Как работает коробка передач на мотоцикле?

Переключение передач на мотоцикле

Как работает коробка передач на мотоцикле?

02 декабря

  • LiveJournal
  • Новички, только осваивающие азы вождения и управления мотоциклом, с восхищением смотрят на то, как мотоспортсмены умело и бесшумно переключают передачи на мотоцикле. И у них возникает непреодолимое желание научиться такой же безупречной технике управления своим транспортом. Но зря они думают, что это настолько сложно. Научиться этому просто.

    Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.

    Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз».
    Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу в такой последовательности:

    •  Быстро сбрасываете газ, обороты двигателя понижаются. Одновременно выжимаете рычаг сцепления.
    •  Включаете следующую передачу.
    • Сцепление нужно отпустить; Одновременно с этим добавляете газу и повышаете обороты.

    Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.

    Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?

    • Сбрасываете газ.
    •  Нажимаете рычаг сцепления.
    •  Теперь нужно включить низкую передачу.
    •  Отпускаете сцепление.
    •  И в это же время быстро добавляете газу.

    Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление. Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.

    Последовательность действий при троганье с места:

    1. занять правильную посадку; 
    2. выжать сцепление; 
    3. включить 1-ю передачу;
    4. немного прибавить «газ»;
    5. медленно отпустить сцепление;
    6. регулировать скорость только ручкой «газа».

    Как правильно переключать передачи на мотоцикле

    Все движения, которые вы проводите с педалями, должны быть плавными, чтобы не вывести из строя трансмиссию.

    Переключая передачи, переключайте за один раз одну скорость. Перескакивать не желательно.

    Чтобы понять, как переключать передачи на мотоцикле, нужно внимательно изучить органы управления. Существуют мотоциклы с механической трансмиссией и полуавтоматической.

    Способ первый

    Мотоциклы с механической трансмиссией. Все действия в этом случае происходят в следующей последовательности. Набираете скорость. Убираете газ. Включаете сцепление. Нажимаете педаль переключения передач. Отпускаете сцепление, затем педаль переключения и добавляете газу.

    Чтобы завести мотоцикл, ставите его на нейтральную скорость. После этого убираете газ и выжимаете сцепление, одновременно включая первую скорость. Убрав ногу с педали передач, поддаете газу и отпускаете сцепление. Теперь добавляете газу.

    Чтобы повысить передачи, нужно убрать газ, включить сцепление и нажать педаль переключения передач. После этого отпускаете сцепление, отпускаете педаль переключения и добавляете газу.

    Чтобы понизить передачи, нужно убрать газ и включить сцепление. После этого резко добавить газу, и когда обороты начинают падать, нажимаете на педаль переключения передач. Отпускаете сцепление и педаль переключения и добавляете газу. После того, как мотоцикл остановится, не забудьте поставить его на нейтральную скорость.

    Способ второй

    Мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией. На этих мотоциклах переключение скоростей происходит проще. Убираете газ и переключаете скорость. Сцепление и коробка передач здесь соединены.

    https://www.youtube.com/watch?v=-DfRSrF4mV4

    Перед тем, как завести двигатель, поставьте свой байк на нейтральную передачу. Для того, чтобы включить первую скорость, нужно убрать газ и нажать рычаг переключения передач вниз. Для повышения передачи нужно убрать газ, а рычаг переключения передач поднять вверх. Для понижения передачи газ, наоборот, нужно поддать и сразу убрать руку с газа. Когда обороты начнут падать, переключить скорость и добавить газу. Теперь вы знаете, как на мотоцикле переключать скорости.

    Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость

    Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.

    Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей. Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час. В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.

    Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.

    Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.

    Источник: http://motoking.ru/sovety/kak_pereklyuchat_peredachi_na_motocikle_sovety_po_

    В чем особенности мотоциклов с автоматической коробкой передач?

    Как работает коробка передач на мотоцикле?

    Если составляющие конструкции автомобиля чаще упоминаются в повседневных разговорах,то устройство мотоцикла известно в основном только настоящим поклонникамданного вида транспортных средств. К примеру, знаете ли вы, что мотоцикл савтоматической КПП – это такая же реальность, как и автомобиль с коробкой-автомат, вот толькопринцип ее действия на двухколесном транспорте несколько отличается? Если нет,то скоро вам станет известно об особенностях работы АКПП на мотоциклах и еепреимуществах на данном виде транспортных средств.

    Как работает коробка-автомат на мотоцикле

    Удобство и комфорт передвижения – важные составляющие любой поездки, и современем к данному заключению пришли не только автомобилисты, но имотолюбители. Благодаря этому мир увидели модели мотоциклов с автоматическойкоробкой передач – гениальным и достаточно простым изобретением.

    Не сложен ипринцип работы автоматической коробки передач на мотоцикле: к внутреннему барабану за один крайприкреплены колодки (точно такие же, как в барабанном тормозе), а их второйконец подсоединен к ним посредством пружин. Когда барабан вращается, действиецентробежной силы заставляет эти элементы расходиться и прижиматься к внешнемубарабану, тем самым передавая ему крутящий момент. Эффективность такой системыподтверждена не одним годом практики, и ее можно найти внутри любогосовременного скутера.

    Достоинства и недостатки коробки на мотоцикле

    Все новые конструкции, так или иначе, сталкиваются с проблемой несовершенства.Однако в случае с автоматической коробкой передач разработчикам удалосьизбежать многих неточностей, так как все первоначальные недочеты уже былиотработаны на автомобильных коробках передач на протяжении десятилетий. Витоге, мотоциклы с автоматической коробкой передач работают плавно, без рывков и с минимальнойзадержкой между переключением скоростей.

    Первым и самым главным преимуществом данного вида трансмиссий намотоциклах является все тот же комфорт передвижения, так как водителю больше ненужно следить за работой передаточной коробки и вручную переключаться с низкойпередачи на более высокую и обратно, ведь все это за него делает АКПП.

    Кроме того, рабочие условия силовой установки в этом случае болеещадящие, нежели при взаимодействии с механикой, а значит, общий ресурсдвигателя будет увеличен.

    Читайте также  Что лучше механическая или автоматическая коробка передач?

    Наличие коробки-автомат на мотоциклах существенно облегчает управление транспортнымсредством, что особенно заметно на ровных участках пути, однако и этоустройство не лишено недостатков. Увеличенный вес, повышенный расход топлива, довольносложная конструкция и необходимость в дорогостоящем обслуживании – основные критерии,которые заставляют многих мотолюбителей отдаватьпредпочтение классической «механике». Также не понравится управлять такиммотоциклом и любителям острых ощущений, поскольку придется забыть о резкомускорении и переключении скоростей.

    Можно сказать, что мотоциклы с автоматической КПП уже нашли свою целевую аудиторию,которая представлена в основном новичками-мотолюбителями, недавно пересевшимисо скутеров на более серьезный мототранспорт. Стоит ли менять механический байкна транспортное средство с АКПП – это уже отдельный вопрос, ответ на который вкаждом отдельном случае может существенно отличаться. Так, любители спокойной имаксимальной комфортной езды, наверняка оценят всю прелесть передвижения накоробке-автомат, в то время как экстремалы, предпочитающие хорошо «газануть», будут считать ее обузой.

    Что выбрать: автомат или механику

    Автоматическую коробку переключения передач выбирают в основном люди,которые не умеют или не хотят переключать скоростные режимы вручную. При этомстоит учитывать, что мотоциклы с коробкой-автомат отличаются от механическиханалогов не только внутренними составляющими, но и внешним видом. Более обтекаемаяи логически завершенная форма кузова, компактный размер, лучшие пропорции иV-образный двигатель с оптимальным объемом не могут не влиять на общуюпривлекательность данного транспортного средства.

    Управление многих мотоциклов с автоматической КПП – кнопочное, с размещениемкнопки на руле, а отсутствие рычагов и механического сцепления делает ездунамного проще, позволяя полностью сосредоточиться на дорожной обстановке,ускорении, торможении и маневрировании.

    Механическая коробка передач – это традиционный вариант КПП, которыйнамного проще автомата, как в плане работы, так и в обслуживании. Детали к «механике»значительно дешевле, нежели к автомату, а с точки зрения динамики, механическаяКПП дает возможность полного контроля мощности байка. Тем не менее, вариаторы хоть и проигрывают вдинамических показателях, но значительно мягче ручного переключения передач.

    Благодаря оптимизации технологий, с каждым годом разница между механикой иавтоматом становиться все меньшей. Однако, в плане стоимости, на данном этапе нельзя сказать, что отличий нет. Бюджетный и средний класс «механики» дешевле иэкономичнее в роботе, в то время как АКПП стоит достаточно дорого (за комфортвсегда приходится платить).

    В том случае, когда для вас больше важна экономия, лучше обратить вниманиена менее прожорливую механику, хотя новые типы силовых установок и современныепередаточные коробки минимизируют топливный разрыв между двумя видами КПП до0,1-0,3 литров на 100 км. Более того, чаще всего байки покупают не бедные люди,которые, к тому же, не планируют их использовать каждый день, а это значит, чтостоль незначительная разница в топливных затратах вообще не принципиальна.

    Если при выборе оптимального для себя варианта исходить из будущих условийэксплуатации, то стоит отметить, что мотоцикл с автоматической коробкой передач идеально подходит дляпередвижения в городских условиях, с постоянным торможением, разгоном, сменойполос и опережением. Автомат мягче и быстрее меняет скорости, благодаря чемуводитель меньше устает.

    Обратите внимание! Опытные байкеры предпочитают МКПП, так как в сложныхдорожных условиях (на мокрой, грязной или грунтовой дороге) она дает большеконтроля над мотоциклом. Хотя вам может показаться, что для транспортныхсредств с АБС это не принципиально, но в тех случаях, когда нужно резковыполнить маневр, а АКПП срабатывает в установленном заводском режиме, дажетакой нюанс очень важен.

    Бытует мнение, что «автомат» (не важно, идет речь о мотоциклах илиавтомобилях) — это удел женщин или лентяев, в то время как на механике ездятчуть ли не «профи», но так ли это на самом деле? Убеждать кого-то в правотеэтого утверждения или, напротив, в его неуместности – это бесполезная тратавремени. Поэтому, выбирая между МКПП и АКПП, сначала ответьте себе на нескольконесложных вопросов. Сколько денег вы готовы потратить на покупку и содержаниемотоцикла? Что вам важнее: комфорт или контроль?

    С практической точки зрения наличие подобного выбора просто расширяет кругвозможных вариантов, среди которых каждый водитель сможет подобрать наиболееоптимальный для себя.

    Список производителей, выпускающих мототранспорт с автоматической коробкой передач

    Самыми удачными моделями мотоциклов с АКПП являются творения компаний Honda,Yamaha, BMW и Aprilia. Honda – первопроходец в плане разработки и выпуска АКППдля мотоциклов. Первая автоматическая гидравлическая коробка передач быласоздана специалистами компании на базе КПП квадроциклов Honda и так же, какавтомобильная передаточная коробка, предусматривает три рабочих режима:управление «автомат», режим «triptronic» и «sport», которые выбираются с помощьюкнопки на левой ручке руля. За работой трансмиссии следит электронная система «HumanFriendly Transmission».

    Следом за первой моделью «автоматическогомотоцикла» от Honda, которая, к слову, остается лидером в этой сфере, быливыпущены и другие аналогичные модели, а также продолжают разрабатыватьсясистемы бесступенчатого переключения передач (вариаторов) и варианты режимов, взависимости от дорожных и климатических условий. Тем не менее, нельзя утверждать,что идея создания мотоциклов с автоматической коробкой передач понравилась всембез исключения производителям.

    Кроме Honda, среди «серийников»популярными остаются только детища итальянской фирмы «Aprilia»и немецкой «BMW»,а известная фирма «Yamaha» снабжает автоматическими КПП только легкие скутеры,продолжая выпускать тяжелые машины со стандартной механической трансмиссией.

    Что касается конкретныхпредставителей мира «автоматических» мотоциклов, то тут стоит упомянутьследующие транспортные средства:

    Honda VFR1200XD Crosstourer AUTOможет предложить покупателю стабильную работу передаточной коробки, котораявыражается в плавном разгоне, качественном переключении передач и легкостиуправления транспортным средством. Кроме того, владельцы этого мотоцикласходятся и на том, что датчик наклона, который препятствует самостоятельномупереключению передач на поворотах, работает четко и без сбоев.

    Немного хуже отзываются омотоцикле Aprilia NA 850 MANA, поскольку он считается более сложной и неслишком надежной моделью с неоправданно большим расходом топлива и худшимидинамическими характеристиками. Также проблемы появляются в процессеобслуживания сложной АКПП, и при необходимости использования управляемогозаноса и силового скольжения (на этом байке невозможно выполнить подобныеманевры).

    Важно!Разница в цене между похожими моделями мотоциклов с разными типамикоробок передач практически такая же, как и в автомобилях (в районе 2000долларов).

    Несмотря на высокую стоимость «автоматики», все большее число мотоциклистоввыбирают спокойную и комфортную езду, которую способна обеспечить АКПП. Болеетого, ежегодно к ним присоединяются и многие байкеры, решившие немногоотдохнуть от своей обыденности. Однако, чтобы делать какие-либо выводы, стоитсамому оценить все преимущества и недостатки подобного вида транспорта.

    Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

    Источник: https://auto.today/bok/5759-vse-o-avtomaticheskoy-korobke-peredach-na-motociklah.html

    Три сцепления

    Как работает коробка передач на мотоцикле?

    Лет 15 назад мне и в предрассветном кошмаре не могло бы присниться, что придётся сравнивать одну и ту же модель мотоцикла «на ручке» и «на автомате». Однако технический прогресс на месте не стоит – сравниваем. Итак, три сцепления на двоих.

    Начну я с теории, чтобы лучше понимать процессы, происходящие внутри этой автоматической коробки передач. Если быть точным, то на Honda CRF1000L DCT стоит не «автомат», а «робот с двумя сцеплениями», по принципу действия напоминающий коробки DSG концерна VAG .

    DCT так и расшифровывается: Dual Clutch Transmission (трансмиссия с двумя сцеплениями). По сути, там в одном корпусе разместили две коробки передач: в одной передачи нечётные (1–3–5), в другой – чётные (2–4–6). Когда вы нажимаете на клавишу Drive , робот размыкает «нечётное» сцепление и подтыкает первую передачу.

    Читайте также  Коробка автомат типтроник что это?

    Всё логично, да? Но в это же время он размыкает ещё и «чётное» сцепление и включает вторую передачу «на будущее».

    Вы открываете «газ», обороты мотора растут, потихоньку автоматикой отпускается «нечётное» сцепление, мотоцикл стартует и начинает ускоряться. Пока всё как обычно, только левой рукой ничего выжимать не надо – всё делает за тебя дружелюбный робот – и делает аккуратно и плавно, без рывков. Но дальше мы отступаем от привычного сценария.

    Вы же помните, что вторая передача уже «воткнута», и сцепление разомкнуто в ожидании? Когда приходит время переключаться, одновременно происходят два процесса. «Нечётное» сцепление начинает размыкаться, а «чётное», наоборот, смыкаться. В какой-то момент мотоцикл оказывается уже на следующей передаче, и происходит это так же плавно и без рывка, как при старте.

    Помогает тому система электронного управления двигателем, которая чётко дозирует количество впрыскиваемого в цилиндры бензина, чтобы ещё сильнее сгладить момент переключения. После этого в «нечётной» части коробки подтыкается третья передача и ждёт своего момента для включения. И так далее, вплоть до шестой.

    А на обновлённом «Голдвинге» в автомате будет уже семь ступеней.

    Какие это накладывает ограничения? Главное – нельзя сменить несколько передач за раз. К примеру, если вы медленно едете на шестой передаче, то при резком открытии «газа» третья сама не подоткнётся: мотоцикл последовательно будет переключать 6–5–4–3 и только потом начнёт ускоряться. То есть некоторая заторможенность реакции на действия в экстренных ситуациях есть, но срок этой задержки прогнозируем, и позволяет не терять контроля над ситуацией, возвращая её в рамки штатной.

    При наличии трёх карт управления мотором и коробкой, а также отдельно активируемого режима “G”, делающего более прозрачной и чёткой связь между углом поворота ручки «газа» и тягой на заднем колесе, перевод коробки в ручной режим управления теряет смысл, по крайней мере, при движении по асфальту.

    Тем не менее, возможность такая предусмотрена. Скорости придётся переключать клавишами «+» и «–» на пульте руля. Для ещё более продвинутых водителей можно приобрести аксессуар – электронную лапку КПП, которая ставится на привычное место под левой ногой и дублирует переключатели на руле.

    Естественно, никакой механической связи с коробкой у неё не будет – только электрическая.

    Как вы видите, с технической точки зрения перед нами механическая коробка передач с фиксированными ступенями, как обычно. Разве что переключением заведует робот. А вот как он с этим справляется?

    Разгон

    Если хочется поиграть в драгрейсинг, то нужно заранее выбрать наиболее спортивный режим управления коробкой, который будет «тянуть» передачи, производя переключения в конце шкалы тахометра перед самой красной зоной. Выиграть у робота можно на первых метрах дистанции за счёт более резкого старта с небольшим отрывом переднего колеса от асфальта.

    Всё-таки в прошивку вложена страховка от необдуманно резкой работы ручкой «газа», и первые метры дистанции проходятся плавно и безопасно. Но уже к моменту перехода с первой на вторую робот отыгрывается. Практически непрерывный поток тяги, обеспеченный схемой с двумя сцеплениями, позволяет избежать рывка и пауз в разгоне, которые на «ручке» будут в момент выжима сцепления и смены передачи.

    К моменту переключения на шестую мотоцикл с DCT , скорее всего, будет впереди, и это несмотря на 10-килограммовую разницу в снаряжённой массе, само собой, не в его пользу.

    Торможение

    При отсутствии системы АБС торможение двигателем является хорошим подспорьем при замедлении, а также страховкой от блокировки заднего колеса. При наличии такой системы, эффективнее всего с точки зрения длины тормозного пути получается тормозить обоими зажатыми до упора тормозами одновременно при полностью выжатом сцеплении, доверяясь блоку АБС. Так что с точки зрения эффективности торможения у двух «Африк» будет паритет. Возможно, первое время вас будет немного раздражать вялое торможение двигателем на версии с DCT , но вы к этому быстро привыкнете.

    Переключения

    При чёткой синхронизированной работе левой ногой и обеими руками можно добиться, чтобы при смене передач на разгоне пассажир не бился своим шлемом о ваш. При определённой сноровке этого можно добиться, даже не прикасаясь к рычагу сцепления, но это уже высшая лига мотоциклизма. Робот же это исполняет на раз. То, что передача сменилась, можно понять по изменению тональности песни мотора, по длине червяка жидкокристаллического тахометра или по смене цифры текущей передачи в окошке на приборной панели, но никак не по удару пассажирским шлемом в затылок. Всё происходит очень плавно и аккуратно.

    Маневрирование

    Даже если у вас был плохой инструктор в мотошколе, и вы уверены, что мотоцикл поворачивает потому, что вы давите ногой ему на подножку, а не падает из-за эффекта гироскопа от колёс, то это не мешает вам использовать реально действующие на мотоцикл векторы сил, пусть и на бессознательном уровне.

    Играя сцеплением, вы помогаете поддерживать равновесие мотоцикла при медленном маневрировании.

    Описывая круги, вы выдерживаете диаметр окружности не только углом поворота руля, но и тягой: при отпускании рычага мотоцикл чуть выпрямляется и увеличивает размер окружности, при выжимании – наклоняется сильнее и переходит на более тесную «орбиту».

    К сожалению, на автоматической версии так делать не получится – рычага то нет… Но нам на помощь приходит педаль заднего тормоза! Придётся немного потренироваться для овладения новыми навыками, но организм быстро адаптируется. Небольшое подтормаживание заднего колеса помогает наклонить мотоцикл сильнее и описывать круги меньшего размера, а отпускание тормоза с небольшим добавлением «газа» – распрямлять мотоцикл. Этим и без автомата пользуются спортсмены-кольцевики, помогая сильнее ввинчиваться мотоциклу в поворот с помощью заднего тормоза.

    Бездорожье

    Просто по сухой грунтовке автоматическая «Африка» едет так же уверенно, как и обычная.

    Если же рельеф сложный, и требуется часто пользоваться коробкой, переключаясь вниз и разгружая переднее колесо добавлением «газа», то у «ручной» коробки будет преимущество именно за счёт наличия рычага сцепления, позволяющего задрать переднее колесо на высоту, нужную для запрыгивания на ступеньку, или перескока через бревно.

    На версии с DCT такие участки придётся ехать в ручном режиме управления коробкой, отключив все системы безопасности, и с чуть меньшей скоростью. Пожалуй, это единственная область применения, где у ручной коробки будет преимущество. Но сколько составит протяжённость таких участков в процентах от общего пробега мотоцикла? Не больше 1 %, как мне кажется.

    Резюме

    Если вы уже выбрали «Африку» и решаете, брать её «на ручке» или «с автоматом», то берите версию DCT . Она работает чётко и логично, делая отличный универсальный мотоцикл ещё более удобным и дружелюбным. К надёжности этого узла претензий я не слышал, а что до 10-килограммовой разницы в массе, так это чуть больше 4 % массы – на уровне погрешности измерений и веса установленного тюнинга. В сторону ручной коробки имеет смысл смотреть, только если планируется много реального бездорожья. Но туда бы я полез на одностволке весом килограммов на 100 меньше.

    Мнение владельца. Анатолий Сивков

    Как только стартовали продажи новой «Африки», я взял в ладошку 865 килорублей и попёрся за мечтой. Покупка первого мотоцикла «с новья» – ощущение, мало с чем сравнимое. Первые 1000 км обкатки и городского трафика мы привыкали друг к другу. Я всё время боялся, что она заглохнет на медленном маневрировании, и вообще левая рука нажимала несуществующую ручку сцепления до хруста.

    Читайте также  Признаки поломки коробки передач механики

    Тут надо отдать должное японским инженерам – стояночный тормоз расположен так, что даже мне, человеку с крупной кистью, не удавалось дотянуться до него на ходу. После 800–1000 км я поверил в DCT, и у меня подменили мотоцикл. Там, где надо было полностью вложиться в разгон, я резко открывал ручку «газа». Малейшая пауза для переключения на «две вниз», ускорение и рокот приличного двигателя. Там, где нужно тормозить, жмёшь на оба тормоза, и коробка самая отщёлкивает вниз.

    Торможение происходит с такой эффективностью, что мотоцикл пытается выплюнуть тебя из седла, как молодая норовистая лошадь. Ещё два важных момента в работе робота. Первый – электроника отслеживает наклон мотоцикла и, к примеру, при движении вниз с горки не подтыкает следующую передачу при ровном «газе», так как это приведёт к резкому ускорению. А при подъёмах сама скинет на одну вниз, чтобы сохранить тягу. Это круто. Второй – расход топлива. В принципе, это причина многих религиозных мотовойн.

    Но при сравнении расхода двух «Африк» с разными коробками на дистанции 4500 км средний расход на 200 км пути у «Африки» на роботе, если она идёт первой, меньше МКПП на 1,2–1,3 л. А если идёт второй, то расход меньше на 0,2–0,3 л. Что серьёзно говорит об экономии.

    Вывод. У роботизированных коробок в мотоциклах – светлое будущее. Это чуть больший вес, в случае с «Африкой» меньше 5 %, но удовольствие от езды на «роботе» намного ярче. В режиме путешествия это вообще находка. За 35000+ км на новой «Африке» не было ни одного нарекания на работу робота.

    Последние 15000–20000 км не всегда замечаю, как и куда он там что-то переключает. Просто еду, наслаждаясь дорогой, и, что немаловажно, без разницы, по чему еду: асфальтовый европейский серпантин или грунтовый мокрый и каменистый перевал в горах Тушети.

    Процитирую лучшего механика, который когда-либо обслуживал мои мотоциклы: «А что «Африка»? Вон, Толян каждый раз приезжает: правой рукой за «газ» держится, левой слёзы счастья вытирает».

    < Два характераСпагетти-вестерн >

    27 Апреля 2018 10:51

    Денис DEAN Панфёров

    Источник: http://motoxp.ru/journal/technique/multitest1/tri-stsepleniya.html

    Как переключать передачи на мотоцикле?

    Как работает коробка передач на мотоцикле?

    Наличие умений езды на мотоцикле, а также качественная мотоэкипировка – залог уверенной и безопасной езды. Поэтому сегодня мы разберем базовые умения грамотно переключать скорости на мотоцикле. Происходит процесс смены передачи в последовательном режиме: при наборе скорости – от низа к верху, при снижении – от верха к низу. Эта особенность заставляет понервничать начинающих байкеров, поскольку вызывает определенные трудности.

    Тяжелее всего тем водителям, кто перманентно пересаживается с машины на мотоцикл или наоборот.
    В управлении мотоциклом, как и в любой другой сфере, необходим опыт. Конечно, приходит он со временем, и переключение передач уже осуществляется на интуитивном уровне, схема попросту закрепляется в “подкорке”. Новички же делают массу ошибок на этапе обучения езде на “двухколесном железном коне”.

    Одна из первых особенностей, которую они порой не учитывают, – переключение нельзя делать до той поры, пока двигатель не достигает шестидесяти – семидесяти пяти процентов от максимально возможного количества оборотов.

    В противном случае, все это может привести к тому, что:

    • произойдет существенное понижение возможности в наборе скорости по сравнению с тем, когда переключение происходит по нужной схеме;
    • поршни и кольца двигателя станут снашиваться гораздо быстрее, что, в конечном итоге, приведет к недешевой починке.

    Азы

    Для смены скорости на ходу необходимо отпустить ручку акселератора, одновременно выжав сцепление. Затем переместить рычажок переключения кверху или книзу и спокойно приотпустить сцепление, одновременно потихоньку прибавляя газ.

    Факторы, влияющие на смену скоростей

    Оперативность переключения передач зависит от ряда факторов, среди которых и удобство расположения рычажка сцепления. На него надо надавливать всеми свободными пальцами, поэтому короткие ручки ставить не рекомендуется. Как правило, для эффективной смены передач есть ряд трудностей. Среди них, к примеру, уклон рычага и его большой подъем. Из-за такого расположения новички еле-еле дотягиваются до него.

    На старт!

    Подавляющая масса новоиспеченных байкеров испытывают некоторые сложности с плавным стартом с места. Дабы избежать проблем, необходимо выучить наизусть следующую последовательность выполнения “трогания”:

    1. переводим коробку переключения передач в нейтральное положение
    2. выжимаем сцепление
    3. “втыкаем” первую скорость и начинаем потихоньку, без рывков, отпускать сцепление, одновременно с такой же скоростью прибавляя газ.

    Как правило, отрыв от точки старта происходит в районе трех тысяч оборотов. Успех грамотного старта – в плавном наращивании оборотов двигателя при ровном спуске сцепления.

    Перемещение рычага скоростей

    Переключение передач надо осуществлять достаточно резко, чтобы не происходило слишком резкого повышения числа оборотов двигателя. Оптимальным считается рост в полторы тысячи оборотов. Если же переключение осуществляется медленно, в таком случае ручку акселератора необходимо закрывать. Повышение передачи следует делать на повышенных оборотах, на пониженных придется “перегазовывать”.

    Некоторые модели мотоциклов имеют возможность менять скорости без нажатия сцепления. Причем, делать это можно на любых оборотах. Такой способ подразумевает под собой понижение “устремления” на небольшой интервал ручкой акселератора. Параллельно происходит повышение передачи.

    Конечно, для того, чтобы безошибочно производить подобные манипуляции, необходим опыт, но он довольно быстро нарабатывается при упорном старании научиться правильно переключать передачи.

    Типичные ошибки

    Практически все новички-мотоциклисты неправильно сидят за рулем своего “железного коня”: полностью выпрямив руки или слегка отклонившись назад. Дело в том, что при резком отпускании сцепления и одновременном нажатии на рычаг акселератора, может произойти резкий рывок, в результате которого водитель попросту упадет с транспортного средства.
    Сбрасывать газ надо до того, как будет выжато сцепление. Мотор вызывает рычащие звуки, усиливая рев. Некоторые пугаются этого, считая, что происходит какая-то поломка и полностью бросают акселератор. В результате, байк “глохнет”, из-за того, что двигатель “стопорит” приводящие механизмы.

    Выжимание сцепления с запозданием

    В момент снижения оборотов медлительность с выжимом сцепления не нужна. Скорость может упасть в считанные мгновения, причем так резко, что придется начинать разгон вновь, чтобы добраться до нужной передачи.

    Разрушая стереотипы

    Вокруг процесса переключения скорости на мотоцикле ходит бесчисленное множество всевозможных “поверий”, у которых нет никакого практического обоснования. Так, бытует мнение, что оперативность смены передач влияет на изнашивание сцепления. Также некоторые считают, что притормаживать разрешается при помощи “коробки”, что менять скорости надо лишь на повышенных оборотах и так далее.

    На самом деле, просто нужно один раз и навсегда выучить весь процесс старта и дальнейшей смены скоростей. Это обезопасит водителя от утраты контроля над транспортным средством и позволит избежать нештатной ситуации. Безусловно, азы управления необходимо получать поодаль от магистралей и большой концентрации людей и машин. При этом строго запрещается ездить на мотоцикле без шлема.

    Ведь как показывает статистика, почти ни один новичок-байкер не обходится без падений, пока обучается езде на “двухколесном железном коне”.

    Источник: https://motoxmoto.ru/kak-pereklyuchat-peredachi-na-mototsikle/