Чем барабанные тормоза хуже дисковых?

Барабаны или диски?

Чем барабанные тормоза хуже дисковых?

19.07.2019

Ну, наверное, с вечным спором у обычных людей «Что появилосьраньше – яйцо или курица?» автомобилисты могут предложить свой «Какие тормозалучше – дисковые или барабанные?». Тем более, что новую волну в дебатах между отечественнымиавтолюбители поднял недавно вышедший в продажу кроссовер Renault Arkana, где многие, к своемуудивлению, увидели на задней оси барабанные тормоза.

Мы привыкли уже, что постепенно «барабаны» уступают место дисковыманалогам и что они уже в какой-то степени воспринимаются как некий анахронизм. Содной стороны, это и так, но, всё же, достоинств у барабанных тормозных системещё никто не отнимал. Так давайте более предметно разберем преимущества инедостатки обоих механизмов.

Барабанные тормоза

Они, как считается, первыми появились. Их стали применятьещё на гужевых повозках откуда они перекочевали на машины. Первое время тормозана машинах ставили только сзади, а передок оставался свободным. На это имелосьдве причины: человеческий страх – боялись переворота первых самодвижущихсяколесниц, трудности монтажа – на заре автомобилестроения было довольнопроблематично подвести тормозные тяги на поворачивающиеся колеса.

Но, все мы с вами знаем, чем чревата блокировка задних колеспри торможении, особенно, если это случилось на повороте… Поэтому, инженерная иконструкторская мысль в дальнейшем разрабатывала возможность переноса тормозныхмеханизмов на переднюю ось.

К слову, первые дисковые тормоза появились ещё в 1902 году ивозможно они бы имели больший успех, если бы не Луи Рено (основатель односменнойфирмы), который представил миру прогрессивную конструкцию тормозного механизмас полным барабаном и полукруглыми колодками – собственно, именно эта системабез каких-то радикальных изменений дожила и до наших дней.

Сегодня серийно выпускающихся автомобилей с переднимибарабанными тормозами не осталось, наверное, совсем. Хоте, где-то по дорогамможет и колесят авто выпуска 70-ых или 80-ых, на которых подобная конструкцияещё жива. А вот на задней оси барабаны успешно живут до сих пор и как совсемсвежий пример можно упомянуть ту же Аркану. Правда, считается, что такаякомбинация: спереди диски, а сзади барабаны – удел бюджетных автомобилей.

Но, давайте всё-таки поговорим о плюсах барабанных тормозов:

  • Из-за того, что тормозной барабан закрытый – весь внутренний механизм отлично защищен от попадания туда грязи, влаги, пыли и снега. По этой причине принято считать, что такой тип тормозов более пригоден для техники, которая эксплуатируется в тяжелых природных и погодных условиях.
  • Больший ресурс. Так как барабан внушительно толще своих дисковых аналогов и площадь соприкосновения колодки с ним больше – это приводит к меньшему износу обеих частей механизма при аналогичной эффективности торможения.
  • Более надежное и просто совмещение со стояночным тормозом.

Минусы:

  • Больший вес.
  • Охлаждение. В закрытом барабане значительно хуже проходит теплообмен, чем на открытых дисках и, следовательно, увеличивается шанс перегрева и снижения эффективности при долгих и больших нагрузках.  
  • Плохая самоочитка. Если внутрь барабана попадает какой-нибудь мусор, то это может стать небольшой неприятностью. Например, если на колодки внутри барабана попали песчинки, то при торможении это приведет к появлению неприятного скрипа. Если же в барабане оказалась вода и зимой она сковала льдом механизм – вам вряд ли удастся тронуться.
  • Контроль износа. Чтобы понять сколько «отходили» тормоза придётся снимать полностью барабан и его разбирать.
  • Неравномерный износ. Частая ситуация, когда передняя колодка в барабане теряет свой ресурс быстрее, чем задняя и поэтому приходится частично заниматься заменой, что, как следует из пункта выше, не так уж и просто.

Дисковые тормоза

В отличие от барабанных – дисковые тормоза гораздо болееэффективней могу производить торможение и по этой причине они началиустанавливаться на более мощные и скоростные автомобили. А с течением времениими стали оснащаться большинство выпускаемых автомобилей.

Достоинства дисковых тормозов:

  • Небольшой размер и вес механизма.
  • Более плотное и равномерное прилегание колодки к диску, в следствии чего – большая эффективность.
  • Отличный теплообмен и охлаждение.
  • Самоочистка механизма.
  • Простота обслуживания, замены, контроля износа и прочее.
  • Возможность более точной настройки.
  • Возможность использования различных комплектующих, повышающих эффективность работы, охлаждения или самоочитски (в зависимости от потребности).

Минусы:

  • Загрязнение и коррозия. Так как механизм по сути открыт – он сильно подвержен негативному внешнему воздействию погодных условий.
  • Возможность получить быстрый дефект. При долго торможении диск сильно раскаляется и при попадании на него холодной воды – могут появится микротрещины, которые быстро приведут его в негодность.  
  • Из-за меньшего размера механизма – он быстрее перегревается при торможении.
  • Сложность совмещения с «ручником».
  • Примерзание. Если у барабанов подобный эффект наблюдается при попадании воды во внутрь, то дисковые тормоза, при долгой стоянке на морозе, могут самостоятельно примерзнуть – это в основном касается задней оси при поднятой рукояти стояночного тормоза. Именно по это причине на многие автомобили задняя ось оснащают барабанными тормозами, дабы была возможность избежать подобного эффекта и спокойно снять машину с «ручника» в зимний период.
Читайте также  Зачем перфорация на тормозных дисках?

Общий итог

В каких-то стандартных условиях эксплуатации – неткакого-либо преимущества одного типа тормозных систем над другим. Собственно,поэтому многие производители до сих пор и используют сильные стороны одних идругих тормозов, комбинируя их на автомобилях. И, поэтому, классическая схема:спереди дисковые, а сзади барабанные – живет благополучно и по сей день, ибоприменение обоих типов тормозов позволяет извлечь максимальную выгоду из тех преимуществ,которыми обладает каждый из них.

Источник: https://gs-trade.ru/articles/barabany-ili-diski/

Дисковые и барабанные тормоза отличия

Чем барабанные тормоза хуже дисковых?

Дисковые тормоза лучше, чем барабанные. Это знают все. А вот чем они лучше и почему, тем не менее, барабаны до сих пор ставятся на множество видов техники, понимает далеко не каждый. И сегодня мы разберем данный вопрос подробно. Для начала чуть-чуть рассмотрим теоретическую часть, а затем перейдем к устройству тех и других.

Как я уже говорил в недавней заметке о прокачке тормозов, гидравлические тормозные системы сегодня полностью властвуют среди прочих типов. По моему скромному мнению, такая концепция давным-давно устарела и несет в себе просто ворох недостатков и проблем в эксплуатации, но имеем что имеем.

Гидравлический привод означает, что давление от ноги к исполнительным механизмам передается с помощью жидкости — это общий незыблемый принцип. Но если на заре автомобильной цивилизации все типы машин имели барабанные тормозные механизмы (в тех или иных вариациях), то сейчас абсолютное большинство автомобилей используют дисковые тормоза.

Обе системы имеют много общего: фрикционные накладки (колодки), рабочий цилиндр, прокачной штуцер для обслуживания, механизм подвода колодок и т.д. Но техническая реализация у них разная.

Если тезисно, то: барабанный тип тормозного механизма является полностью закрытым и замедляет вращение путём распирания вращающейся части изнутри. Дисковый тип, напротив, является открытым и замедляет вращение с помощью зажимания вращающейся части снаружи. Теперь подробнее.

Сравнительные характеристики дисковых и барабанных автомобильных тормозов

Чем барабанные тормоза хуже дисковых?

Те, кто активно следит за тенденциями современного производства легковых автомобилей, знает, что преимущественно все нынешние машины с завода оснащаются дисковыми тормозными механизмами.

Барабанные тормоза автомобиля

При этом количество машин, у которых сзади стоят барабанные тормоза, достаточно внушительное. Это оставляет открытым вопрос их устройства, принципа работы, преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентом.

Автовладельцы, которые лишь недавно оказались за рулём, не всегда даже могут ответить на вопрос о том, какие именно тормозные узлы установлены на его машине. А ведь между ними есть заметная разница, они отличаются конструктивно, имеют разные период обслуживания и службы, да и по финансовым затратам разнятся.

Как работают тормозные механизмы

Прежде чем изучить плюсы и минусы, которыми характеризуются дисковые и барабанные автомобильные тормоза, нужно понять общий принцип их работы.

Необходимость в использовании тормозных систем появилась практически одновременно с появлением наземных транспортных средств. Причём это касается не только машины, но и более ранних велосипедов или даже повозок.

Чтобы решить поставленную задачу, было принято решение использовать пару трения. В ней одной частью выступает колесо, а второй специальная накладка. Чаще всего её называли колодкой, но также применялись термины типа башмак или планка. Он названия суть не менялась. Подобные механизмы назывались колодочными тормозами. А когда второй частью пары трения оказывалась гибкая замкнутая лента, речь шла уже о ленточных тормозах.

С течением времени менялась конструкция механизмов и материалы, которые в них использовались. Причём среди тех разработок были крайне удачные и эффективные решения.

Если говорить о ленточных узлах, то они появились только в начале 20 века, но не стали чем-то популярным и распространённым. Хотя в своё время их характеристики превосходили колодочные аналоги.

Перспективы колодочных тормозных систем были куда лучше и светлее. В итоге появилось две ключевые разновидности колодочных узлов. Разница заключалась в том, какой именно элемент применялся для прикладывания тормозного усилия. Сейчас все их прекрасно знают как дисковые и барабанные тормоза. Они имели свои плюсы и минусы. В барабанных использовались барабаны, а в дисковых – диски.

Дисковые узлы были созданы в 1902 году. Но на то время инженеры использовали только пару трения из металлических изделий. Тогда попросту ещё не существовало более подходящих материалов. Как результат, при соприкосновении двух металлических поверхностей тормозной эффект возникал, но параллельно появлялся сильнейший скрип. А когда между металлами оказывалась влага, эффективность работы дисковых систем заметно падала.

Читайте также  Заклинила направляющая тормозного суппорта

Из-за этого на практике более эффективными оказались барабанные изделия. Только спустя несколько десятилетий, когда автомобильным инженерам удалось найти более подходящую пару трения, качество дисковых систем вышло на совершенно новый уровень, вытеснив барабанные аналоги. Хоть и не полностью.

Разница между тормозами

Целый ряд автолюбителей интересуются, какие же тормоза лучше для машины – дисковые или барабанные. Хотя системы были созданы примерно в одно и то же время, они поочерёдно вытесняли друг друга.

Сначала разница в эффективности работы тормоза привела к тому, что дисковые оказались менее полезными, нежели барабанные. Но во многом это связано с отсутствием подходящих материалов.

Затем появляющиеся отличия начали действовать в пользу дисков, вытесняя уже устоявшиеся на то время барабанные тормоза. В настоящее время в приоритете оказались именно дисковые узлы. Хотя нельзя исключать и того, что когда-то ситуация снова поменяется.

Достоинства дисковых узлов

Конструктивная разница, актуальная между дисковыми и барабанными тормозами, уже была внимательно рассмотрена. Теперь следует поговорить о достоинствах каждого из представленных вариантов.

Ключевые преимущества дисковых систем связаны с особенностями расположения тормозных накладок и условиями эксплуатации.

  1. За счёт встречных тепловых потоков материалы равномерно расширяются от нагрева и так же равномерно прижимаются накладки. Контакт с окружающей средой даёт неоспоримое преимущество в виде эффективного теплообмена.
  2. Конструктивные особенности дисков и их теплообменные характеристики позволяют акцентировать внимание на таком важном достоинстве как более качественное охлаждение. Для дисковых узлов перегрев менее характерен, чем в случае с барабанами.
  3. Изменения в зазорах между рабочими поверхностями при торможении объясняются симметричными воздействиями. От этого зазоры способны саморегулироваться. У барабанных воздействия являются асимметричными, а потому здесь возникает необходимость в периодической регулировке зазоров.
  4. В дисковых узлах не происходит накапливание продуктов трения. Эти механические частицы считаются очень опасными, поскольку ускоряют износ и нарушают плотность прилегания.

Дисковый тормоз на автомобиле УАЗ

Современные узлы торможения оснащаются гидравлическими и механическими системами. А за последние годы активно внедряются электронные разработки, наиболее ярким примером среди которых считается ABS, то есть антиблокировочная система.

Учитывая конструктивные особенности, именно дисковые тормозные механизмы значительно лучше адаптированы под установку электроники. Барабанные в этом компоненте существенно уступают.

Преимущества барабанных тормозов

Здесь же основные достоинства формируются на основании того, что пара трения изолируется от пагубного воздействия со стороны внешней окружающей среды.

Вряд ли стоит спорить о том, что эффективность процесса торможения выше у дисковых узлов. А вот стоимость обслуживания заставляет владельцев машин с дисковыми тормозами завидовать водителям авто с барабанными механизмами.

Принимая во внимание практичность обеих тормозных механизмов, поставить знак равенства между ними нельзя, поскольку определённое преимущество именно на стороне дисковых тормозов.

Но и барабанам есть несколько козырей в виде следующих преимуществ:

  • Когда дисковые тормоза интенсивно тормозят и попадают в воду, за счёт открытости конструкции есть вероятность деформации тормозного диска и появления термических повреждений. В итоге узел постепенно разрушается. Для барабанов такая проблема не является актуальной.
  • Между дисками есть зазоры, куда могут попадать различные частицы с абразивными свойствами. В основном это касается песка, грязи и пыли. Это ведёт к активному износу тормозных накладок. У барабанных износ не столь интенсивный, и имеется защита от абразивных компонентов.
  • Ремонт и обслуживание барабанных узлов требует меньше сил и денег. А это для многих автомобилистов весомый аргумент.

Сугубо по показателям эффективности торможения с небольшим отрывом выигрывают дисковые системы. При этом нельзя сказать, что барабаны значительно хуже. У них имеются собственные козыри.

Если дорогие иномарки комплектуются всегда дисковыми узлами на всех колёсах, то для более бюджетной категории практикуется принцип комбинирования. Это отличное решение, позволяющее снижать себестоимость машины, не жертвуя качеством работы тормозных систем. В итоге на многих автомобилях можно встретить ситуации, когда сзади стоят барабанные узлы, а впереди располагаются диски.

Источник: https://rating-avto.ru/variant/diskovyie-ili-barabannyie-tormoza.html

Дисковые или барабанные: вот какие тормоза лучше!

Чем барабанные тормоза хуже дисковых?

18 июля 2019 года

Появление на российском рынке Renault Arkana с барабанными (пока что) задними тормозами придало новый импульс давней дискуссии о том, чем они хуже (или лучше) дисковых тормозов. Мы собрали все плюсы и минусы воедино и подвели итог обсуждениям.

Читайте также  Как выбрать тормозные колодки для автомобиля?

Барабанные тормоза

Считается, что первыми на свет появились барабанные тормоза — на гужевых повозках, и на автомобили они перекочевали с карет, причем сперва только на заднюю ось. Долгое время все автомобили оснащались только барабанными тормозами, хотя дисковые были запатентованы англичанином Уильямом Ланчестером в 1902 году. И в том же году француз Луи Рено представил свою конструкцию тормозного механизма — с полым барабаном и полукруглыми колодками, прижимавшимися цилиндром и пружинами ко внутренней поверхности барабана.

Интересно, что конструкция Рено дожила до наших дней практически без изменений, за исключением того, что цилиндров теперь может быть и пара, и появились распорные планки, обеспечивающие самоподвод. Раньше колодки приходилось подводить самостоятельно, эта процедура была знакома нашим дедам.

Конструкция барабанных тормозов оказалась настолько хорошо продуманной, что они за прошедший век практически не изменились. Возможно, поэтому Renault не спешит отказываться от барабанов.Конструкция барабанных тормозов оказалась настолько хорошо продуманной, что они за прошедший век практически не изменились.

Возможно, поэтому Renault не спешит отказываться от барабанов.

Сегодня легковых автомобилей с передними барабанными тормозами, кажется, не осталось вовсе. А за заднюю ось они держатся крепко — их до сих пор можно видеть на некоторых легковушках, в первую очередь так называемых бюджетниках.

Считается, что барабанные тормоза дешевле дисковых, но это спорное утверждение.

Однако у барабанов есть несколько неоспоримых достоинств:

  1. Хорошая защита от грязи. Так как тормозные колодки, пружины, гидравлические цилиндры и распорные планки скрыты в барабане, грязь, снег, лед фактически никак не влияют на работоспособность механизма. Из-за этого барабанные тормоза считаются более пригодными для тяжелых условий эксплуатации.
  2. Внушительный ресурс. У тормозных колодок большая рабочая поверхность, большая и толщина рабочей части барабана.
  3. Простое совмещение с механизмом стояночного тормоза.

Детали барабанного тормоза.Детали барабанного тормоза.

Недостатки барабанных тормозов:

  1. Значительный вес.
  2. Плохое охлаждение. Как следствие — возможность перегрева при больших нагрузках.
  3. Плохая самоочистка. Если внутрь барабана попадет влага и образуется лед, тормозной механизм не даст машине тронуться с места. При попадании песчинок появится посторонний звук.
  4. Сложность контроля степени износа. Чтобы оценить ресурс колодок, барабан придется снять.
  5. Неравномерный износ колодок. Передняя, как правило, изнашивается быстрее. Из-за неправильной регулировки или заедания механизма быстрее может приходить в негодность и какая-то часть колодки.

Дисковые тормоза. Износ колодок можно определить сразу — для этого не требуется ничего разбирать.Дисковые тормоза. Износ колодок можно определить сразу — для этого не требуется ничего разбирать.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза на легковых автомобилях появились, когда стали заметно расти мощности их моторов и скорости. Первым европейским автомобилем с дисковыми тормозами на обеих осях стал спортивный Jaguar C-Type 1953 года. В США первопроходцем был Studebaker Avanti 1962 года. С тех пор диски и вытесняют барабаны (но никак не вытеснят).

Достоинства дисковых тормозов

  1. Легкость и компактность.
  2. Равномерное прилегание колодок к дискам и, как следствие, большая эффективность.
  3. Отличная охлаждаемость.
  4. Способность к самоочистке.
  5. Простота диагностики, обслуживания и замены.
  6. Возможность точной регулировки.
  7. Возможность применения многопоршневых суппортов, использования перфорации, разнообразных грязе-и газоотводящих канавок, насечек.

Детали дискового тормоза.Детали дискового тормоза.

Недостатки дисковых тормозов

  1. Подверженность всевозможным загрязнениям, коррозии.
  2. Возможность деформации, растрескивания при попадании холодной воды на раскаленную рабочую поверхность.
  3. Значительное выделение тепла при работе.
  4. Сложность совмещения со стояночным тормозом. Решается применением электрического включения/выключения стояночного тормоза, например.
  5. Склонность к примерзанию колодок к дискам на задней оси при использовании стояночного тормоза. И это еще одна из причин того, что на многих легковых машинах стояли (и стоят до сих пор) барабанные тормоза на задней оси при дисковых на передней.

Логичен вопрос: может, совместить в одной конструкции достоинства и дисковых, и барабанных тормозов, избавившись заодно от их недостатков? Разумеется, инженеры пытались сделать это. Дисковые тормоза, помещенные в барабаны, предлагала в качестве опционального оборудования компания Chrysler в 1949–1954 годах.

Audi ставила гибридные тормозные механизмы на серийные модели V8 и 200 в конце 1980-х — начале 1990-х. За характерный внешний вид эти тормоза получили прозвище UFO (НЛО), и их откровенно ненавидят фанаты марки за сложность и слишком высокую стоимость.

Фактически попытки создания тормозных гибридов провалились, так как все известные конструкции скорее объединяли недостатки того и иного типа тормозных систем, нежели достоинства.

Тормоза Audi типа UFO (НЛО).Тормоза Audi типа UFO (НЛО).

Если разобраться, при повседневной эксплуатации и обычных, «гражданских» режимах езды барабанные тормоза практически не уступают дисковым, и сочетание барабанных тормозов на задней оси с дисковыми тормозами на передней является оптимальным для семейного автомобиля.

Дисковые тормоза лучше подходят мощным и быстрым автомобилям — из-за большей эффективности при максимальных нагрузках. И конечно, дисковые тормоза еще и выглядят красиво по сравнению с невзрачными барабанами. Именно это и является основной причиной многочисленных просьб поставить их на модную Аркану, а вовсе не эксплуатационные характеристики: такие же тормоза, стоящие на Дастерах и Каптюрах, всех устраивают.

  • За тормозами, как и за другими узлами автомобиля, необходим уход. У нас в широком ассортименте представлены средства по уходу за тормозами различных производителей.

фирмы-производителиОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/918553-diskovye-ili-barabannye-kakie/