полностью, но есть необходимость восполнить его запасы, знайте, что допустимо смешивать только моторные масла одного класса вязкости и имеющие одинаковые спецификации по классификациям API/ACEA с одинаковой основой. При этом лучше не превышать 15-процентный объем долива, а после этой процедуры желательно не затягивать с полной заменой моторного масла.

А что с присадками?

Специалисты не рекомендуют использовать дополнительные присадки к моторным маслам. Это объясняется тем, что готовое масло – сбалансированный продукт, обладающий всеми необходимыми свойствами для удовлетворения техническим регламентам производителей двигателей и соответствия международным спецификациям, указанным на канистрах.

Скажем больше – добавление сторонних присадок может привести к непредсказуемым и весьма пагубным последствиям для двигателя ввиду возможного химического взаимодействия между соединениями.

Уж лучше воспользоваться промывкой при переходе на масло нового производителя или при смене владельца автомобиля, когда неизвестно, какое масло эксплуатировалось, чем проводить эксперименты с непредсказуемым финалом.

  Как «лечить» свист при торможении?

Совет эксперта

Степан Васильев, представитель компании «ТОТАЛ Украина»

Строго соблюдайте рекомендованный интервал замены с учетом адаптации к стране, где автомобиль эксплуатируется. В Украине, например, рекомендованные интервалы снижены в два, а то и в три раза по сравнению с Европой. Хочу заметить, что моторные масла Total обеспечивают интервалы замены через 30 000 км для бензиновых и 50 000 км для дизельных двигателей.

Читайте также  Чем лучше мыть двигатель?

Часто автолюбители спрашивают: нужно ли менять масло, если оно темнеет? Три основные функции моторного масла – смазывать, охлаждать и удерживать золу, которая образуется при неполном сгорании топлива в двигателе.

Потемнение масла вызвано попаданием в него различных примесей лаков, агрессивных газов – оксидов серы, азота и углерода, которые могут взаимодействовать с водяным конденсатом и приводить к химической коррозии несгоревших топливных частиц.

Моторное масло, которое не темнеет длительное время, как раз и должно вызывать обеспокоенность (а не наоборот), так как оно не выполняет одну составляющую своей триединой задачи – не удерживает золу. Это может приводить к отложениям на движущихся деталях двигателя, его перегреву и прочим необратимым явлениям.

Источник: https://www.avtomir.ua/details/autoservice/kak-vyibrat-motornoe-maslo/

Моторные масла для бензиновых двигателей

Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя?

Качество и характеристики моторного масла прямо влияют на ресурс бензинового двигателя. В моторе смазочный материал выполняет три функции:

  • уменьшает трение;
  • охлаждает пары трения;
  • очищает от продуктов износа.

Поэтому и перечень свойств моторных масел весьма велик.

Как выбрать моторное масло для автомобиля

Моторное масло для конкретного автомобиля нужно подбирать в зависимости от условий работы бензинового ДВС. Поэтому помимо общепринятых классификаций качества (API, ACEA) используются дополнительные. Например, стандарт ILSAC GF-5 для энергосберегающих масел или собственные системы допусков автопроизводителей. Перечень критичных требований к моторному маслу указывается в сервисной документации. Как минимум в него включаются параметры вязкости по SAE и класс качества и эксплуатационных свойств по API. При этом можно уверенно следовать ряду правил.

  • При подборе вязкости масла летний индекс SAE должен соответствовать указанному в документации или превышать его в условиях жаркого климата. Зимний индекс должен соответствовать указанному значению для умеренного климата. Если автомобиль эксплуатируется в суровых климатических поясах, возможно уменьшение до класса 0W. Например: если по документации нужно использовать масла классов SAE 15W-40 и 10W-40, то для облегчения запуска в холодном климате можно заливать SAE 5W-40.
  • У масла на замену класс по API должен соответствовать требуемому производителем или превышать его.

Если автопроизводитель указывает в сервисной книжке требования по ACEA, а также собственные допуски и классы по другим стандартам (JASO, ILSAC и др.), то подмена не допускается. То есть у заправляемого в картер моторного масла должен быть точно такой же набор допусков и классов. Нельзя подменять классы качества по ACEA следующими по нумерации. Как пример: вместо масла группы E6 не заливают масла группы E7, так как у первых более жесткие требования к сульфатной зольности.

Характеристики моторного масла

  • Вязкость – степень густоты смазочного материала и его способность сохранять свойства при перепадах температуры. Описывается далее в соответствующем разделе «Классификация по SAE».
  • Зольность – доля твердого остатка при сгорании масла. Параметр особенно важен для ДВС с многокомпонентными катализаторами, так как сажа забивает их соты.
  • Щелочное число – параметр, который косвенно указывает на ресурс моторного масла. В ходе эксплуатации оно насыщается кислотными соединениями, соответственно, падает щелочное число. Снижение до нуля означает завершение реального срока службы масла наряду с прочими параметрами. Параметр особенно важен при эксплуатации автомобиля на высокосернистом топливе и при значительном износе ЦПГ, из-за которого выхлопные газы проникают в картер.
  • Температура вспышки – показатель летучести масла. Моторные масла с низкой температурой вспышки при прочих равных условиях образуют больший объем нагара, быстрее расходуются на угар. Высокая температура вспышки – показатель качества масла. Максимальное значение достигается при использовании чистой синтетической базы.
  • Температура застывания – обязательно контролируемый параметр для летних и всесезонных масел. Он показывает точку, ниже которой масло полностью теряет текучесть. Фактически температура застывания – это нижняя отметка, когда двигатель автомобиля можно запустить с буксировки, ручным стартером или другим способом.
  • Моющие свойства – это способность масла выносить и удерживать в своем объеме загрязнения,  то есть продукты износа и собственного разложения (осадок, нагар). Качественные моторные масла с хорошими моющими свойствами поддерживают чистоту двигателя, не позволяют забиваться масляным каналам.
  • Коксуемость – объем нагара и смолистого остатка, который образуется в процессе эксплуатации. Коксообразование вредно в первую очередь для поршневых колец, так как приводит к потере их подвижности и падению компрессии.

Типы масел для бензинового двигателя

Основа (или базовое масло) прямо влияет на эксплуатационные характеристики моторного масла. Поэтому общепринято разделение моторных масел на группы по использованной базе.

Масла на минеральной основе

Первый в истории класс смазочных материалов. Изначально в роли масла использовалась часть тяжелых фракций нефти. Продукция имела определенный уровень антифрикционных и противозадирных свойств. Однако даже при высокой степени очистки минеральное масло для бензинового двигателя практически неприменимо.

Это связано с нестабильной вязкостью, высоким нагарообразованием, неподходящим уровнем коксуемости. Чистая минеральная база может использоваться только летом, межсервисные пробеги малы даже на низкофорсированных двигателях. До середины XX века детали двигателей спортивной техники чистили от нагара после каждой гонки.

Эта необходимость объясняется большим объемом нагара, который образовывался при жесткой эксплуатации.

Для коррекции свойств минерального масла в его состав вводится большой объем различных присадок: моющих, антифрикционных, стабилизаторов вязкости и так далее. Благодаря этому минеральные масла производятся до сих пор. В линейке ROLF Lubricants GmbH эти масла наиболее доступны по цене, но их качество полностью соответствует заявленным стандартам.

Синтетические масла

Причина большинства проблем минеральных масел – это сложность состава базы. Серьезные отличия возможны даже при переработке нефти с соседних месторождений. Требования к качеству моторных масел постоянно росли, поэтому увеличивался объем вводимых присадок. Из-за старения присадок неизбежно ограничивался ресурс масла.

Решением проблемы стал прямой синтез базового масла. Если минеральное масло очищается из исходного сложного сырья, то синтетическое создается из других компонентов в ходе химических реакций. Использование чистого сырья помогает добиться в разы большей однородности полученного продукта по изомерному составу. Так «синтетика» получает улучшенные качества и дольше сохраняет свои характеристики.

Синтетические моторные масла для бензиновых двигателей высокой степени форсировки появились в Германии еще в начале 1940-х годов. На практике они стали применяться относительно недавно, когда требования двигателей стали уже слишком жесткими для минерального масла. Известно несколько основных принципов получения синтетических автомобильных масел.

  • Полиальфаолефиновые масла (ПАО) получаются в ходе реакции синтеза тяжелых цепочек углеводородов из легких (например, из попутного нефтяного газа). Высококачественные масла с очень высокой температурой вспышки используются в качестве базы в большинстве сортов вплоть до премиального сегмента.
  • Эстеровые базовые масла – продукт полимеризации эфиров природного происхождения (например, из рапсового масла). Обладают серьезными преимуществами в защите двигателя, но из-за сложности производства и высокой себестоимости пока остаются экзотикой на рынке.
  • Гидрокрекинговая синтетика (HC) – самый доступный класс базовых масел. Сырьем для переработки служит нефть, точнее ее наиболее тяжелые фракции, цепочки которых разрываются и насыщаются водородом. Фактически, это обратная реакция синтеза ПАО-масел. Дешевое сырье делает HC-синтетику наиболее доступной. Есть довольно аргументированные мнения, что правильнее относить гидрокрекинговую синтетику к полусинтетике.
  • Алкилированные нафталины (АН) – базовое масло, которое получают путем алкилирования нафталина в присутствии олефинов. Молекулы АН притягиваются к металлу за счет отрицательной полярности атомов. Благодаря постоянному слою масляной пленки двигатель в любых условиях остается смазанным.

Полусинтетические масла

Полусинтетическое моторное масло – своего рода компромисс. Введение части синтетики в минеральное масло позволяет добиться заметного улучшения эксплуатационных качеств и сохранить низкую цену. Продукция получает достаточно строгие классы качества и эксплуатационных свойств. Если минеральные масла сейчас выпускаются фактически только для устаревших двигателей, то полусинтетические – для современных.

Классификация по SAE

Описание вязкости по SAE – удобный способ сравнения характеристик масел. В этом стандарте измеряется вязкость при следующих показателях температуры:

  • отрицательных (моделируются пусковые свойства зимой);
  • условно близких к рабочим (поведение масла на прогретом двигателе).

По результатам измерений выбирается соответствующий класс. Чем выше его индекс, тем масло гуще в равных условиях. Для зимних классов (измерения проведены при отрицательных температурах) указывается суффикс W (Winter). Например, у всесезонного масла обозначение SAE 10W-40 объединяет зимний класс вязкости 10W и летний 40. По сравнению с ним масло 5W-40 будет более жидким зимой, а 10W-50 будет иметь большую вязкость при рабочей температуре двигателя.

Классификация по API

По американскому стандарту API выделяются классы качества для моторов, которые работают на бензине, этаноловых смесях или природном газе (S), а также для дизельных двигателей (С). Чем дальше по алфавиту буква за указанием класса (S или С), тем более жестким требованиям соответствует масло. Например, стандарт API SN жестче, чем API SM. Универсальные масла для дизелей и бензиновых моторов получают оба обозначения (например, API SL/CF).

Классификация по ACEA

Европейская система изначально копировала американскую, только группа для бензиновых моторов получила название A, а для дизельных – B. По нему каждый следующий стандарт получал новый номер по порядку следования, то есть требования ACEA A4 перекрывали требования ACEA A3. В дальнейшем из-за ужесточения европейских норм экологии появились дополнительные классы. Для бензиновых и дизельных двигателей, которые соответствуют нормам «Евро-4» и превосходят их, была выявлена группа C, для дизелей тяжелых грузовиков – Е. Здесь порядок нумерации уже не полностью означает перекрытие требований, о чем указано выше.

Как выбрать масло, если у двигателя большой пробег

Автомобиль с большим пробегом – это и изношенный двигатель, и невысокая цена, если речь не идет о редком раритетном авто. Его владелец обычно стеснен в средствах, а расход масла у мотора увеличен. Поэтому разумно применять более доступные масла на минеральной основе, но в любом случае не меньшей группы качества и эксплуатационных свойств по API/ACEA, чем требует производитель.

Читайте также  Как глушится дизельный двигатель?

Выбор масла для двигателя с турбонаддувом

Любой турбодвигатель – это повышенные удельные нагрузки на основные узлы ЦПГ и КШМ, увеличенные темпы старения масла. Турбодвигатели желательно эксплуатировать на маслах с повышенной температурной стабильностью. В линейке ROLF они обозначаются соответствующим логотипом High Thermal Stability на упаковке.

Моторные масла ROLF

Все моторные масла ROLF

Источник: https://rolfoil.ru/motornye-masla-dlya-benzinovyh-dvigateley.html

Как правильно выбрать масло?

Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя?

Высокое качество моторного масла – залог успешной работы двигателя автомобиля. К выбору масла следует подходить очень ответственно, так как неправильный подбор масла для Вашей системы может вылиться в крупные незапланированные траты по ремонту двигателя в будущем.

Современный рынок автомобильных запчастей и технических жидкостей пестрит новыми брендами и маркетинговыми слоганами. Однако не стоит всерьез относиться ко всему тому, что кричит нам реклама. Выбор моторного масла требует определенных навыков, знаний и осторожного подхода чтобы избежать покупки подделки известного бренда, иначе это приведет к поломке двигателя и крупным расходам автовладельца. Наша статья постарается ответить на самые популярные вопросы на тему подбора моторного масла.

Зачем вообще нужно моторное масло?

Конструкция двигателя представляет собой агрегат, который состоит из корпуса, камеры сгорания и других узлов, некоторые из которых находятся в постоянном движении. Моторное масло осуществляет смазку всех поверхностей за счет образующейся тонкой пленки, а также впитывание и удержание продуктов горения топлива и металлических микрочастиц. Также масло дополнительно очищает и охлаждает двигатель и осуществляет защиту от коррозии.

Итак настало время менять масло в двигателе! Какое масло выбрать, как следует осуществлять его замену, нужна ли промывка двигателя после слива старого масла? (Тема промывки двигателей будет подробно рассмотрена в нашем следующем материале). Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с вопросами подбора масла.

Главное правило при самостоятельном выборе – это необходимость приобретать моторное масло только у официальных представителей брендов или специальных авторизованных магазинах и на СТО. Это спасет Вас от покупки подделки, которых достаточно много на сегодняшнем рынке.

Постарайтесь учесть требования завода-изготовителя автомобиля к маслам и другим техническим жидкостям, применяемым в системе. Эту информацию можно посмотреть в сервисной документации, поставляемой вместе с автомобилем или на сайте производителя авто в разделе технической поддержки. Это могут быть как формальные требования, так и рекомендации по использованию конкретных брендов. Однако, при эксплуатации достаточно старого автомобиля сервисной документации к нему может и не быть, или же информация в ней морально устарела. В таком случае выбирайте моторное масло самостоятельно.

Не забудьте учесть главные характеристики всех моторных масел:

  • класс вязкости по стандарту SAE;
  • класс качества по стандартуACEA (CCMC), APJ или ILSAC;
  • тип масла (минеральное, полусинтетическое или синтетическое).

В чем отличие минерального масла от синтетики?

При производстве минеральных масел используется нефть, которая подвергается рафинированию и дистиллированию. Масла подразделяются на два типа: нафтеновые и парафиновые. В минеральных маслах высокий процент содержания различных присадок, что приводит к быстрой потере их смазывающих свойств. Качество этих масел зависит от строения входящих в состав углеводоров. Наиболее высокие показатели вязкости и устойчивости к перепадам температур показывают парафиновые базовые масла.

Характеристики минерального масла можно улучшить с помощью гидрокрекинга (процесса «выпрямления» углеводородов с помощью перегруппировки атомов, входящих в состав молекул масла). В результате получаются изомеры. Однако данный процесс не является панацеей, так как он обратим. Минеральное масло получает свойства синтетического и быстро их теряет, становится непригодным. Главное преимущество минеральных масел — низкая стоимость.

Синтетические масла являются продуктом определенных химических реакций, с помощью которых можно улучшить эксплуатационные свойства масла, химическую стойкость и устойчивость к скачкам температур.

Преимущества синтетических масел перед минеральными

-высокий показатель текучести, что значительно снижает трение узлов, а следовательно, уменьшает расход топлива и увеличивает мощность ДВС.

-прокачка при низких температурах , что позволяет двигателю работать в обычном стабильном режиме даже при сильных морозах;

-высокая температура испарения синтетического масла за счет устойчивости к перегревам;

-сохранение химической стабильности масла в течение всего срока его эксплуатации (малое окисление и запарафинивание).

Список этих достоинств значительно увеличивает итоговую стоимость моторного масла. Для экономии можно выбрать полусинтетическое масло. Эта эмульсия получается путем смешивания минеральных масел высокого качества с синтетическими базовыми составляющими. Полусинтетическое масло имеет меньшую стоимость, чем синтетика, но более высокие характеристики

эксплуатации, чем минеральные масла. Сфера применения полусинтетических масел – практически все типы современных двигателей.

Как выбрать класс вязкости по SAE?

Спецификация SAE – это международный стандарт общества инженеров-автомобилистов, регламентирующий вязкость моторных масел. Этот стандарт не затрагивает качественные характеристики масел и сферу их применения.

Одна из главнейших характеристик масла – это его показатель вязкости, который влияет на холодный пуск двигателя при отрицательных температурах воздуха. Согласно данной спецификации, существуют три вида моторных масел:

  • всесезонное масло;
  • летнее масло;
  • зимнее масло.

Зимнее масло обязательно содержит в своей аббревиатуре английскую букву «W» (от «зима» по англ. – winter).

Пример: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Летние масла маркируются просто числовым коэффициентом без букв.

Пример: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонное масло в своей маркировке комбинирует летние и зимние обозначения.

Пример: SAE 5W40, 10W40.

Цифровой показатель зимнего индекса демонстрирует минимальную температуру использования масла в морозы. Руководствуйтесь средними значениями температурных условий для Вашего региона. Следующая таблица наглядно поможет разобраться с данными показателями:

При эксплуатации автомобиля и заводке двигателя (как при отрицательных температурах, так и в теплое время года) масляный насос должен прокачать масло по системе двигателя. Это занимает какое-то время. При холодном пуске двигатель вынужден испытывать так называемое «масляное голодание». В таком режиме значительно возрастает трение и износ механических узлов агрегата. Следовательно, высокие показатели текучести масла при низких температурах позволяют быстрее прокачивать его по системе и защищают его при запуске.

Когда стоит вопрос выбора летней серии моторного масла, многие автопроизводители дают рекомендацию на использование масел с показателем вязкости 40 по SAE и выше. Это является очень важным аспектом при эксплуатации современных ДВС, так как их работа сопряжена с высокой тепловой напряженностью и в условиях повышенных температур, предельных показателей давления и скоростей сдвига различных узлов агрегата.

При таких жестких условиях эксплуатации основной задачей моторного масла является сохранение уровня вязкости, при котором образовывается масляная пленка и идет охлаждение механизмов при трении, что поможет предотвратить повышенный износ движущихся механизмов и образование зазоров при отсутствии обдува встречными воздушными потоками. Это особенно актуально при высоких температурах окружающей среды летом или в режиме городской езды с простаиванием в многочисленных «пробках».

Справка: японские заводы-изготовители все чаще рекомендуют использовать энергосберегающие технологии и применять в современных ДВС моторные масла с показателем вязкости (5W-20, 5W-30, 0W-20). Американский и европейский автопромы (производители BMW, Audi. Volkswagen, Opel) в последние годы также рекомендуют использование масел с классом вязкости 5W-30 в своих автомобилях.

Как выбрать класс качества моторного масла?

На сегодняшний день существуют несколько наиболее авторитетных организаций, классифицирующих качество моторных масел: API, ACEA (CCMC) и ILSAC.

По классификации API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) существуют две категории моторных масел: «S» (service), предназначенные для бензиновых двигателей, а также «C» (commercial), разработанные специально для дизелей. Этикетка любого моторного масла содержит артикул из двух букв. Первая буква показывает качество масла по API, вторая буква характеризует класс масла (чем ближе к концу алфавита, тем выше уровень моторного масла).

В наши дни моторные масла для бензиновых двигателей подразделяются на следующие классы: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004), SN(2010). Рынок дизельных ДВС на легковых автомобилях, микроавтобусах и коммерческих машинах обеспечен классами CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4 и CI-4+ (2002), CJ-4 (2010). Год обозначает, когда вступила в действие данная спецификация товара.

В 1996 году увидела свет классификация моторных масел ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей), благодаря которой моторные масла наиболее широко уделено внимание эксплуатационным свойствам самих масел. Маркировка буквой A предназначена для бензиновых ДВС, B и E – для дизельных, а также цифровым показателем. Чем выше цифра, тем выше эксплуатационные характеристики. Далее через дефис указан год, когда утверждалась или изменялась данная спецификация.

Ниже представлены виды масел для бензиновых ДВС, используемых в легковых автомобилях, микроавтобусах, фургонах в порядке улучшения своих эксплуатационных свойств:

А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002.

Виды масел для дизельных ДВС в легковых автомобилях, микроавтобусах, фургонах в порядке улучшения своих эксплуатационных свойств:

B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002.

2004 год ознаменован выходом в свет новым классом моторных масел под маркировкой C (C-1, C-2, C-3, C-4). Данный класс подходит для эксплуатации как в бензиновых, так и дизельных системах и характеризуется низким содержанием таких веществ, как сульфатная зола, сера и фосфор. Также масла класса C адаптированы под работу совместно с системами нейтрализации отработанных газов последнего поколения, которые обладают высокой чувствительностью к показателю уровня золы.

Класс E специально выделен для использования в грузовых автомашинах.

Классификация моторных масел ILSAC (International Lubricants Standardization Approval Committee – Международный комитет по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов) была создана в 1993 году с помощью ассоциаций AAMA и JAMA (Американская и Японская ассоциации автопроизводителей). Суть данной классификации такова, что она уточняет требовании к классам по системе качества API, имеет те же подходы к разработке классов, однако немного дополнена новейшими классами и ужесточает методы классификации и отбора.

Сервисная документация на автомобили современных производителей (начиная с 1990-х гг.) содержит перечень требований к моторным маслам согласно этим спецификациям. Не забывайте, что дешевое масло хорошим быть не может, поэтому советуем не экономить и выбирать оригинальные масла Motul.

Источник: http://www.motul-oil.by/voprosy/kak-pravilno-vybrat-maslo/