Что такое горный тормоз на грузовиках?

Как работает горный тормоз на грузовиках

Что такое горный тормоз на грузовиках?

Тормоз-замедлитель, ретардер (англ. retarder ), — устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Использование тормоза-замедлителя необходимо для эксплуатации транспортных средств (преимущественно грузовых автомобилей и автобусов, а также поездов) в горных условиях на длительных спусках.

Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая. Преимущество гидравлического тормоза-замедлителя в стабильности тормозного усилия по мере повышения температуры, в то время как электродинамический ретардер способен выдавать большее тормозное усилие.

Кроме того, существуют тормоза-замедлители, способные к рекуперации энергии при торможении с дальнейшим возвращением её при разгоне.

По месту установки выделяют первичные тормоза-замедлители — установленные на первичном валу коробки перемены передач или на валу двигателя, и вторичные — на вторичном валу КПП.

Интардер — трансмиссионный тормоз-замедлитель автобусов и среднетоннажных грузовиков европейской конструкторской школы; разработка немецкой компании ZF Friedrichshafen AG. По конструкции представляет собой тормоз-замедлитель (ретардер), встроенный (интегрированный — in) в коробку передач.

Если ретардер объединен с коробкой передач, он называется интегрированным: фирма ZF даже ввела для него отдельное название — «интардер».

Он соединяется со вторичным валом не напрямую, а через пару шестерен с передаточным отношением примерно 1:2, поэтому скорость вращения ротора здесь в два раза выше (что позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях).

Также к тормозу-замедлителю относят моторный тормоз, существует несколько его разновидностей. Самая старая конструкция — компрессионный тормоз, применяемый, в частности, на некоторых модификациях двигателей ЯМЗ-236 и 238 для грузовиков МАЗ, Урал, КрАЗ — заслонка в выпускном коллекторе, перекрывающая выход отработавших газов, что создаёт противодавление, тормозящее двигатель и автомобиль. Также при этом отсекается подача топлива в цилиндры. Оба действия выполняют пневмоцилиндры, включаемые педалью, стоящей под педалью сцепления. [1]

Американский изобретатель Джекобс создал другой тип моторного тормоза — декомпрессионный тормоз, названный в его честь Jake brake и в том или ином виде перенятый производителями других стран. Суть Jake brake — в выпуске воздуха из цилиндра сразу после такта сжатия, таким образом воздух не используется для сжигания топлива, двигатель не производит полезной работы, а работает как компрессор.

К примеру, на двигателе Detroit Diesel MBE 4000 (Mercedes-Benz OM 460 LA), стоящем на некоторых грузовиках Freightliner и других, для торможения каждый цилиндр имеет специальный маленький выпускной клапан, открываемый пневмоприводом. [2] В двигателях Iveco Cursor декомпрессионный тормоз реализован иначе — рокеры (коромысла) выпускных клапанов сидят на эксцентриковом валу, а распредвал имеет по два кулачка на каждый выпускной клапан — высокий и низкий.

При обычной работе двигателя клапанами управляют лишь высокие кулачки распредвала, а низкие за счёт зазоров не работают, при повороте эксцентрикового вала рокеры опускаются и низкие кулачки открывают выпускные клапаны после такта сжатия. [3]

Что такое горный тормоз

Без вспомогательной тормозной системы на горных дорогах тяжелой машине не обойтись. Горный тормоз устанавливают на грузовиках и автобусах не только в целях безопасности. Он продлевает срок эксплуатации основного тормоза.

статьи

Моторный тормоз – это специальное приспособление, выключающее подачу топлива. Оно устанавливается в двигателе машины.

В процессе торможения заслонка перекрывает трубу глушителя и перемещает рейку топливного насоса. Бензин не поступает. Двигатель глохнет, но коленчатый вал продолжает вращаться. Поршень старается вытолкнуть воздух из цилиндров. Он испытывает сильное сопротивление. Из-за этого замедляется вращение вала и, соответственно, ведущих колес. Гидравлический замедлитель состоит из двух колес с лопастями. Они расположены параллельно. Расстояние между колесами небольшое. Жесткая связь отсутствует.

Одно колесо закрепляется на карданном вале и вращается вместе с ним. Второе – на корпусе тормоза. Оно неподвижно. Корпус гидравлического тормоза через специальный насос заполняется маслом. Оно разгоняется лопастями вращающегося колеса. Перетекает на неподвижное и теряет скорость.Вновь попадая на первое колесо, масло замедляет его вращение. Тормозной момент передается на ведущие колеса автомобиля. В электрической тормозной системе с валом соединен ротор. А обмотки статора размещаются в корпусе.

Когда на них подается напряжение, появляется электромагнитное поле. Оно и не дает ротору вращаться с прежней скоростью.

Что такое горный тормоз

Принципы работы горного тормоза Камаз

Когда тяжелая машина работает в условиях пересеченной местности, ей постоянно приходится спускаться под уклон, используя тормоз. Поскольку во время затяжного спуска притормаживать приходится неоднократно, шины и накладки на тормозных колодках быстро приходят в негодность, что ведет к уменьшению трения о тормозящий барабан и, как результат, к снижению качества работы тормозной системы. Поэтому в автомобилях Камаз устанавливается дополнительный тормоз, который позволяет сократить износ основной тормозной системы.

Читайте также  Какой тип тормозной системы у легковых автомобилей?

Под горным тормозом понимается вспомогательная встроенная замедляющая система, позволяющая транспортному средству двигаться с малой скоростью. Обычно дополнительный замедлитель ставится на грузовую и строительную технику. Иногда дополнительный замедлитель устанавливается на междугородние автобусы, курсирующие в горной местности. Однако наиболее широкое применение горный тормоз получил на отечественных Камазах.

Как работает горный тормоз на Камазах?

В настоящее время выделяется три вида дополнительных замедлителей: моторный, гидравлический и электрический. От вида тормоза зависит принцип его работы.

Так, моторный тормоз перекрывает подачу топлива. Он представляет собой заслонку, которая закрывает трубу глушителя и смещает рейку ТНВД. Топливо перестает поступать, двигатель глохнет, но коленвал продолжает работать. При попытке вытолкнуть воздух из камеры сгорания, поршень встречает значительное сопротивление, вследствие чего притормаживает движение коленвала и колес.

В состав гидравлического тормоза входят два параллельно расположенных на малом расстоянии друг от друга колеса с лопастями. Одно из колес фиксируется на корпусе тормоза, другое – крутится вместе с карданом. Внутренняя полость самого тормоза наполняется маслом, которое разгоняется движущимися лопастями. При соприкосновении и неподвижными лопастями, масло теряет скорость, замедляя тем самым вращающееся колесо, следовательно, и сам кардан.

Источник: https://avtotop.info/kak-rabotaet-gornyj-tormoz-na-gruzovikah/

Что такое горный тормоз на грузовиках?

Что такое горный тормоз на грузовиках?

  • Vengr_Sobolev
  • 10 октября 2012, 19:06
  • Iver_Hazov
  • 10 октября 2012, 19:11
  • v
  • Vengr_Sobolev
  • 10 октября 2012, 19:12
  • v

До банок устанавливают?

И вообще, если работает, он эффективный?

И не понял. Вроде там соленоид стоит, а не воздушные камеры. На управление заслонкой..
свернуть ветку

Почему на грузовике не работает горный тормоз? И какой принцип его работы?

Почему на грузовике не работает горный тормоз? И какой принцип его работы?

  1. Почему горный тормоз работает постоянно, хотя я его и не включал? Горняк закрыл заслонку в глушителе-машина ММС КАнтер 4Д33 двигатель давится, дымит. В чем может быть причина? Подскажите пожалуйста уважаемые эксперты.
  2. Устанавливается на всех грузовиках с двигателями от 2,5 л. Заслонки с вакуумным сервоприводом, одна расположена в приемной трубе глушителя, другая на впускном коллекторе. При включении подрулевым рычажком, срабатывает электромагнитный клапан, открывая подачу вакуума на сервопривод, заслонка перекрывает выхлоп, обороты двигателя падают. Слышно характерное урчание (как Икарус притормаживает перед остановкой) . При движении на скорости накатом, включив горный тормоз ощущаешь более эффективное торможение двигателем. Есть несложная автоматика — на педали газа и сцепления установлены микровыключатели, при касании газа или сцепления — горный тормоз отключается.

Источник: https://nadouchest.ru/kak-rabotaet-gornyj-tormoz-na-kamaze/

Горный тормоз принцип работы

» Разное » Горный тормоз принцип работы

Без вспомогательной тормозной системы на горных дорогах тяжелой машине не обойтись. Горный тормоз устанавливают на грузовиках и автобусах не только в целях безопасности. Он продлевает срок эксплуатации основного тормоза.

Устройство автомобилей

В качестве вспомогательной тормозной системы автомобиля могут использоваться тормоза-замедлители различной конструкции и принципа действия. Тормоз-замедлитель – устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без использования рабочей тормозной системы.

Применение тормозов-замедлителей позволяет предотвратить перегрузку рабочей тормозной системы и ее перегрев из-за длительной интенсивной работы при движении на продолжительном спуске. В такой ситуации водителю приходится постоянно притормаживать, поскольку автомобиль стремится разогнаться под уклон, и его надо удерживать тормозами.

Продолжительная нагрузка на фрикционную тормозную систему приводит к ее перегреву и преждевременному износу. На практике при продолжительных спусках водителям приходится периодически останавливать автомобиль и выжидать, пока остынут тормозные механизмы. А если автомобиль часто эксплуатируется в гористой местности, то затраты на ремонт и обслуживание тормозов резко возрастают.

По этим причинам в качестве вспомогательной тормозной системы используются тормоза-замедлители.

Слово «замедлитель» в переводе на английский язык означает «retarder», поэтому тормоза-замедлители иногда называют ретардерами. Однако термин «ретардер» чаще применяется к специальным устройствам, которые устанавливаются на ведущие валы двигателя или трансмиссии с целью замедлять движение автомобиля при необходимости. Тормоза-замедлители, использующие тормозные свойства двигателя в компрессорном режиме, чаще называют просто вспомогательным тормозом, или горным тормозом.

Источник: https://izst-detail.ru/chto-takoe-gornyy-tormoz-na-gruzovikah/

Никогда мы не будем братьями. Почему водителям грузовых и легковых автомобилей трудно дружить 16:46, 13 августа 2019 Версия для печати

Что такое горный тормоз на грузовиках?

Скажем честно: водители легковых машин и фур частенько друг друга недолюбливают. Взаимная неприязнь, как это часто бывает, построена на непонимании. В первую очередь это связано с тем, что управление тягачом сильно отличается от вождения небольшой машинки.

О причинах недопонимания между водителями большегрузных и легковых машин рассказывает Михаил Баландин. 

По роду своей деятельности мне приходилось ездить на десятках грузовых машин — от «полуторки» и ЗиС-5 до новых поколений Mercedes Actros и Урал Next.

И если в первой четверти века грузовой ГАЗ-АА не сильно-то отличался от легкового фаэтона ГАЗ-А (да у них даже моторы и коробки были одинаковыми), то с течением лет грузовые машины стали удаляться от легковых все сильнее и сильнее. У них появились свои системы, которых нет у легковушек, а значит, и свои особенности в управлении.

Читайте также  Как согнуть тормозную трубку в домашних условиях?

Кроме того, коррективы вносят вопросы экономического характера. И сегодня вождение грузовика и легкового автомобиля во многом различается. Вот только водители легковых машин об этом частенько не догадываются…

Габариты и обзор

Бывает, что водитель, пересев с Opel Astra на Toyota Camry, долго не может привыкнуть к габаритам новой машины. Мол, непонятно, где у нее начало, а где конец. А вот водитель самосвала разницы между этими машинами не видит вообще. А иногда не видит и сами машины.

Обзор за рулем грузового автомобиля имеет только одно преимущество — высокая посадка позволяет видеть намного дальше. Ну а минусы очевидны. У водителя грузовика в принципе нет салонного зеркала заднего вида, и то, что творится сзади, он не может видеть при всем желании. Кроме того, вокруг его машины есть множество «слепых» зон.

Стандартная ситуация — грузовик «задавил» легковую машину при правом повороте. Водитель легковушки часто искренне не понимает: «Да как так-то? Как это — не видел?». В большинстве случаев все так и есть — то, что происходит в районе переднего правого колеса, как правило, попадает в «слепую» зону.

Конечно, против этих зон активно борются. Например, еще на старых Freightliner FLB в нижней части правой двери делали окошко. Через него водитель мог видеть, не лезет ли какой-нибудь самоубийца ему под правое колесо.

Помогают дополнительные зеркала. Часть из них позволяет заглянуть в «слепую» зону у правого колеса, другая — разглядеть «мертвое» пространство перед передним бампером.

Ural Next 6×4. Зеркало хорошо видно сверху в окошке пассажирской двери

Не будем сейчас говорить про камеры, которые ставят, например, на Mercedes-Benz Actros пятого поколения. Во-первых, у нас таких машин еще нет, во-вторых, камеры вместо зеркал в России еще долго будут экзотикой.

Есть еще один способ показать водителю грузовика машину, пытающуюся обойти его справа, — сделать низкую линию остекления двери. Так часто поступают на среднетоннажных машинах, на которые лепить по три зеркала обычно не имеет смысла. Например, на этом Fuso Canter видно, как ниспадающая линия остекления уходит в передней части даже ниже приборной панели. А еще это красиво. Правда, если кабина очень высокая (как у того же Урала), то толку от этого мало — там без зеркал не обойтись.

Одним словом, лезть под грузовик не стоит. И психовать на «слепого» водителя допотопного КАМАЗа тоже — он действительно часто не видит, что происходит в непосредственной близости от его машины. 

По этой же причине не стоит перебегать дорогу почти перед бампером грузовика — пешехода водитель там не заметит.

Еще одна элементарная вещь, про которую забывают водители легковых машин: в городских условиях тягачу с прицепом для поворота одной полосы не хватает. Когда кабина выезжает на вторую от обочины полосу, многим кажется, что фура пойдет за ней. Но это не так: при повороте она начнет к этой самой обочине прижиматься. И если в этот момент влезть на своей машине между грузовиком и обочиной — будет плохо.

И еще одно важное отличие — в подаче звуковых сигналов, связанных опять-таки с обзором. Водитель легковушки может сигналить от нечего делать или с целью «повозмущаться», и часто на него просто не обращают внимания. А вот звуковой сигнал стоящего грузовика обычно предупреждает, что сейчас он поедет задним ходом. Опытный водитель его обязательно подаст по одной причине: из-за отсутствия салонного зеркала он не видит, что происходит позади автомобиля. И сигналит, чтобы предупредить: мол, валите в сторону, сейчас машина поедет назад.

Конечно, обзор и габариты свои коррективы в особенности вождения грузовика вносят. Но не только они.

Разгон и торможение

То, как разгоняются грузовые и легковые автомобили, — это две абсолютно разные вещи. Прихоти, доступные водителям легковых автомобилей, водителям грузовиков практически запрещены.

Мы все прекрасно знаем, что такое моментальный расход топлива. И многие из нас видели, какие цифры показывает бортовой компьютер при нажатии на педаль газа. 

Даже владельцев машин с 1,5-литровым атмосферным мотором не удивят цифры от 20 до 25 л на 100 километров. Хорошо, что они держатся в течение коротеньких секунд разгона…

А теперь представьте машину, которая тащит 20 тонн, с мотором объемом 13 литров.

Мало того что моментальный расход там в разы больше (несмотря даже на то, что мотор этот дизельный), так еще и длительность разгона намного больше, чем у легкового автомобиля. И количество топлива, потраченное за это время, существенно влияет на средний расход топлива. Чем больше расход — тем меньше доход.

И ни один нормальный водитель фуры не будет ехать в режиме «газ в пол — тормоз». И тому есть еще несколько причин.

Во-первых, само торможение. 

Наверное, не все водители легковых машин догадываются, что тормозить педалью тормоза — злейший моветон. 

При каждом таком торможении деньги просто улетают в трубу. Ну, на обычном автомобиле и деваться некуда: есть рабочая тормозная система (как раз та самая педаль тормоза) и стояночная.

Эффективно тормозить двигателем умеют не все, а на машинах с автоматическими коробками это иногда просто невозможно. У водителя грузовика способов замедляться больше, и педаль рабочей тормозной системы применяется тут намного реже.

Так как же тормозит тягач? Не будем сильно ударяться в технику и принцип работы тормозов-замедлителей и для простоты разделим их на три типа: ретардер, моторный тормоз и декомпрессионный тормоз.

Читайте также  Как отрегулировать кран тормозных сил на полуприцепе?

Ретардер — это трансмиссионный тормоз-замедлитель. Он работает по принципу гидротрансформатора. Тут есть две турбины на одной оси в общем корпусе. Ротор связан с ведущими элементами трансмиссии, статор — с корпусом. Если ретардер встроен в КПП, то его называют интардер (такую технологию и соответствующий термин придумала компания ZF).

Кроме того, ретардеры бывают не только гидродинамическими, но и электродинамическими (тут используются токи Фуко).

Есть даже акватардер (ретардер по типу первого, но в качестве рабочей жидкости используется не масло, а охлаждающая жидкость из системы охлаждения мотора) и турборетардер, который использует, например, тот же самый Мерседес на тягачах Actros SLT и Arocs SLT.

Моторный тормоз — самый элементарный замедлитель. По сути — заслонка в выпускном коллекторе, перекрывающая выход отработавших газов, что создает противодавление. Одновременно с этим отключается подача топлива в цилиндры.

Тумблеры моторного тормоза Kenworth Т800 и рычажок управления моторным тормозом на Mercedes-Benz Actros

Декомпрессионный тормоз выпускает воздух из цилиндра сразу после такта сжатия. Мотор при этом работает как компрессор и не тянет машину вперед, а замедляет. Способов реализации такого замедлителя много, и у разных производителей эти замедлители работают по-разному. Но мы обещали в эти дебри не лезть (а жаль — тут можно было бы много интересного рассказать про американские траки и Iveco), поэтому вынесем из этого только одну информацию — водитель тягача тормозит совсем не так, как водитель легковушки. И если он часто пользуется рабочим тормозом, он что-то делает не так.

Головка блока цилиндров дизеля с электронными насос-форсунками и декомпрессионным тормозом

Особенности работы тормозов-замедлителей и вес грузовой машины определяет и основную особенность торможения — все происходит гораздо медленнее, чем на легковом автомобиле. И водитель трака никогда не станет тормозить «в пол» перед светофором. Ему гораздо интереснее рассчитать скорость так, чтобы попасть в зеленый свет. Либо немного сбросить скорость (замедлителем), либо чуть ее прибавить. Иногда он может потихоньку тащиться перед перекрестком, пытаясь попасть на стоп-линию к зеленому свету. И это все не из-за вредности, а из-за особенности управления грузовиком.

Большой брат следит!

Теперь немного философии. Почему бы водителям фур не проявлять чуть больше чуткости к водителям легковых машин и не ездить, как все? Хотя бы потому, что они в основном — наемные работники и… за ними следят.

Уже давно на многие тягачи ставят системы, позволяющие владельцам следить за тем, как работают их водители. У Мерседеса это FleetBoard Eco Support, есть похожие и у Volvo, и у Scania. Эти системы передают владельцу машины множество параметров. Не только данные о том, сделал ли их водитель «плечо» в сторону или не спал ночью, но и информацию о том, как он тормозил, как разгонялся, как пользовался замедлителем и рабочими тормозами, использовал ли он правильно круиз-контроль и другие системы, которые чисто теоретически позволяют машине ездить долго и дешево. 

Поэтому в интересах водителя ездить максимально экономично. То есть таким образом, который часто приводит в бешенство водителя легковушки. 

В населенном пункте ехать ровно 79 км/ч и выходить на обгон, когда, казалось бы, проще сбросить скорость на 2 км/ч.

Выходить на левую полосу для опережения прямо перед носом вашей машины или совершать это опережение несколько минут, не добавляя при этом скорость. То есть делать все так, что вроде и правил не нарушает, но и здорово мешает другим.

А куда деваться, если за каждый лишний маневр с перерасходом топлива и за каждое необоснованное торможение с сокращением ресурса колодок работодатель может настучать рублем по шее? Хотя со стороны, конечно, многие маневры действительно выглядят по-хамски.

Реагировать на них агрессивно не нужно. Во-первых, обычно это «не по злобе». Во-вторых, это опасно. Ну, а «учителя» могут за свою дурацкую деятельность вполне заслуженно получить от профессиональных водителей по сусалам: большинство из них объединены крепким товариществом, и несколько фраз на 15-м канале «сибишки» помогут быстро договориться о наказании «учителя».

В защиту обычных автолюбителей скажу одно: люди с загоревшей левой рукой зачастую сильно недооценивают важность безопасности на дорогах. Им-то бояться особо нечего, если их машина весит в 10-15 раз больше соседней…

Не стоит видеть друг в друге врагов. Их на дороге нет. Если кто-то и может справедливо бесить участников дорожного движения, так это «обочечники». Но это другая история. Мы такие не публикуем даже со знаком «18+».

Источник: https://news.ati.su/article/2019/08/13/nikogda-my-ne-budem-bratyami-pochemu-voditelyam-gruzovyh-i-legkovyh-avtomobiley-trudno-druzhit-164644/