Как промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины?

Чем промыть систему охлаждения двигателя

Как промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины?

С целью предотвратить перегревание силового агрегата автомобиля необходимо периодически осуществлять промывку системы охлаждения двигателя и замену охлаждающей жидкости. Проведение таких мероприятий также позволит избежать выхода из строя радиатора, шлангов, трубок.

Зачем промывать систему охлаждения

Многие владельцы авто даже и не задумываются о необходимости промывки охладительной системы двигателя, периодически просто подливая жидкость в радиатор. Со временем вода обретает цвет ржавчины, а если используется тосол, он по цвету становится похожим на уголь. Это вполне логично, ведь в загрязненной системе охлаждения жидкость не будет чистой.

В летнее время владельцы авто, пытаясь сэкономить, в радиатор нередко заливают воду. Если жидкость дистиллированная, система загрязняется меньше, если же она просто берется из-под крана, при нагревании силового агрегата на стенках рубашки охлаждения, трубок и радиатора образуется накипь. Причина этого – наличие в такой жидкости растворенных солей, которые конденсируются на поверхности вследствие влияния высокой температуры.

В случае применения антифриза накипь не образуется, зато данное средство имеет свойство разлагаться. В таком случае на стенках собираются продукты разложения компонентов жидкости.

В обоих указанных случаях по причине оседания на поверхности охладительной системы определенных веществ ухудшается теплопроводность, происходит закупорка длинных и тонких трубок.

В радиаторе и рубашке охлаждения могут оказаться и посторонние вещества. Это, к примеру, масло, пыль, кусочки герметика, применяемого при необходимости оперативно устранить течь.

Видов очистки системы охлаждения силового агрегата авто существует два:

В первом случае с внешней поверхности радиатора удаляется песок, мусор, прилипшие насекомые, грязь. Осуществлять данную процедуру рекомендуется, направляя на радиатор водяную струю. При этом напор не должен быть чрезмерным, что может повредить соты.

Очистка внутренняя – это нейтрализация ржавчины, накипи, а также продуктов разложения масла и тосола.

Будьте осторожны! Нельзя открывать пробку радиатора, если двигатель горячий.

Для промывания можно использовать:

  • Воду;
  • Подкисленную воду (кислоту);
  • Специально предназначенные для этого средства.

Применение жидкости данного типа – не самый лучший выбор. Но если выхода нет, подойдет и такой вариант. Предпочтительнее использовать воду дистиллированную, а при отсутствии таковой – кипяченую. Процесс промывки поэтапно выглядит так:

  1. ​В систему заливается вода;
  2. Запускается двигатель, после чего работает на протяжении 15 минут на холостом ходу;
  3. Двигатель заглушается, жидкость сливается.

Такую процедуру необходимо проводить до тех пор, пока сливаемая вода не станет абсолютно чистой.
К сожалению, данный метод обладает определенными недостатками. Это:

  • ​Образование накипи;
  • Слабая эффективность, так как большинство загрязняющих веществ не выводятся даже под воздействием кипятка.

Промыть систему охлаждения двигателя кислотой или содой

​Если при очередной смене жидкости в системе охлаждения были обнаружены кусочки накипи, следует прибегнуть к промывке, но не посредством обычной воды. Здесь потребуется жидкость подкисленная. С целью приготовления состава можно воспользоваться одним из трех вариантов. Так, к воде можно добавить:

  • ​Соду каустическую;
  • Уксусную эссенцию;
  • Молочную кислоту.

В процессе приготовления состава добавлять кислоту следует небольшими порциями, так как ее избыток способен стать причиной появления дефектов на некоторых компонентах охладительной системы. Таковыми являются трубки резиновые, пластиковые.

Процедура промывания путем применения подкисленной воды занимает 4-8 часов. Для этого силовой агрегат нужно периодически запускать в работу, давать ему нагреться до рабочей температуры, затем глушить, давая ему остывать. В моторе нагретая жидкость должна оставаться на протяжении 2,5-3 часов. По истечению этого промежутка времени раствор сливается, заливается новый. С целью финишной промывки используется вода дистиллированная.

Средства для промывки системы охлаждения​

По причине того, что вода на систему оказывает негативное влияние , оптимальный вариант – промывка специальным средством. Но, загрязнения бывают разных типов, что подразумевает применение различных очищающих веществ.

Отложения разделяются на 2 вида:

  • Накипь, для борьбы с которой оптимальным выбором считаются растворы кислотные;
  • Жир и органика, нейтрализовать которые может только щелочь.

Но необходимо знать: щелочь и кислота несовместимы, поэтому смешивать их нельзя. В противном случае вещества просто нейтрализуют друг друга. Еще один недостаток таких веществ – способность влиять на элементы всей системы не лучшим образом.

Существует 4 категории, на которые разделяют вещества данного плана. Это средства:

  • Нейтрального типа;
  • Кислотные;
  • Щелочные;
  • Двухкомпонентные.

Кислота и щелочь

Средства кислотные и щелочные особой популярностью у автомобилистов не пользуются, да и найти их в чистом виде в продаже не так просто. Минусы этих средств заключаются в том, что они способны повреждать пластиковые и резиновые шланги, трубки. Кроме этого, владельцу автомобиля по завершению процедуры промывки необходимо проводить нейтрализацию таких веществ.

Читайте также  Система asr в автомобиле что это?

Средства двухкомпонентные

Данные средства востребованы и популярны. Их составляющими являются щелочной и кислотный растворы, которые в процессе чистки в радиатор нужно заливать поочередно.

Нейтральные

В зависимости от состава, нейтральные средства можно применять как в целях профилактических, так и при необходимости “разобраться” с достаточно сложными отложениями на стенках компонентов системы силового агрегата авто. Компонентами нейтрального состава являются:

  • Чистящее средство основное;
  • Ингибиторы коррозии;
  • Компоненты для обработки пластика и резины;
  • Диспергенты, которые не позволяют уже отлипшим от стенок рубашки охлаждения, трубок и радиатора частичкам снова прилипать;
  • Средства, которые способны противостоять пагубному влиянию щелочей и кислот.

Сделать все собственноручно или поехать на СТО

Осуществить процедуру очистки охладительной системы своими руками не сложно, но перспектива остаться без авто в ближайшее время порадует далеко не каждого. С другой стороны, доверив дело профессионалам, можно наоборот сэкономить массу времени, особенно, если у Вас нет навыков проведения подобных процедур.

Доверить проведение промывки специалистам или выполнить все самому, дело личное, но чистку охладительной системы двигателя следует выполнять периодически — ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Источник: http://autohors.com.ua/service/promyvka-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya.html

Чем очистить систему охлаждения двигателя от ржавчины самому

Как промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины?

Система охлаждения современных двигателей внутреннего сгорания на автомобиле представляет собой комбинацию воздушной и жидкостной системы охлаждения. Первой является вентилятор, который фактически обдувает двигатель, а второй выступает постоянно циркулирующая по каналам рубашки охлаждения рабочая жидкость. Указанная охлаждающая жидкость (ОЖ) отводит от двигателя избыточное тепло, затем охлаждается в радиаторе и снова поступает в двигатель.

Почему в системе охлаждения двигателя образуется ржавчина и отложения

Изначально в качестве рабочей ОЖ в двигателе использовалась обычная или дистиллированная вода. Сегодня в автомобили воду практически никогда не заливают (кроме аварийных случаев или в целях предельной экономии). Дело в том, что намного рациональнее заливать специальную жидкость для круглогодичного использования, которая получила  международное название антифриз.

Отметим, что на территории СНГ также используется ТОСОЛ, который, фактически, является отечественным аналогом. Использование антифриза позволило избавить автовладельцев от необходимости постоянно сливать воду с наступлением холодов по причине риска замерзания последней в системе охлаждения и повреждения двигателя. Также антифриз увеличил срок службы и эффективность работы самой системы охлаждения благодаря наличию в составе такой ОЖ пакета специальных активных присадок.

В результате негативное воздействие охлаждающей жидкости в условиях работы при высоких температурах и последующем интенсивном остывании было сведено к минимуму. Это положительно сказалось на ресурсе целого ряда отдельных элементов: радиатор охлаждения, помпа, термостат, радиатор отопителя салона, магистрали, патрубки и т.д. Автопроизводители смогли снизить вес указанных деталей, применить другие материалы для их изготовления, повысить производительность системы без риска быстрого выхода компонентов из строя.

При этом важно знать, что с учетом всех плюсов любой антифриз или тосол в автомобиле является концентратом, который смешивается с водой в строго определенных пропорциях. Получается, в системе все равно присутствует вода. Если учесть, что ОЖ разогревается до высоких температур, тогда становится ясно, что вода имеет свойство выкипать. По этой причине необходимо следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и доливать воду или готовый антифриз (вода и концентрат) при такой необходимости. Вот тут и начинаются сложности.

Обращаем ваше внимание, хотя многие автовладельцы хорошо знают, что доливать необходимо только дистиллированную воду, в процессе эксплуатации автомобиля многие пренебрегают данным требованием и заливают обычную проточную. Еще одним нюансом является сомнительное качество расфасованной в различные емкости дистиллированной воды, которая продается в гипермаркетах, на АЗС или авторынках, в магазинах и других точках продажи. Очень часто под видом дистиллированной воды реализуется обычная или немного очищенная вода, не проходившая должного процесса дистилляции.

То же самое можно сказать и о самих антифризах. Те продукты, которые являются «готовыми», то есть не предполагают самостоятельного смешивания концентрата и воды в определенных пропорциях, часто являются подделкой.

В продаже также имеется большое количество низкосортного фальсификата, который продается под видом концентрата для разбавки. Также необходимо добавить, что современные антифризы G11, G12, G12+, G12++ и другие имеют определенный срок службы, который обычно не превышает показателя от 2-4 лет или 40-80 тыс. км пробега.

О такой особенности знают далеко не все автовладельцы, которые длительное время только доливают антифриз без его полной замены.

Если суммировать все вышесказанное, тогда становится понятно, что система охлаждения двигателя нуждается в обязательной периодической промывке и смене рабочей ОЖ.

Низкое качество доливаемой воды приводит к тому, что в системе охлаждения собирается накипь, которая образуется при высоких температурах в результате реакции различных химических элементов, содержащихся в самой воде. Что касается антифриза, данная ОЖ не образует накипи, но через время пакет защитных присадок попросту перестает работать.

В результате начинается процесс активной коррозии, которая буквально выедает изнутри не только систему охлаждения и ее элементы, но и сам блок двигателя, так как рабочая жидкость движется по каналам рубашки охлаждения в блоке цилиндров.

Читайте также  Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя

Более того, антифризы по окончании своего срока службы начинают разлагаться, пакет присадок выпадает в виде осадка. Такие продукты разложения снижают пропускную способность каналов и способствуют появлению ржавчины, а также ускоряют процесс ее образования. По этой причине ржавчина в системе охлаждения двигателя является главным врагом не только самой системы, но и всего двигателя.

Общие загрязнения приводят к тому, что диаметр трубок уменьшается. Ржавчина, накипь, маслянистые и органические соединения снижают теплопроводность. Параллельно с этим производительности водяного насоса системы охлаждения может стать недостаточно, также высока вероятность заклинивания термостата.

В итоге, значительно повышается риск неисправностей системы охлаждения и перегрева двигателя. Для предотвращения возможных негативных последствий следует как можно тщательнее удалить ржавчину, накипь и отложения, а также заменить антифриз.

Далее мы рассмотрим, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и как промыть блок двигателя от ржавчины своими руками.

Промывка системы охлаждения и двигателя от ржавчины, накипи и других отложений

Перед тем, как ответить на вопрос, чем и как убрать ржавчину с двигателя и системы охлаждения, необходимо оценить актуальное состояние системы. Достаточно открутить крышку расширительного бачка или пробку радиатора (при наличии) и оценить состояние антифриза. Наличие хлопьев, помутнения, изменение цвета, явные примеси и другие отклонения от нормы позволяют оценить степень загрязненности.

Обратите внимание, откручивать крышку на бачке и производить любые другие работы с системой охлаждения следует после того, как двигатель остыл. Жидкость в системе сильно нагревается и после разгерметизации системы может выплеснуться наружу, что приводит к ожогам и травмам!

Начнем с того, что если охлаждающая жидкость почернела или имеет темно-коричневый цвет, это указывает на наличие большого количества ржавчины и отложений в системе.

 В этом случае необходима глубокая внутренняя очистка, которая заключается в удалении из рубашки охлаждения двигателя, основного радиатора и радиатора отопителя, а также из каналов и с поверхности деталей внутри системы охлаждения ржавчины, остатков разложения антифриза, продуктов износа резиновых элементов, накипи и т.д.

  В том случае, если в систему заливалась обычная проточная вода или такая вода активно доливалась в антифриз, тогда следует быть готовым к более серьезной промывке по сравнению с той ситуацией, когда относительно чистая система с нормальным по виду антифризом промывается перед плановой регулярной заменой ОЖ. Давайте рассмотрим доступные способы промывки.

В списке решений, которые позволяют промыть систему охлаждения, находятся:

  • дистиллированная вода;
  • дистиллированная вода с добавленной кислотой;
  • готовая жидкость для промывки системы охлаждения двигателя;

Некоторые могут возразить, что для промывки можно использовать и обычную воду, а не дистиллированную. Это правда, но с учетом того, что вся жидкость из системы полностью не сливается, такой способ не рекомендуется, так как после заливки свежего антифриза процесс образования накипи все равно будет присутствовать в большей или меньшей степени.

  1. После окончания процесса слива старой ОЖ из системы можно заливать дистиллят для промывки. Затем двигатель запускается, мотор работает 15-20 минут на холостых оборотах после выхода на рабочую температуру. Далее агрегат глушат, дают ему немного остыть, после чего вода из системы сливается. Повторять процедуру нужно до того момента, пока сливаемая вода не станет чистой. Отметим, что данный способ является самым неэффективным, так как нагретая вода просто вымывает наружу грязь и ржавчину, но не растворяет скопившиеся на внутренних поверхностях и стенках отложения.
  2. Для улучшения эффекта после промывки системы охлаждения можно воспользоваться вторым способом, то есть в воду следует добавить кислоту. Наличие кислот означает, что такой раствор лучше удаляет ржавчину и накипь. Для приготовления раствора понадобятся следующие компоненты:
  • дистиллированная вода;
  • сода каустическая;
  • молочная кислота;
  • уксусная кислота;

Также стоит отметить, что многие автолюбители используют лимонную кислоту. Что касается пропорций, с кислотой нужно быть осторожным. Общего количества кислот должно быть около 100-150 мл. на 4-5 литров воды.  Большее содержание в растворе приведет в негодность пластиковые и резиновые элементы системы охлаждения двигателя. Для эффективного удаления накипи, ржавчины и других отложений раствор должен находиться в системе около 7, 8 или даже 10 часов. В течение этого времени необходимо несколько раз прогревать двигатель до выхода на рабочие температуры. Затем раствор сливается, после чего система еще раз промывается дистиллированной водой.

Теперь перейдем к наиболее дорогому и самому эффективному способу промывки — использование специальных очистителей системы охлаждения. Относительная дороговизна подобных средств окупается конечным результатом. Составы хорошо чистят не только накипь и ржавчину, но и удаляют жиры, а также органические отложения. Другими словами, действие спецсредства рассчитано на максимально широкий спектр возможных загрязнений. Промывки для системы охлаждения бывают разными: кислотными, основанными на щелочных растворах, двухкомпонентными или нейтральными. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Готовые средства на основе щелочей и кислот активно удаляют грязь и отложения. Каждое средство имеет направленное действие. Кислоты лучше борются с накипью и ржавчиной, щелочь качественнее растворяет органику.  Параллельно с этим оба типа промывок оказывают негативное воздействие на резиновые детали, а также элементы из пластика.

Читайте также  Проверка топливной системы дизельного двигателя

Двухкомпонентные решения являются готовой комбинацией описанных выше составов, которые во время промывки заливаются в систему последовательно. Что касается нейтральных промывок и очистителей системы охлаждения, такие средства не содержат агрессивных компонентов. По этой причине риск повреждений резиновых и пластиковых деталей практически отсутствует, но и эффект от промывки уступает другим решениям.

На практике, такие средства не годятся для промывки изначально загрязненных систем. Нейтральные промывки оптимально использовать для профилактики перед плановой заменой антифриза или тосола, а также в тех случаях, когда существует реальная возможность вывести из строя систему охлаждения более агрессивными составами на конкретных моделях авто.

Это зависит от особенностей материалов, которые использованы для изготовления составных элементов самой системы.

Советы и рекомендации

Для того чтобы избежать возможных проблем с системой охлаждения, следует придерживаться ряда стандартных правил:

  1. Не заливайте обычную проточную воду;
  2. Используйте только качественную дистиллированную воду;
  3. Приобретайте антифриз или тосол надлежащего качества;
  4. Регулярно проверяйте качество жидкости и ее состояние;
  5. Меняйте антифриз каждые 2-3 года или после 40-80 тыс. км;
  6. Перед заменой антифриза промывайте систему охлаждения;

Также следует учитывать еще одно важное правило — перед доливом антифриза или при заливке свежей ОЖ без предварительной промывки системы нужно обязательно убедиться в том, что ранее залитую в систему и новую жидкость можно смешивать.

Помните, в системе всегда остаются остатки, так как слить полностью всю жидкость из системы обычными способами крайне затруднительно. Игнорирование данного правила может привести к выпадению осадка и непредсказуемым реакциям двух жидкостей после смешивания.

Источник: http://krutimotor.ru/kak-udalit-rzhavchinu-iz-sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya/

Чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины

Как промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины?

Перед тем как узнать, чем очистить систему охлаждения двигателя от ржавчины необходимо разобраться в причинах ее образования.

Основной проблемой загрязнения радиатора является использование неочищенной воды и неправильное обслуживание механизма охлаждения. Вследствие этого, в сотах радиатора и трубопроводах образовывается накипь, происходит ржавление. Также, в состав проточной воды входят соли, которые под действием высоких температур оседают и разрушают внутреннюю часть патрубков радиатора. Использование дистиллированной воды защитит механизм от накипи, но она не способна справится с процессом коррозии.

Эффективную работу охладительного механизма обеспечивает залив качественного тосола, антифриза. Параллельно с этим, неправильно разбавленная охладительная жидкость и не своевременная замена приводит к потере защитных качеств присадок и выпадения их в осадок. Продукты разложения накапливаются на стенках радиатора и патрубках, что приводит к внутреннему разрушению каналов.

Последствия загрязнения радиатора

Проверку технического состояния элементов охлаждения рекомендуется проводить раз в два года или после 70 — 80 тыс. км пробега. При этом нужно выполнить такие действия:

  • почистить элементы системы от пыли и грязи;
  • визуально осмотреть детали и патрубки узла на наличие механических повреждений;
  • заменить жидкость в радиаторе;
  • при необходимости, провести промывку.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины можно узнать в интернет-магазине или сервисном центре.

Несвоевременное проведение технических работ приводит к преждевременной поломке механизма охлаждения.

Образования ржавчины и накипи на сотах радиатора и каналах циркуляции воды приводит к следующим последствиям:

  • перегрев и заклинивание силового агрегата;
  • износ подогревателя ОЖ;
  • выход из строя обогревателя салона транспортного средства;
  • повреждение водяного насоса.

По этому, для бесперебойной эксплуатации автомобиля очень важно знать, чем прочистить систему охлаждения двигателя от ржавчины.

Способы самостоятельной очистки системы

Очистка выполняется в два этапа.

  • Первый этап — это наружная очистка: охлаждающий радиатор, вентилятор и решетку промывают от мусора, пыли, налипшей грязи.
  • На второй этапе проводится внутренняя очистка с применением специальных средств.

Чтобы понять, чем очистить систему охлаждения любого двигателя от ржавчины, необходимо провести визуальный анализ сточенной жидкости из установки. Ее цвет и наличие инородных загрязняющих частиц подскажет, каким способом нужно промывать механизм. Темный цвет, жирные пятна, частицы ржавчины указывают на сильное загрязнение.

В этом случае желательно применять подкисленный раствор. При светлом оттенке без явных осадков, достаточно применить дистиллированную воду.

Промывка дистиллированной водой

Робота начинается со слива отработанной жидкости. Для этого, автомобиль оборудован краном на радиаторе и специальным болтом на блоке мотора. Далее, необходимо залить дистиллированную воду и завести автомобиль. После 20 минут работы на малых оборотах глушим двигатель и сливаем воду. По состоянию воды определяем необходимость повторной промывки:

  • если вода чистая, заливаем приготовленный состав антифриза;
  • в случае присутствия грязи — промываем систему повторно.

Лимонная кислота

Применяется в случае коррозии¸ сильного загрязнения элементов радиатора.

Эффективное действие компонента начинается после прогрева мотора до 70 — 80 градусов. Чтобы не повредить металлические и резиновые детали, раствор нужно готовить в таких пропорциях:

  • на каждые 5 литров воды необходимо добавлять 100 — 120 гр. лимонной кислоты;
  • 80 — 100 гр. — на 4 литра воды.

Применение раствора.

Для начала необходимо слить всю воду с радиатора и блока цилиндров. После этого заливаем приготовленный раствор, заводим мотор и прогреваем до 80 градусов. Общее время выполнения процедуры должно быть в пределах 30 −40 минут. Процедура завершается полным сливом раствора и дополнительным промыванием дистиллированной или кипяченой водой. Делается это для полного удаления остатков раствора.

Промывка каустической содой

Метод подходит для медных радиаторов механизма охлаждения. Способ запрещается использовать, если установленные алюминиевые детали.

Способ использования:

  • 50 — 60 гр. соды разводят в 1 литре воды;
  • промывают смесью демонтированный радиатор.

После работы устройство нужно промыть кипяченой водой.

Авто химические средства

Преимущество их использования в том, что в их состав входят присадки, которые эффективно бурятся с последствиями коррозии и не вредят двигателю.

Надежным средством для защиты радиатора от коррозии — это водный раствор этиленгликоля.

Для обеспечения надежной защиты от ржавчины, необходимо учитывать значения зависимости процентного состава этиленгликоля от температуры кристаллизации охлаждающей жидкости.

Источник: http://avtodvigateli.com/sovety-po-ehkspluatacii/promyvka-sistemy-oxlazhdeniya-ot-rzhavchiny.html